icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такие кентавры?

  • 5539
  • 5

Кто такие кентавры?

К
Каких только див не порождала мифология вообще и античная мифология в частности! И в их числе – кентавры.

Эти существа, сочетающие в себе природу коней и людей (сверху – человек, ниже пояса – конь), произошли от Иксиона – царя племени лапифов (кстати, реально существовавшего в Фессалии). Зевс пригласил царя разделить трапезу богов – а тот имел неосторожность влюбиться в Геру, жену Зевса. Дабы разрешить ситуацию, Зевс придал обличие Геры богине-туче Нефеле - вот от этой связи и родились кентавры… Правда, не все кентавры принадлежали к этому роду (так, кентавр Хирон был сыном Зевса от кобылицы… Да, сексуальная ориентация у царя греческих богов была весьма разнообразной – даже современному человечеству до него далеко!).

Как и все мифологические существа, сочетающие в себе человеческую и звериную природу, кентавры предстают как олицетворение животного начала в человеке. Это дикие, необузданные существа – и в первую очередь это испытывает на себе племя, к которому принадлежал их прародитель Иксион – лапифы (этот сюжет известен как «кентавромахия»). Царь лапифов Пирифой (сын Иксиона – по сути дела, родственник кентавров) имел неосторожность пригласить этих странных существ на свою свадьбу. Захмелевшией кентавры набрасываются на лапифских женщин, а больше всех обнаглел кентавр Эвритон – попытался похитить Гипподамию, невесту Пирифоя. Её спас друг Пирифоя – Тесей. Лапифы же становятся на защиту чести своих женщин – и побеждают, изгоняя кентавров далеко на север…

Это не единственный сюжет, представляющий кентавров, мягко говоря, не в лучшем виде. Так, кентавр Хомад попытался обесчестить Алкиною – сестру царя Эврисфея – того самого Эврисфея, которому служил Геракл. И было бы удивительно, если бы герой не заступился за сестру своего царя – и не убил бы Хомада…

Но не все кентавры – пьяницы и развратники… Во всяком случае, у кентавров, имеющих иное происхождение, и характер иной. Вот, например, кентавр Кротос, воспитанный вместе с музами на Геликоне – существо исключительно интеллигентное. Он изобрёл не только стрельбу из лука, но и обычай хлопать в ладоши в знак похвалы музам – которого мы придерживаемся до сих пор… По просьбе муз Зевс вознёс его на небо и обратил в созвездие Стрельца.

А мудрый кентавр Хирон был наставником многих античных героев. Среди его учеников – Ясон (для которого мудрый кентавр изобрёл небесный глобус), Ахилл, Патрокл, Актеон… Другом Хирона был Геракл – но, по иронии судьбы, именно этот герой стал его убийцей. Дело было так.

Охотясь в Фессалии на чудовищного эриманфского вепря, Геракл встретил кентавра Фола – да-да, опять кентавр, тоже иного происхождения (сын Силена) и тоже весьма симпатичная личность. Фол приглашает Геракла и его друга Хирона в гости и угощает вином из особого сосуда, некогда вручённого ему Дионисом специально для такого случая… Но на запах божественного вина сбегаются другие кентавры – и затевают драку. Разумеется, Гераклу ничего не стоило их перестрелять – но по трагической случайности он ранит и своего друга, а Фол, вынимая стрелу из трупа, случайно поранился ею – а стрелы-то у Геракла были отравлены ядом лернейской гидры. В результате ни в чём не повинный Фол погиб… Но ему-то проще – по крайней мере, отмучался, а Хирон-то был бессмертным! Рана, которая не могла зажить, причиняла ужасные страдания – и конца этому не предвиделось…

Впрочем, и этот вопрос был разрешён, когда Зевс решил сменить гнев на милость в отношении Прометея: он же поклялся отправить мятежного титана в Аид – нельзя же просто так взять и отказаться от своих слов (жаль, что с царя богов не берут пример наши политики!) – надо по крайней мере отправить в Аид кого-то другого… Вот тут-то и приходится весьма кстати Хирон, который только об этом и мечтает – ведь для него смерть будет избавлением… Остаётся только добавить, что кто-то из этих несчастных был обращён в созвездие Кентавра, которые мы обычно называем латинским вариантом – Центавра (кто именно – Фол или Хирон – античные источники расходятся).

Впрочем, к смерти самого Геракла тоже был причастен кентавр. Звали его Несс, и он был из числа сыновей Иксиона и Нефелы – и полностью оправдывал репутацию этого племени. Он работал перевозчиком на бурной реке Эвен, и когда Гераклу с супругой Деянирой понадобилось переправиться через эту реку, Несс, воспользовавшись случаем, попытался похитить супругу героя. К счастью, Геракл вовремя услышал крик супруги – и застрелил кентавра своей отравленной стрелой. Умирая, Несс советует Деянире собрать его кровь и пропитать ею одежду мужа – это поможет сохранить его любовь…Зачем это было нужно Деянире, остаётся только догадываться: она ведь не бежала с Нессом по своей воле, причин доя ревности как будто нет… Но по причинам, ведомым только ей, Деянира следует совету коварного кентавра – а кровь его оказывается не приворотным зельем, а смертельным ядом…

Кентавр в мифологических сюжетах, как правило, существо мужского пола – но раз они множились, логично предположить, что были среди них и женщины. Почему-то о них античные источники упоминают редко, но одна героиня-кентаврида всё же известна. Звали её Хилонома, и она была замужем за кентавром Килларом – смелым красавцем, по-видимому, более благородным, чем его сородичи, в числе которых он явился на упоминавшийся уже пир к Пирифою – и был убит… Прекрасная Хилонома лишила себя жизни, чтобы воссоединиться с супругом.

Существовали ли в действительности такие кони-люди? А вот представьте себе, что и существовали! Если вы внимательно читали греческие мифы, то наверняка обратили внимание, что греческие воины всегда ездят на колесницах – и никогда верхом. Да, греки верховой езды не знали! Но они встречались с народами, у которых верховая езда была обычным делом – например, со скифами и таврами. Понятно, что человеку, не знакомому с верховой ездой, всадник мог показаться существом, сочетающим в себе черты коня и человека! Ну и конечно, эти народы с точки зрения греков представлялись «дикими варварами» – этим и объясняется дикий нрав мифологических кентавров…

Вот так историческая реальность магическим образом «переплавляется» в горниле мифа.

deb
Иван Иванов

Елена с легкостью может поглотить любую тему, за что ей отдельное спасибо

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+