icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

 то такой романтический герой?

  • 3673
  • 3

 то такой романтический герой?

 
 ака€ из эпох в истории искусства наиболее близка современному человеку? —редневековье, ¬озрождение Ц дл€ узкого круга избранных, барокко Ц тоже далековато, классицизм совершенен Ц но как-то слишком совершенен, в жизни такого четкого разделени€ на Ђтри штил€ї не бываетЕ о Ќовейшем времени и современности лучше помолчим Ц этим искусством только детей пугать (может, оно и правдиво до предела Ц но Ђсуровой правдой жизниї мы по горло сыты в реальности). » если выбирать эпоху, искусство с которой, с одной стороны, близко и пон€тно, находит живой отклик в нашей душе, с другой Ц дает нам убежище от житейских невзгод, хот€ и говорит о страдани€х Ц это, пожалуй, XIX век, вошедший в историю как эпоха романтизма. »скусство этого времени породило особый тип геро€, названного романтическим.

“ермин Ђромантический геройї может сразу вызвать представление о влюбленном, переклика€сь с такими устойчивыми сочетани€ми, как Ђромантические отношени€ї, Ђромантическа€ истори€ї Ц но это представление не вполне соответствует действительности. –омантический герой может быть влюблен, но не об€зательно (есть персонажи, соответствующие этому определению, которые не были влюблены Ц например, у лермонтовского ћцыри возникает лишь мимолетное чувство к грациозной девушке, проход€щей мимо, которое не становитс€ определ€ющим в судьбе геро€) Ц и это не главное в немЕ а что же главное?

„тобы пон€ть это, вспомним, что вообще представл€л из себ€ романтизм. ≈го породило разочарование в результатах ¬еликой французской революции: новому миру, возникшему на развалинах старого, было далеко до предреченного просветител€ми Ђцарство разумаї Ц вместо этого в мире установилась Ђвласть денежного мешкаї, мир, где все продаетс€. “ворческой личности, сохранившей в себе способность к живому человеческому чувству, не место в таком мире, поэтому романтический герой Ц это всегда личность, не прин€та€ обществом, вступивша€ в конфликт с ним. “аков, например, »оганнес  рейслер Ц герой нескольких произведений Ё.“.ј.√офмана (не случайно в самом начале изложени€ Ђбиографииї геро€ автор упоминает, что  рейслер был отставлен от должности капельмейстера, отказавшись написать оперу на стихи придворного поэта). Ђ»оганнес носилс€ то туда, то сюда, будто по вечно бурному морю, увлекаемый своими видени€ми и грезами, и, по-видимому, тщетно искал той пристани, где мог бы наконец обрести спокойствие и €сностьї.

¬прочем, Ђобрести спокойствие и €сностьї романтическому герою не суждено Ц он везде чужой, он Ц лишний человекЕ помните, о ком это сказано? ѕравильно, ≈вгений ќнегин тоже принадлежит к типу романтического геро€, точнее, к одному из его вариантов Ц Ђразочарованномуї. “акого геро€ еще называют Ђбайроническимї, поскольку один из первых его образцов Ц байроновский „айльд-√арольд. ƒругие примеры разочарованного геро€ Ц Ђћельмот —киталецї „.ћэтьюрина, отчасти Ц Ёдмон ƒантес (Ђ√раф ћонте- ристої), а также Ђ¬ампирї ƒж.ѕолидори (уважаемые поклонники Ђ—умерекї, Ђƒракулыї и прочих подобных творений, знайте, что вс€ эта любезна€ вам тематика восходит именно к романтической повести ƒж.ѕолидори!). “акой персонаж всегда неудовлетворен своим окружением, поскольку возвышаетс€ над ним, отлича€сь большей образованностью и умом. «а свое одиночество он мстит миру филистеров (недалеких обывателей) презрением к общественным установлени€м и условност€м Ц иногда довод€ это презрение до демонстративности (так, лорд –отвен в упом€нутой повести ƒж.ѕолидори никогда не подает милостыню люд€м, доведенным до нищеты несчасть€ми, но никогда не отказывает в просьбе о материальной помощи тем, кому деньги нужны дл€ удовлетворени€ порочных желаний).

ƒругой тип романтического геро€ Ц бунтарь. ќн тоже противопоставл€ет себ€ миру, но вступает с ним в открытый конфликт, он Ц выража€сь словами ћ.Ћермонтова Ц Ђпросит буриї. «амечательный пример такого геро€ Ц лермонтовский ƒемон.

“рагеди€ романтического геро€ не столько в отвержении обществом (в сущности, он даже стремитс€ к этому), сколько в том, что его усили€ всегда оказываютс€ направленными Ђв никудаї. —уществующий мир не удовлетвор€ет его Ц но другого мира нет, а одним лишь ниспровержением светских условностей ничего принципиально нового создать нельз€. ѕоэтому романтический герой обречен либо погибнуть в столкновении с жестоким миром (гофмановский Ќатаниэль), либо остатьс€ Ђпустоцветомї, никого не сделавшим счастливым или даже разрушающим жизнь окружающих (ќнегин, ѕечорин).

¬от почему со временем неизбежным стало разочарование в романтическом герое Ц в сущности, мы наблюдаем его в Ђ≈вгении ќнегинеї ј.—.ѕушкина, где поэт открыто иронизирует по поводу романтизма. —обственно, считать романтическим героем здесь можно не только ќнегина, но и Ћенского, который тоже ищет идеала и погибает в столкновении с жестокостью мира, весьма далекого от романтических идеаловЕ но Ћенский уже напоминает пародию на романтического геро€: его Ђидеалї Ц недалека€ и легкомысленна€ уездна€ барышн€, внешне напоминающа€ стереотипный образ из романов, и читатель, в сущности, склонен согласитьс€ с автором, пророчащим герою совершенно Ђфилистерскоеї будущее, останьс€ он в живыхЕ Ќе менее беспощаден ћ.Ћермонтов к своему «ораиму Ц герою поэмы Ђјнгел смертиї:

Ђ»скал он в люд€х совершенства,

ј сам Ц сам был не лучше ихї.

ѕожалуй, окончательно деградировавший тип романтического геро€ мы находим в опере английского композитора Ѕ.Ѕриттена (1913-1976) Ђѕитер √раймсї: главный герой здесь тоже противопоставлен миру обывателей, в котором живет, тоже находитс€ в вечном конфликте с жител€ми родного городка и в конце концов погибает Ц но он ничем не отличаетс€ от своих недалеких соседей, его предел мечтаний Ц заработать побольше денег, чтобы открыть лавкуЕ таков суровый приговор, вынесенный романтическому герою XX веком!  ак ни бунтуй против общества Ц все равно останешьс€ его частью, все равно будешь носить его Ђслепокї в себе, а от себ€ не убежишь. Ќаверное, это справедливо, ноЕ

ќднажды € провела на одном сайте опрос дл€ женщин и девушек: Ђ«а кого из оперных персонажей вы бы вышли замуж?ї ¬ лидеры с огромным отрывом вышел Ћенский Ц этот, пожалуй, самый близкий нам романтический герой, настолько близкий, что мы готовы не замечать иронии автора по отношению к нему. ¬идимо, и по сей день образ романтического геро€ Ц вечно одинокого и отверженного, непон€того Ђмиром сытых рожї и вечно стрем€щегос€ к недостижимому идеалу Ц сохран€ет свою прит€гательность.


spe
ёли€ ƒворникова

"я опущусь на дно морское,я полечу за облака,я дам тебе все, все земное -Ћюби мен€!"..."ƒемон", ћ. Ћермонтов


"—егодн€ € думал, что с тобой что-то случилось - авари€ или что-то еще. я знал, что нельз€ об этом думать. Ќо это было почти так же страшно, как мысль о том, что ты мен€ можешь не любить. » честно говор€, даже страшнее. » € просто стал молитьс€ Ѕогу. » даже согласилс€ на то, чего так бо€лс€ вчера. Ћучше ты не будешь мен€ любить." —ергей Ѕодров

¬от такое мнение.

tra
јнжелика √ригорьева

≈лена, кака€ замечательна€ стать€! –омантический герой рассмотрен в разных ракурсах,. „итала статью с удовольствием.

mas
ћарк Ѕлау

ј он, м€тежный, просит бури! » допрашиваетс€. ƒл€ себ€ и дл€ других. „то характерно.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+