icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такие святые?

  • 3407
  • 2

Кто такие святые?

О
О христианских святых слышали все – даже люди, далёкие от христианства. Даже те, кто не всегда ходит в храм на Рождество и Пасху (не говоря уже о других днях в году), часто знают, какому святому «поставить свечку», чтобы сдать экзамен, а какому – чтобы удачно выйти замуж. Доводилось наблюдать и совсем уж парадоксальную ситуацию: старая коммунистка, ни разу в жизни не исповедовавшаяся и не причастившаяся, отрицавшая существование Бога, очень почитала св.Николая Угодника, держала дома его образ и всегда обращалась к нему перед ответственными делами… так что же это за люди?

В математике при доказательстве теорем нередко используется принцип доказательства от противного» – вот и мы начнём с того, кем святые не являются. Во-первых, они не являются богами. Хоть такое утверждение и кажется само собой разумеющимся, практика показывает, что такое разъяснение сегодня необходимо – слишком уж много появилось рассуждений на тему, что, мол, христианство ничем не отличается от политеистических религий, только место богов в нём занимают святые. Между тем, разница очевидна всем, кто знает, как начинается молитва святому, имя которого носишь: «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий такой-то…», – не просто «помоги мне», как сказал бы язычник одному из своих многочисленных богов, а «моли Бога обо мне». Иными словами, обращаясь к святым, мы просим их помолиться за нас – точно так же, как мы можем попросить об этом наших близких-христиан. Вопрос в том, чья молитва обладает большей силой, кого Бог скорее «услышит»… ведь даже выбирая в ближайшем окружении, кого попросить помолиться за нас, вряд ли мы выберем какого-нибудь алкоголика-дебошира – мы предпочтём, чтобы это делал тот, кого приближает к Богу его праведная жизнь, и чем выше степень праведности, святости – тем лучше. Строго говоря, призыв «Будьте святы!» Спаситель обращал ко всем христианам, но всегда были те, у кого это получалось лучше…

Означает ли это, что те, кого мы почитаем как святых, никогда не грешили? Нет, не значит! Более того, некоторые из них поначалу вели такую жизнь, которую даже с натяжкой нельзя назвать праведной – скажем, св.Мария Египетская была блудницей – но у них хватило сил, что называется, «жизнь переломить». Чем это было вызвано?

В романе К.С.Льюиса «Мерзейшая мощь» есть такой момент: герой устраивается на новую работу, весьма неплохо – как ему кажется – делает карьеру, заводит «нужные» знакомства, и вдруг в один прекрасный день ему предлагают привести туда жену. И ему становится не по себе от того, что жена увидит, как он пьёт с новыми коллегами, пресмыкается перед начальством и т.д. – словом, все его «достижения» вмиг лишаются очарования от того, что он посмотрел на свою жизнь глазами значимого близкого человека – референтного лица, как это называют психологи. Так вот, для любого святого первый шаг к святости состоял в том, что таким референтным лицом для человека становился Бог. В житиях многих святых описываются конкретные моменты, как это произошло – например, св.Ефрем Сирин, находясь в тюрьме по ложному обвинению (причём исключительно из-за собственного легкомыслия) во сне услышал слова: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее».

Что же может увидеть человек, взглянув на себя глазами Бога? Это хорошо видно на примере тех молитв, которые мы читаем каждый день – они ведь как раз сложены святыми: там на каждом шагу – «я блудный», «я окаянный», «из грешных первый аз есмь» и т.п. Вот, оказывается, чем ещё святые отличались от нас с вами – они осознавали, что грешны! Важность такого осознания мы поймём, если вспомним, какие заболевания особенно трудно лечить… правильно, психические – поскольку страдающие ими люди больными себя не признают! И когда грешник не признаёт себя грешником – «вылечить» такого человека достаточно сложно даже всемогущему Богу. Святые же, осознав себя грешниками, осознавали и то, что жить надо как-то по-другому.

Не следует также думать, что святые жили в какой-то другой обстановке, принципиально отличающейся от современного мира и потому располагающей к богоугодной жизни. «Здравый смысл воспринимается как болезнь, разврат называется любовью, а грабёж и жестокость считают добродетелями», – не правда ли, очень меткая характеристика современного мира? Между тем, эти слова принадлежат св.Антонию Великому, жившему в IV веке! Так было всегда! Во все времена на человека, который любит – а не «занимается любовью», живёт – а не «берёт от жизни всё» показывали пальцами, но… Есть такой вопрос-притча: как, не касаясь данной линии, сделать её короче? Правильный ответ: провести рядом с ней другую линию – более длинную. Вот и те, кого мы сегодня чтим, как святых, «проводили свою (точнее, Божью) линию» – жили по-христиански в мире, где «князем мира сего» с полным правом именуется Сатана. Не случайно многие святые уходили в монастыри или в пустыни – удалялись от мира потому, что им там делать было нечего, как трезвеннику нечего делать с алкоголиками, а школьнику – в детском саду… Но примечательно, что уход от мира никогда не сопровождался ненавистью к миру: святые уходили не для того, чтобы в одиночестве упиваться своей добродетелью – а чтобы молиться за оставшихся в миру.

По сути дела, жизнь каждого святого была вызовом грешному миру, и основу этого вызова составляло смирение. На первый взгляд, вызов и смирение могут показаться несовместимыми понятиями… но только тому, кто отождествляет смирение с бесхребетностью, противопоставляя его борьбе. Христианское же смирение предполагает не смирение перед обстоятельствами – а смирение перед Богом, т.е. принятие Его воли как данности. Практически это означает, что человек будет делать именно то, чего требует от него Бог здесь и сейчас. Легко это или трудно?

…Жили себе два брата-рыбака – Симон и Андрей, ловили рыбу, роскоши, конечно, не знали, но и не голодали – но жили не хуже соседей, всё было налажено, всё было ясно. Но однажды приходит Спаситель – и эти двое бросают свою налаженную жизнь, идут за Ним в неизвестность, рассказывая всем о новой Истине, на которую косо смотрят соплеменники, которую преследуют власти… а могли бы тихо и благополучно прожить свой век, как все тогда жили.

…Жила простая вдова София с тремя дочерями – Верой, Надеждой и Любовью – и вот однажды приходит солдаты и ведут всех четверых к императору Адриану, который потребует, в сущности, немного – даже не отречься от христианской веры окончательно и бесповоротно, а всего-то бросить несколько зёрнышек на алтарь Артемиды – девочки, старшей из которых было 12 лет, предпочитают пытки и смерть.

Можем ли мы назвать таких людей «бесхребетными»? Такие примеры в житиях святых на каждом шагу. Конечно, не всегда и не у всех дело доходило до кровавых жертв – но всегда жизнь святого предполагала отказ от чего-то, какое-то самоотречение – словом, всегда была подвигом (именно поэтому святых иначе называют подвижниками), и это был не «подвиг ради подвига» (как делают многие наши современники, стремящиеся попасть в книгу рекордов Гиннеса) – это было именно понимание требования Бога, обращённого к конкретному человеку (к слову, иногда в соответствии с этим требованием приходилось брать в руки оружие… если кто не знает, князь Александр Невский, прославившийся своими воинскими деяниями – тоже святой!).

В соответствии с характером этого подвига святых делят на определённые категории.

Те из них, кто жил до пришествия Иисуса Христа и предсказывал по внушению Святого духа это пришествие, называются пророками.

Ученики Спасителя, непосредственно сопровождавшие его в земном служении, называются апостолами, среди них выделяются два первоверховных апостола – Пётр и Павел. Люди, которые распространяли христианскую веру – так же, как это делали апостолы – называются равноапостольными (например, св. Константин и Елена, св.Владимир, крестивший Русь).

Епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи, прославившиеся святой жизнью, заботой о пастве и сохранением чистоты христианской веры (противодействием ересям), называются святителями (например, св.Николай Чудотворец, св.Григорий Богослов).

Следующая категория – святые мученики… тут всё понятно: это люди, которые страдали и погибли за веру. Если страдания были особенно жестокими, такого святого называют великомучеником. Если же святой пострадал за веру, подвергался гонениям, но не погиб при этом, его называют исповедником. Мучеников-монахов называют преподобномучениками, а мучеников-священников – священномучениками. Особая категоря мучеников – страстотерпцы, убийство которых не было связано непосредственно с преданностью христианской вере; подвиг таких святых заключается в том, что они приняли смерть без злобы, не испытывая ненависти к своим убийцам и не осуждая их (например, первые русские святые – Борис и Глеб).

Преподобными называют святых, прославившихся монашеским служением (например, св.Сергий Радонежский).

Святые, которые жили в миру, имели семьи – и это не мешало им вести благочестивую жизнь, называются праведными. Примеры таких святых – Иоаким и Анна (родители Богоматери), русский святой Иоанн Кронштадский, к числу праведных принадлежат и праотцы – Авраам, Ной.

Бессеребрениками называют тех святых, которые были наделены даром врачевания и исцеляли как от телесных болезней, так и от душевных, не требуя за это никакой платы (например, святые Косма и Дамиан).

Блаженные, иначе именуемы юродивими Христа ради – это люди, которые под «маской» безумия говорили правду, невзирая на лица – даже царям, напоминая таким образом людям о несоответствии их жизни тому, чего ждёт от них Бог. Зачастую такие святые обладали даром предвидения – и потому современники прислушивались к их словам, какими бы странными они не казались.

И наконец, благоверные – это правители (цари, князья), которые использовали своё высокое положение для дел милосердия, заботы о своём народе и умножении веры в нём (т.е. в полном смысле слова – по назначению). Примеры святых благоверных – св. Александр Невский, св.Дмитрий Донской.

Кто решает вопрос, считать человека святым или не считать? Ответ очевиден: конечно же, Бог! Напрашивается вопрос: почему же Церковь берёт на себя смелость решать этот вопрос, почему существует процедура канонизации? Как метко заметил один священник, канонизация – это своего рода «педагогический акт», так учитель ставит в пример другим ученика, успешно решившего задачу. Ведь для нас святые – это прежде всего люди, которые всей своей жизнью доказали: жить по-христиански на грешной земле – это возможно! А значит, все мы по мере сил должны к этому стремиться.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+