icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такие иудеи?

  • 4740
  • 2

 то такие иудеи?

ћ
ћы говорим Ђиудеиї Ц подразумеваем Ђевреиї. ќпределЄнный смысл в этом есть (почему Ц к этому вопросу мы ещЄ вернЄмс€), и всЄ же слеудет различать: евреи Ц этнический термин, иудеи Ц религиозный. Ќе вс€кий еврей Ц иудей, не вс€кий иудей Ц еврей.

ќбратимс€ дл€ начала к легендарной истории евреев Ц этого древнего семитского народа. ≈го изначально составл€ли двенадцать племЄн, известных как Ђколена »зраилевыї, возводившие свой род к сыновь€м библейского патриарха »акова, рождЄнным двум€ его жЄнами Ц Ћией и –ахилью Ц и двум€ их служанками Ц ¬аллой и «елфой. ќдин из сыновей »акова носил им€ »уда (к слову, именно он уговорил братьев не убивать »осифа, а продать в рабство), к нему восходит колено »удино. ¬ «емле ќбетованной (область, ныне включающа€ в себ€ »зраиль, часть Ћивана, —ирии, »ордании, —ектор √аза и «ападный берег реки »ордан) каждой из колен получило свой удел.

 огда в X в. до н.э. распалось основанное царЄм —оломоном в XI в. до н.э. древнее »зраильское царство, образовались два новых государства Ц —еверное »зраильское и »удейское, столицей которого стал »ерусалим (такое название св€зано с тем, что оно включало в себ€ в том числе и земли колена »уды). ѕервое стало жертвой ассирийского завоевани€, которое практически уничтожило его народ. ј вот завоевание »удеи ¬авилоном имело не столь однозначные последстви€ дл€ еЄ народа: несмотр€ на насильственное переселение в ¬авилонию, народ »удеи смог не только сохранить себ€, но и начать распространение своей религии. »менно поэтому за религией евреев и закрепилось название иудаизм.

 аковы отличительные черты этой религии?

ћы поймЄм это, если вспомним, как выгл€дели те религии, которые окружали иудаизм при его возникновении. ” тех же египт€н был бог —олнца јмон-–а, бог смерти јнубис, мог мудрости “от и др. Ц словом, целое Ђсобраниеї богов с распределЄнными Ђоб€занност€миї (така€ религи€ называетс€ политеистической), не меньше богов было и у тех же ассирийцев, и у вавилон€н, и у греков с римл€нами. »удаизм же выдел€лс€ на этой фоне почитанием ≈диного Ѕога, который (как было сказано позднее) Ђесть јльфа и ќмегаї, Ќачало и  онец ¬селенной, без которого Ђничего не начало бытьї. ¬ отличие от других древних религий, мы не найдЄм в иудаизме картины сотворени€ мира из первозданного хаоса, или первозданной птицы, снесшей ћировое яйцо Ц мы видим здесь образ ¬семогущего Ѕога, своей волей воздвигающего ћироздание из небыти€. » этот ≈диный Ѕог возвещает свою волю через пророков Ц т.е. возможно общение человека с Ќим. ¬ажной чертой иудейской религии €вл€етс€ и наличие определЄнного свода моральных принципов, которых должен придерживатьс€ еЄ приверженец, которые тоже были дарованы Ѕогом. √лавной св€щенной книгой иудеев €вл€етс€ “ора (у христиан это соответствует ¬етхому «авету). ѕравда, текст еЄ очень труден дл€ понимани€, поэтому существует много комментариев к “оре. ћногочисленные религиозно-этические, атакже правовые положени€ иудаизма излагаютс€ в многотомном своде Ц “алмуде, который включает в себ€ несколько разделов: «раим (о молитвах), ћоэд (о законах субботы и праздниках), Ќашим (о заключении и расторжении брака, родительских об€занност€х, воспитании детей), Ќезикин (о наказани€х и штрафах),  одашим (о храмовой службе, жертвоприношени€х и пище), “еорот (о ритуальной чистоте и нечистоте). ќсоба€ область талмудической литературы Ц јггада Ц содержит исторические предани€, религиозно-этические поучени€ и афоризмы.

≈щЄ одна характерна€ черта иудаизма Ц ожидание ћашиаха (в европейском произношении Ц ћессии) Ц посланника Ѕога, идеального цар€, с которым св€зывалась надежда на политическое освобождение еврейского народа из-под власти других народов, а также наступление на «емле всеобщего мира и благоденстви€. ѕравда, некоторые комментаторы указывают на то, что Ђцарьї в данном контексте может означать не об€зательно цар€ как такового, а вожд€, религиозного лидера, а есть источники, Ђнагруженным страдани€ми, как мельничными жерновамиї или даже в образе нищегоЕ но, видимо, первый образ казалс€ более привлекательным: »исуса ’риста иудеи ћессией не призналиЕ

»так, иудаизм стал первым в истории человечества монотеистической религией. Ќо по своему происхождению он всЄ же остаЄтс€ религией племенной, национальной Ц и это определило некоторые его черты. Ёто выражаетс€ не только в идее богоизбранности еврейского народа, но и в том, что иудеи не занимаютс€ миссионерством Ц не пытаютс€ распростран€ть свою веру среди других народов. ј если и случалось в истории так, что какой-то другой народ принимал иудаизм Ц как это произошло с хазарами Ц иудеи этому отнюдь не радовались, и даже называли Ђчумой »зраил€їЕ

¬ отношении морально-нравственных установлений тоже возможны некоторые нюансы. “ак, в средневековой ≈вропе в качестве ростовщиков, как правило, выступали именно евреи-иудеи, живущие среди христиан. ѕочему так происходило? –остовщичество осуждаетс€ в обеих религи€х, но в иудаизме есть некотора€ оговорка: давать деньги в рост нельз€ соплеменникам-единоверцам, представител€м других народов и религий Ц иное делоЕ ¬прочем, к себе иудеи и более требовательны, чем к другим народам: от других они ожидают исполнени€ лишь семи заповедей (верить в ≈диного Ѕога, почитать ≈го, не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не есть м€со, отрезанное от живого животного, создать справедливую судебную систему), сами же соблюдают 613 предписаний (т.е. мицвот), регламентирующих не только отношени€ с Ѕогом и людьми, но и омовени€, сбор урожа€, поведение в случае болезней и т.д. Ц словом, практически все аспекты жизни.

» всЄ-таки при всей своей национальной замкнутости иудаизм Ц религи€, а не национальность. ¬ принципе, ничто не мешает нееврею прин€ть иудаизм Ц точно так же и еврей может исповедовать другую религию (например, христианство).

„ерты Ђзамкнутойї национальной религии были преодолены в мировых религи€х, восход€щих к иудаизму, называемых авраамическими религи€ми Ц христианстве и исламе.


mas
ћарк Ѕлау

¬есьма подробно и обсто€тельно написано. ’от€ не совсем пон€тно, чем один бог лучше пантеона богов. » еще: а кто такой был јвраам?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+