icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

 то такие ’ариджиты?

  • 1699
  • 1

 то такие ’ариджиты?

¬
¬ переводе с арабского слово Ђхариджитыї означает Ђвышедшиеї, Ђпокинувшиеї и даже Ђвозмутившиес€ї. “акое название действительно подходит религиозному направлению, обособившемус€ от ислама как такового.

Ќачалом истории этого направлени€ в исламе следует считать —иффанскую битву, произошедшую в 657 году. ¬ то врем€ шла гражданска€ война. ѕосле того, как халиф ”сман был убит взбунтовавшимис€ воинами, халифом стал јли ибн јбу “алиб Ц двоюродный брат и з€ть пророка ћухаммеда. Ќо наместник —ирии ћуави€ считал его причастным к убийству ”смана и потому отказалс€ признать его власть Ц вот это и стало началом войны. ¬ упом€нутом сражении удача отвернулась от ћуавии, и он приказал своим воинамЕ наколоть на копь€ свитки  орана. –асчЄт оказалс€ верным: как правоверный мусульманин, јли не мог нанести удар по св€тыне Ц и отступил. ¬от только не все воины отнеслись к этому с пониманием: 12 000 из них сочли поступок халифа про€влением не благочести€, а нерешительности Ц и покинули его стан. ¬от это и были первые хариджиты.

Ёти люди обосновались в Ѕасре и прин€лись совершать налЄты на города, преданные халифу јли. ¬последствии (в 661 г.) халиф погиб от их рук. ¬ообще, убийства политических противников и м€тежи стали излюбленной тактикой хариджитов.

¬озможно, они могли бы стать мощным оппозиционным движением Ц ведь они сразу противопоставили себ€ центральной власти, но этого не произошло по одной простой причине: внутри самого движени€ произошЄл раскол и возникли различные группировки, соперничающие друг с другом. “аких групп выделилось три: ибадиты, азракиты, софриты. ’арактерной чертой ибадитов стал отказ от вооружЄнной борьбы, в то врем€ как азракиты и софриты продолжали придерживатьс€ тактики вооружЄнных восстаний. ¬прочем, усиление феодального гнЄта подталкивало к решительным действи€м и ибадитов Ц так, именно они подн€ли восстание на юге јравии в VIII веке. ¬ ту же эпоху хариджиты создали несколько имаматов в —еверной јфрике.

“ребовани€ и воззрени€, выдвигаемые хариджитами, носили не столько религиозный, сколько политический характер. ќни требовали равенства дл€ всех мусульман независимо от национальной принадлежности (как арабов, так и представителей других народов), настаивали на общинном землевладении. ’алиф, по мнению хариджитов, тоже должен был избиратьс€ общиной Ц причЄм этот путь не должен быть открыт дл€ любого правоверного мусульманина. “очно так же за общиной должно сохран€тьс€ право отрешить халифа от должности, если он не исполн€ет свои об€занности должным образом. ѕри этом власть халифа должна быть только исполнительной, а власть законодательна€ отдавалась шуре (совету).  ак видим, политические воззрени€ хариджитов носили достаточно демократический характер.

„то же касаетс€ собственно религиозных воззрений, то они в основном совпадают со взгл€дами суннитов Ц этого самого многочисленного исламского направлени€. Ќо в отличие от суннитов, хариджиты не признают законными никаких халифов, кроме первых двух Ц јбу Ѕакра и ”мар ибн ’аттаба. ≈щЄ одна особенность вероучени€ хариджитов Ц разделение грехов на большие и малые, причЄм мусульманин, совершивший большой грех, приравниваетс€ к неверному.

ј существует ли это религиозное направление сейчас? ƒа, существует, хот€ и не имеет много приверженцев. Ќо в ќмане именно хариджиты (точнее, одно из направлений Ц ибадиты) составл€ют большинство


mas
ћарк Ѕлау

ѕохоже, эти реб€та едва ли не социалисты были!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+