icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Кто такие иудеи?

  • 5908
  • 2

Кто такие иудеи?

М
Мы говорим «иудеи» – подразумеваем «евреи». Определённый смысл в этом есть (почему – к этому вопросу мы ещё вернёмся), и всё же слеудет различать: евреи – этнический термин, иудеи – религиозный. Не всякий еврей – иудей, не всякий иудей – еврей.

Обратимся для начала к легендарной истории евреев – этого древнего семитского народа. Его изначально составляли двенадцать племён, известных как «колена Израилевы», возводившие свой род к сыновьям библейского патриарха Иакова, рождённым двумя его жёнами – Лией и Рахилью – и двумя их служанками – Валлой и Зелфой. Один из сыновей Иакова носил имя Иуда (к слову, именно он уговорил братьев не убивать Иосифа, а продать в рабство), к нему восходит колено Иудино. В Земле Обетованной (область, ныне включающая в себя Израиль, часть Ливана, Сирии, Иордании, Сектор Газа и Западный берег реки Иордан) каждой из колен получило свой удел.

Когда в X в. до н.э. распалось основанное царём Соломоном в XI в. до н.э. древнее Израильское царство, образовались два новых государства – Северное Израильское и Иудейское, столицей которого стал Иерусалим (такое название связано с тем, что оно включало в себя в том числе и земли колена Иуды). Первое стало жертвой ассирийского завоевания, которое практически уничтожило его народ. А вот завоевание Иудеи Вавилоном имело не столь однозначные последствия для её народа: несмотря на насильственное переселение в Вавилонию, народ Иудеи смог не только сохранить себя, но и начать распространение своей религии. Именно поэтому за религией евреев и закрепилось название иудаизм.

Каковы отличительные черты этой религии?

Мы поймём это, если вспомним, как выглядели те религии, которые окружали иудаизм при его возникновении. У тех же египтян был бог Солнца Амон-Ра, бог смерти Анубис, мог мудрости Тот и др. – словом, целое «собрание» богов с распределёнными «обязанностями» (такая религия называется политеистической), не меньше богов было и у тех же ассирийцев, и у вавилонян, и у греков с римлянами. Иудаизм же выделялся на этой фоне почитанием Единого Бога, который (как было сказано позднее) «есть Альфа и Омега», Начало и Конец Вселенной, без которого «ничего не начало быть». В отличие от других древних религий, мы не найдём в иудаизме картины сотворения мира из первозданного хаоса, или первозданной птицы, снесшей Мировое Яйцо – мы видим здесь образ Всемогущего Бога, своей волей воздвигающего Мироздание из небытия. И этот Единый Бог возвещает свою волю через пророков – т.е. возможно общение человека с Ним. Важной чертой иудейской религии является и наличие определённого свода моральных принципов, которых должен придерживаться её приверженец, которые тоже были дарованы Богом. Главной священной книгой иудеев является Тора (у христиан это соответствует Ветхому Завету). Правда, текст её очень труден для понимания, поэтому существует много комментариев к Торе. Многочисленные религиозно-этические, атакже правовые положения иудаизма излагаются в многотомном своде – Талмуде, который включает в себя несколько разделов: Зраим (о молитвах), Моэд (о законах субботы и праздниках), Нашим (о заключении и расторжении брака, родительских обязанностях, воспитании детей), Незикин (о наказаниях и штрафах), Кодашим (о храмовой службе, жертвоприношениях и пище), Теорот (о ритуальной чистоте и нечистоте). Особая область талмудической литературы – Аггада – содержит исторические предания, религиозно-этические поучения и афоризмы.

Ещё одна характерная черта иудаизма – ожидание Машиаха (в европейском произношении – Мессии) – посланника Бога, идеального царя, с которым связывалась надежда на политическое освобождение еврейского народа из-под власти других народов, а также наступление на Земле всеобщего мира и благоденствия. Правда, некоторые комментаторы указывают на то, что «царь» в данном контексте может означать не обязательно царя как такового, а вождя, религиозного лидера, а есть источники, «нагруженным страданиями, как мельничными жерновами» или даже в образе нищего… но, видимо, первый образ казался более привлекательным: Иисуса Христа иудеи Мессией не признали…

Итак, иудаизм стал первым в истории человечества монотеистической религией. Но по своему происхождению он всё же остаётся религией племенной, национальной – и это определило некоторые его черты. Это выражается не только в идее богоизбранности еврейского народа, но и в том, что иудеи не занимаются миссионерством – не пытаются распространять свою веру среди других народов. А если и случалось в истории так, что какой-то другой народ принимал иудаизм – как это произошло с хазарами – иудеи этому отнюдь не радовались, и даже называли «чумой Израиля»…

В отношении морально-нравственных установлений тоже возможны некоторые нюансы. Так, в средневековой Европе в качестве ростовщиков, как правило, выступали именно евреи-иудеи, живущие среди христиан. Почему так происходило? Ростовщичество осуждается в обеих религиях, но в иудаизме есть некоторая оговорка: давать деньги в рост нельзя соплеменникам-единоверцам, представителям других народов и религий – иное дело… Впрочем, к себе иудеи и более требовательны, чем к другим народам: от других они ожидают исполнения лишь семи заповедей (верить в Единого Бога, почитать Его, не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не есть мясо, отрезанное от живого животного, создать справедливую судебную систему), сами же соблюдают 613 предписаний (т.е. мицвот), регламентирующих не только отношения с Богом и людьми, но и омовения, сбор урожая, поведение в случае болезней и т.д. – словом, практически все аспекты жизни.

И всё-таки при всей своей национальной замкнутости иудаизм – религия, а не национальность. В принципе, ничто не мешает нееврею принять иудаизм – точно так же и еврей может исповедовать другую религию (например, христианство).

Черты «замкнутой» национальной религии были преодолены в мировых религиях, восходящих к иудаизму, называемых авраамическими религиями – христианстве и исламе.

mas
Марк Блау

Весьма подробно и обстоятельно написано. Хотя не совсем понятно, чем один бог лучше пантеона богов. И еще: а кто такой был Авраам?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+