icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такие кентавры?

  • 4681
  • 5

 то такие кентавры?

 
 аких только див не порождала мифологи€ вообще и антична€ мифологи€ в частности! » в их числе Ц кентавры.

Ёти существа, сочетающие в себе природу коней и людей (сверху Ц человек, ниже по€са Ц конь), произошли от »ксиона Ц цар€ племени лапифов (кстати, реально существовавшего в ‘ессалии). «евс пригласил цар€ разделить трапезу богов Ц а тот имел неосторожность влюбитьс€ в √еру, жену «евса. ƒабы разрешить ситуацию, «евс придал обличие √еры богине-туче Ќефеле - вот от этой св€зи и родились кентаврыЕ ѕравда, не все кентавры принадлежали к этому роду (так, кентавр ’ирон был сыном «евса от кобылицыЕ ƒа, сексуальна€ ориентаци€ у цар€ греческих богов была весьма разнообразной Ц даже современному человечеству до него далеко!).

 ак и все мифологические существа, сочетающие в себе человеческую и звериную природу, кентавры предстают как олицетворение животного начала в человеке. Ёто дикие, необузданные существа Ц и в первую очередь это испытывает на себе плем€, к которому принадлежал их прародитель »ксион Ц лапифы (этот сюжет известен как Ђкентавромахи€ї). ÷арь лапифов ѕирифой (сын »ксиона Ц по сути дела, родственник кентавров) имел неосторожность пригласить этих странных существ на свою свадьбу. «ахмелевшией кентавры набрасываютс€ на лапифских женщин, а больше всех обнаглел кентавр Ёвритон Ц попыталс€ похитить √ипподамию, невесту ѕирифо€. ≈Є спас друг ѕирифо€ Ц “есей. Ћапифы же станов€тс€ на защиту чести своих женщин Ц и побеждают, изгон€€ кентавров далеко на северЕ

Ёто не единственный сюжет, представл€ющий кентавров, м€гко говор€, не в лучшем виде. “ак, кентавр ’омад попыталс€ обесчестить јлкиною Ц сестру цар€ Ёврисфе€ Ц того самого Ёврисфе€, которому служил √еракл. » было бы удивительно, если бы герой не заступилс€ за сестру своего цар€ Ц и не убил бы ’омадаЕ

Ќо не все кентавры Ц пь€ницы и развратникиЕ ¬о вс€ком случае, у кентавров, имеющих иное происхождение, и характер иной. ¬от, например, кентавр  ротос, воспитанный вместе с музами на √еликоне Ц существо исключительно интеллигентное. ќн изобрЄл не только стрельбу из лука, но и обычай хлопать в ладоши в знак похвалы музам Ц которого мы придерживаемс€ до сих порЕ ѕо просьбе муз «евс вознЄс его на небо и обратил в созвездие —трельца.

ј мудрый кентавр ’ирон был наставником многих античных героев. —реди его учеников Ц ясон (дл€ которого мудрый кентавр изобрЄл небесный глобус), јхилл, ѕатрокл, јктеонЕ ƒругом ’ирона был √еракл Ц но, по иронии судьбы, именно этот герой стал его убийцей. ƒело было так.

ќхот€сь в ‘ессалии на чудовищного эриманфского вепр€, √еракл встретил кентавра ‘ола Ц да-да, оп€ть кентавр, тоже иного происхождени€ (сын —илена) и тоже весьма симпатична€ личность. ‘ол приглашает √еракла и его друга ’ирона в гости и угощает вином из особого сосуда, некогда вручЄнного ему ƒионисом специально дл€ такого случа€Е Ќо на запах божественного вина сбегаютс€ другие кентавры Ц и затевают драку. –азумеетс€, √ераклу ничего не стоило их перестрел€ть Ц но по трагической случайности он ранит и своего друга, а ‘ол, вынима€ стрелу из трупа, случайно поранилс€ ею Ц а стрелы-то у √еракла были отравлены €дом лернейской гидры. ¬ результате ни в чЄм не повинный ‘ол погибЕ Ќо ему-то проще Ц по крайней мере, отмучалс€, а ’ирон-то был бессмертным! –ана, котора€ не могла зажить, причин€ла ужасные страдани€ Ц и конца этому не предвиделосьЕ

¬прочем, и этот вопрос был разрешЄн, когда «евс решил сменить гнев на милость в отношении ѕромете€: он же покл€лс€ отправить м€тежного титана в јид Ц нельз€ же просто так вз€ть и отказатьс€ от своих слов (жаль, что с цар€ богов не берут пример наши политики!) Ц надо по крайней мере отправить в јид кого-то другогоЕ ¬от тут-то и приходитс€ весьма кстати ’ирон, который только об этом и мечтает Ц ведь дл€ него смерть будет избавлениемЕ ќстаЄтс€ только добавить, что кто-то из этих несчастных был обращЄн в созвездие  ентавра, которые мы обычно называем латинским вариантом Ц ÷ентавра (кто именно Ц ‘ол или ’ирон Ц античные источники расход€тс€).

¬прочем, к смерти самого √еракла тоже был причастен кентавр. «вали его Ќесс, и он был из числа сыновей »ксиона и Ќефелы Ц и полностью оправдывал репутацию этого племени. ќн работал перевозчиком на бурной реке Ёвен, и когда √ераклу с супругой ƒе€нирой понадобилось переправитьс€ через эту реку, Ќесс, воспользовавшись случаем, попыталс€ похитить супругу геро€.   счастью, √еракл воврем€ услышал крик супруги Ц и застрелил кентавра своей отравленной стрелой. ”мира€, Ќесс советует ƒе€нире собрать его кровь и пропитать ею одежду мужа Ц это поможет сохранить его любовьЕ«ачем это было нужно ƒе€нире, остаЄтс€ только догадыватьс€: она ведь не бежала с Ќессом по своей воле, причин до€ ревности как будто нетЕ Ќо по причинам, ведомым только ей, ƒе€нира следует совету коварного кентавра Ц а кровь его оказываетс€ не приворотным зельем, а смертельным €домЕ

 ентавр в мифологических сюжетах, как правило, существо мужского пола Ц но раз они множились, логично предположить, что были среди них и женщины. ѕочему-то о них античные источники упоминают редко, но одна героин€-кентаврида всЄ же известна. «вали еЄ ’илонома, и она была замужем за кентавром  илларом Ц смелым красавцем, по-видимому, более благородным, чем его сородичи, в числе которых он €вилс€ на упоминавшийс€ уже пир к ѕирифою Ц и был убитЕ ѕрекрасна€ ’илонома лишила себ€ жизни, чтобы воссоединитьс€ с супругом.

—уществовали ли в действительности такие кони-люди? ј вот представьте себе, что и существовали! ≈сли вы внимательно читали греческие мифы, то наверн€ка обратили внимание, что греческие воины всегда езд€т на колесницах Ц и никогда верхом. ƒа, греки верховой езды не знали! Ќо они встречались с народами, у которых верхова€ езда была обычным делом Ц например, со скифами и таврами. ѕон€тно, что человеку, не знакомому с верховой ездой, всадник мог показатьс€ существом, сочетающим в себе черты кон€ и человека! Ќу и конечно, эти народы с точки зрени€ греков представл€лись Ђдикими варварамиї Ц этим и объ€сн€етс€ дикий нрав мифологических кентавровЕ

¬от так историческа€ реальность магическим образом Ђпереплавл€етс€ї в горниле мифа.


deb
»ван »ванов

≈лена с легкостью может поглотить любую тему, за что ей отдельное спасибо

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+