icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такие св€тые?

  • 3844
  • 2

 то такие св€тые?

ќ
ќ христианских св€тых слышали все Ц даже люди, далЄкие от христианства. ƒаже те, кто не всегда ходит в храм на –ождество и ѕасху (не говор€ уже о других дн€х в году), часто знают, какому св€тому Ђпоставить свечкуї, чтобы сдать экзамен, а какому Ц чтобы удачно выйти замуж. ƒоводилось наблюдать и совсем уж парадоксальную ситуацию: стара€ коммунистка, ни разу в жизни не исповедовавша€с€ и не причастивша€с€, отрицавша€ существование Ѕога, очень почитала св.Ќикола€ ”годника, держала дома его образ и всегда обращалась к нему перед ответственными деламиЕ так что же это за люди?

¬ математике при доказательстве теорем нередко используетс€ принцип доказательства от противногої Ц вот и мы начнЄм с того, кем св€тые не €вл€ютс€. ¬о-первых, они не €вл€ютс€ богами. ’оть такое утверждение и кажетс€ само собой разумеющимс€, практика показывает, что такое разъ€снение сегодн€ необходимо Ц слишком уж много по€вилось рассуждений на тему, что, мол, христианство ничем не отличаетс€ от политеистических религий, только место богов в нЄм занимают св€тые. ћежду тем, разница очевидна всем, кто знает, как начинаетс€ молитва св€тому, им€ которого носишь: Ђћоли Ѕога о мне, св€той угодниче Ѕожий такой-тоЕї, Ц не просто Ђпомоги мнеї, как сказал бы €зычник одному из своих многочисленных богов, а Ђмоли Ѕога обо мнеї. »ными словами, обраща€сь к св€тым, мы просим их помолитьс€ за нас Ц точно так же, как мы можем попросить об этом наших близких-христиан. ¬опрос в том, чь€ молитва обладает большей силой, кого Ѕог скорее ЂуслышитїЕ ведь даже выбира€ в ближайшем окружении, кого попросить помолитьс€ за нас, вр€д ли мы выберем какого-нибудь алкоголика-дебошира Ц мы предпочтЄм, чтобы это делал тот, кого приближает к Ѕогу его праведна€ жизнь, и чем выше степень праведности, св€тости Ц тем лучше. —трого говор€, призыв ЂЅудьте св€ты!ї —паситель обращал ко всем христианам, но всегда были те, у кого это получалось лучшеЕ

ќзначает ли это, что те, кого мы почитаем как св€тых, никогда не грешили? Ќет, не значит! Ѕолее того, некоторые из них поначалу вели такую жизнь, которую даже с нат€жкой нельз€ назвать праведной Ц скажем, св.ћари€ ≈гипетска€ была блудницей Ц но у них хватило сил, что называетс€, Ђжизнь переломитьї. „ем это было вызвано?

¬ романе  .—.Ћьюиса Ђћерзейша€ мощьї есть такой момент: герой устраиваетс€ на новую работу, весьма неплохо Ц как ему кажетс€ Ц делает карьеру, заводит Ђнужныеї знакомства, и вдруг в один прекрасный день ему предлагают привести туда жену. » ему становитс€ не по себе от того, что жена увидит, как он пьЄт с новыми коллегами, пресмыкаетс€ перед начальством и т.д. Ц словом, все его Ђдостижени€ї вмиг лишаютс€ очаровани€ от того, что он посмотрел на свою жизнь глазами значимого близкого человека Ц референтного лица, как это называют психологи. “ак вот, дл€ любого св€того первый шаг к св€тости состо€л в том, что таким референтным лицом дл€ человека становилс€ Ѕог. ¬ жити€х многих св€тых описываютс€ конкретные моменты, как это произошло Ц например, св.≈фрем —ирин, наход€сь в тюрьме по ложному обвинению (причЄм исключительно из-за собственного легкомысли€) во сне услышал слова: Ђ¬озвратись в место свое и покайс€ в неправде, убедившись, что есть ќко, над всем надзирающееї.

„то же может увидеть человек, взгл€нув на себ€ глазами Ѕога? Ёто хорошо видно на примере тех молитв, которые мы читаем каждый день Ц они ведь как раз сложены св€тыми: там на каждом шагу Ц Ђ€ блудныйї, Ђ€ ока€нныйї, Ђиз грешных первый аз есмьї и т.п. ¬от, оказываетс€, чем ещЄ св€тые отличались от нас с вами Ц они осознавали, что грешны! ¬ажность такого осознани€ мы поймЄм, если вспомним, какие заболевани€ особенно трудно лечитьЕ правильно, психические Ц поскольку страдающие ими люди больными себ€ не признают! » когда грешник не признаЄт себ€ грешником Ц Ђвылечитьї такого человека достаточно сложно даже всемогущему Ѕогу. —в€тые же, осознав себ€ грешниками, осознавали и то, что жить надо как-то по-другому.

Ќе следует также думать, что св€тые жили в какой-то другой обстановке, принципиально отличающейс€ от современного мира и потому располагающей к богоугодной жизни. Ђ«дравый смысл воспринимаетс€ как болезнь, разврат называетс€ любовью, а грабЄж и жестокость считают добродетел€миї, Ц не правда ли, очень метка€ характеристика современного мира? ћежду тем, эти слова принадлежат св.јнтонию ¬еликому, жившему в IV веке! “ак было всегда! ¬о все времена на человека, который любит Ц а не Ђзанимаетс€ любовьюї, живЄт Ц а не ЂберЄт от жизни всЄї показывали пальцами, ноЕ ≈сть такой вопрос-притча: как, не каса€сь данной линии, сделать еЄ короче? ѕравильный ответ: провести р€дом с ней другую линию Ц более длинную. ¬от и те, кого мы сегодн€ чтим, как св€тых, Ђпроводили свою (точнее, Ѕожью) линиюї Ц жили по-христиански в мире, где Ђкн€зем мира сегої с полным правом именуетс€ —атана. Ќе случайно многие св€тые уходили в монастыри или в пустыни Ц удал€лись от мира потому, что им там делать было нечего, как трезвеннику нечего делать с алкоголиками, а школьнику Ц в детском садуЕ Ќо примечательно, что уход от мира никогда не сопровождалс€ ненавистью к миру: св€тые уходили не дл€ того, чтобы в одиночестве упиватьс€ своей добродетелью Ц а чтобы молитьс€ за оставшихс€ в миру.

ѕо сути дела, жизнь каждого св€того была вызовом грешному миру, и основу этого вызова составл€ло смирение. Ќа первый взгл€д, вызов и смирение могут показатьс€ несовместимыми пон€ти€миЕ но только тому, кто отождествл€ет смирение с бесхребетностью, противопоставл€€ его борьбе. ’ристианское же смирение предполагает не смирение перед обсто€тельствами Ц а смирение перед Ѕогом, т.е. прин€тие ≈го воли как данности. ѕрактически это означает, что человек будет делать именно то, чего требует от него Ѕог здесь и сейчас. Ћегко это или трудно?

Е∆или себе два брата-рыбака Ц —имон и јндрей, ловили рыбу, роскоши, конечно, не знали, но и не голодали Ц но жили не хуже соседей, всЄ было налажено, всЄ было €сно. Ќо однажды приходит —паситель Ц и эти двое бросают свою налаженную жизнь, идут за Ќим в неизвестность, рассказыва€ всем о новой »стине, на которую косо смотр€т соплеменники, которую преследуют властиЕ а могли бы тихо и благополучно прожить свой век, как все тогда жили.

Е∆ила проста€ вдова —офи€ с трем€ дочер€ми Ц ¬ерой, Ќадеждой и Ћюбовью Ц и вот однажды приходит солдаты и ведут всех четверых к императору јдриану, который потребует, в сущности, немного Ц даже не отречьс€ от христианской веры окончательно и бесповоротно, а всего-то бросить несколько зЄрнышек на алтарь јртемиды Ц девочки, старшей из которых было 12 лет, предпочитают пытки и смерть.

ћожем ли мы назвать таких людей Ђбесхребетнымиї? “акие примеры в жити€х св€тых на каждом шагу.  онечно, не всегда и не у всех дело доходило до кровавых жертв Ц но всегда жизнь св€того предполагала отказ от чего-то, какое-то самоотречение Ц словом, всегда была подвигом (именно поэтому св€тых иначе называют подвижниками), и это был не Ђподвиг ради подвигаї (как делают многие наши современники, стрем€щиес€ попасть в книгу рекордов √иннеса) Ц это было именно понимание требовани€ Ѕога, обращЄнного к конкретному человеку (к слову, иногда в соответствии с этим требованием приходилось брать в руки оружиеЕ если кто не знает, кн€зь јлександр Ќевский, прославившийс€ своими воинскими де€ни€ми Ц тоже св€той!).

¬ соответствии с характером этого подвига св€тых дел€т на определЄнные категории.

“е из них, кто жил до пришестви€ »исуса ’риста и предсказывал по внушению —в€того духа это пришествие, называютс€ пророками.

”ченики —пасител€, непосредственно сопровождавшие его в земном служении, называютс€ апостолами, среди них выдел€ютс€ два первоверховных апостола Ц ѕЄтр и ѕавел. Ћюди, которые распростран€ли христианскую веру Ц так же, как это делали апостолы Ц называютс€ равноапостольными (например, св.  онстантин и ≈лена, св.¬ладимир, крестивший –усь).

≈пископы, архиепископы, митрополиты и патриархи, прославившиес€ св€той жизнью, заботой о пастве и сохранением чистоты христианской веры (противодействием ерес€м), называютс€ св€тител€ми (например, св.Ќиколай „удотворец, св.√ригорий Ѕогослов).

—ледующа€ категори€ Ц св€тые мученикиЕ тут всЄ пон€тно: это люди, которые страдали и погибли за веру. ≈сли страдани€ были особенно жестокими, такого св€того называют великомучеником. ≈сли же св€той пострадал за веру, подвергалс€ гонени€м, но не погиб при этом, его называют исповедником. ћучеников-монахов называют преподобномучениками, а мучеников-св€щенников Ц св€щенномучениками. ќсоба€ категор€ мучеников Ц страстотерпцы, убийство которых не было св€зано непосредственно с преданностью христианской вере; подвиг таких св€тых заключаетс€ в том, что они прин€ли смерть без злобы, не испытыва€ ненависти к своим убийцам и не осужда€ их (например, первые русские св€тые Ц Ѕорис и √леб).

ѕреподобными называют св€тых, прославившихс€ монашеским служением (например, св.—ергий –адонежский).

—в€тые, которые жили в миру, имели семьи Ц и это не мешало им вести благочестивую жизнь, называютс€ праведными. ѕримеры таких св€тых Ц »оаким и јнна (родители Ѕогоматери), русский св€той »оанн  ронштадский, к числу праведных принадлежат и праотцы Ц јвраам, Ќой.

Ѕессеребрениками называют тех св€тых, которые были наделены даром врачевани€ и исцел€ли как от телесных болезней, так и от душевных, не требу€ за это никакой платы (например, св€тые  осма и ƒамиан).

Ѕлаженные, иначе именуемы юродивими ’риста ради Ц это люди, которые под Ђмаскойї безуми€ говорили правду, невзира€ на лица Ц даже цар€м, напомина€ таким образом люд€м о несоответствии их жизни тому, чего ждЄт от них Ѕог. «ачастую такие св€тые обладали даром предвидени€ Ц и потому современники прислушивались к их словам, какими бы странными они не казались.

» наконец, благоверные Ц это правители (цари, кн€зь€), которые использовали своЄ высокое положение дл€ дел милосерди€, заботы о своЄм народе и умножении веры в нЄм (т.е. в полном смысле слова Ц по назначению). ѕримеры св€тых благоверных Ц св. јлександр Ќевский, св.ƒмитрий ƒонской.

 то решает вопрос, считать человека св€тым или не считать? ќтвет очевиден: конечно же, Ѕог! Ќапрашиваетс€ вопрос: почему же ÷ерковь берЄт на себ€ смелость решать этот вопрос, почему существует процедура канонизации?  ак метко заметил один св€щенник, канонизаци€ Ц это своего рода Ђпедагогический актї, так учитель ставит в пример другим ученика, успешно решившего задачу. ¬едь дл€ нас св€тые Ц это прежде всего люди, которые всей своей жизнью доказали: жить по-христиански на грешной земле Ц это возможно! ј значит, все мы по мере сил должны к этому стремитьс€.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+