icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
 ультура и искусство

 то така€ ¬ера ¬ильковиска€?

  • 2494
  • 9

 то така€ ¬ера ¬ильковиска€?

¬
¬ первой половине прошлого века в  азани жили и работали более дес€тка женщин-художниц, заслуживающих внимани€ и пам€ти потомков. —реди них были насто€щие мастера живописи, графики, скульптуры, гравюры, резьбы по дереву, такие, как Ќ.ћ. —апожникова, ј.√. ѕлатунова, ћ.ћ. ¬асильева. ¬ этом р€ду стоит и им€ ¬еры Ёммануиловны ¬ильковиской, живописца и графика, работы которой были, есть и будут интересны ценител€м искусства до тех пор, пока таковые будут жить на светеЕ

Ђя родилась в  азани в 1890 году, Ц писала в Ђјвтобиографической заметкеї ¬ильковиска€. Ц ¬о врем€ гимназического курса увлекалась рисованием и, будучи в последнем классе, стала посещать воскресные зан€ти€ ’удожественной Ўколы.

ѕо окончании гимназии поступила в ’удожественную школуЕї

Ёто случилось в 1904 году. ¬ера ¬ильковиска€ поступила в  азанскую ’удожественную школу одновременно с Ќадежной ћихайловной —апожниковой, тогда в два раза старше ее, что не стало преп€тствием дл€ их дружбы в дальнейшем.

«анималась ¬ера в классе замечательного художника и педагога ѕ.—. ≈встафьева, у которого она, по ее собственным словам, и Ђнаучилась рисоватьї. ѕараллельно с рисунком она два года посещала Ђскульптурный классї, но ѕ.ѕ. Ѕеньков и пришедший в 1908 году учительствовать в ’удожественную школу Ќ.». ‘ешин увлекли ее живописью.

Ќа рождественские вакации Ўкола устраивала ученикам экскурсии в ћоскву и ѕетербург, где они знакомились с работами старых мастеров и образцами новой живописи, в частности, французской.

¬ 1910 году ¬ера закончила ’удожественную Ўколу и поступила в ѕетербургскую јкадемию ’удожеств. Ќо проучилась в ней лишь полгода: ушла, не выдержав конкурсного (курсового) экзамена.

¬ернувшись в  азань, ¬ера Ёммануиловна стала преподавать рисование в начальных и средних школах, а с приездом из заграницы Ќ.ћ. —апожниковой, открывшей в 1912 году на ¬оскресенской (р€дом со зданием сегодн€шнего почтамта), что зоветс€ ныне улицей  ремлевской, собственной мастерской-студии, начала писать здесь натюрморты и портреты.

„асто здесь работал в те годы и Ќиколай »ванович ‘ешин. Ђ¬озникающие самосто€тельные группы и очаги творчески активных молодых сил, Ц вспоминал известный художник  . . „еботарев, Ц так или иначе соприкасались с мастерской —апожниковой,Е где всегда было весело, оживленно и абсолютно непринужденно, где основным волнующим вопросом было искусствоЕї

” ¬ильковиской много портретных художественных и графических работ отца, матери, бабушки, сестер и брата; она писала  . . „еботарева, ‘.ѕ. √аврилова, ѕ.ћ. ƒульского, ѕ.ѕ. Ѕельковича, Ќ.». ‘ешина, ј.√. ѕлатунову. ќна написала несколько автопортретов в карандаше и акварели, с которых на вас, немного загадочно и удивленно, смотрит женщина с крупными чертами лица, копной вьющихс€ волос и огромными темными глазами, в которых застыл какой-то неразрешенный вопрос. » многие из портретов были написаны именно в мастерской —апожниковой.

— 1914 года ¬ера ¬ильковиска€ начинает выставл€тьс€ на  азанских периодических выставках (работа Ђƒеревь€ї, масло, 1914г.). ќна много работает, не забыва€ про свои увлечени€ графикой, скульптурой и резьбой по дереву. » во всех ее работах до начала 20-х годов €вно заметны импрессионистские тенденции, Ђизжитыеї, по ее словам, очевидно, в период т€желейшей двухгодичной депрессии, случившейс€ после того, как в 1921 году ¬ера Ёммануиловна перенесла тиф. Ёти два года ¬ильковиска€ почти не писала, и кроме офорта Ђ—ви€жскї, по€вившегос€ в 1922 году, мне не известны сколько-нибудь значимые ее работы.

¬ 1923 году на очередной выставке работ казанских художников по€вилась ина€ ¬ильковиска€. –исунок ее стал строже и тоньше, четче и заметней стала про€вл€тьс€ неповторимость и самобытность техники письма и его Ђсвежестьї. –€д натюрмортов Ђ»рисыї, ЂЌезабудкиї, Ђ‘иалкиї и графических портретов казанских де€телей культуры были просто превосходны.

¬ 1924 году ей предлагают зан€ть место руководител€ вечернего класса рисунка в  азанских јрхитектурно-’удожественных ћастерских, пришедших на смену —вободным √осударственным ’удожественным ћастерским, возникшим в 1918 году, в свою очередь, на базе  азанской ’удожественной школы. ј в 1925 году состо€лась ее персональна€ выставка, включивша€ в себ€ около 140 Ђвещей разной техники и самых разнообразных способов выполнени€, очень рельефно воспроизвод€щих художественный облик ¬.Ё. ¬ильковискойї (¬.Ё. ¬ильковиска€. 1912-1925 гг.  азань, 1925, стр. 7).

¬ыставка эта венчала почти двадцатип€тилетний творческий путь художницы. ѕублика; ценители искусства, специалисты и не очень Ц не пожалели, что посетили эту выставку. ¬ильковискую в городе знали, ценили, а критики и искусствоведы считали ее в мире художников фигурой весьма крупной. Ђ—реди группы казанских художников, Ц писал в 1925 году непререкаемый и старейший авторитет в области искусствоведени€ ѕетр ћаксимилианович ƒульский, тогда хранитель художественного отделени€ ÷ентрального ћузе€ “атарской —оветской —оциалистической –еспублики, Ц ¬.Ё. ¬ильковиска€ занимает одно из первых мест, как прекрасна€ рисовальщица с тонким пониманием и чутьем эстетики рисунка и еще как очень своеобразный мастер гравюры по деревуЕ √лавна€ ценность ее работ заключаетс€ в той свежести и неутомимых искани€х, какие невольно проскальзывают в ее каждом рисунке, гравюре, акварельной или же масл€ной живописиЕї

–еволюци€ 1917 года почти никак не коснулась ¬ильковискую и в очень незначительной степени повли€ла на ее творчество. ќна не писала портретов революционеров ни общероссийского, ни местного масштабов, как это делали те же ‘ешин, Ѕеньков, Ѕурлюк и –адимов. Ќи  арл ћаркс, ни Ћенин с “роцким, ни ќлькеницкий с Ўейкманом в ее мире не проживали.

Ќесмотр€ на приверженность точности и правде, не работала она и в русле соцреализма и не писала картин типа Ђѕитание колхозника-татаринаї или ЂЋиквидаци€ трахомыї, чем прославилась ее младша€ современница ћари€ ¬асильева. —ловом, оставалась ¬ера Ёммануиловна во все времена сама собой, что умными и добрыми людьми всегда ценитс€, а глупых и злых Ц раздражает. –аздражение это, в том числе, и привело к тому, что в 1927 году ¬ильковиска€ покинула  азань и переехала в ћоскву. ¬озможно, сыграли роль эмиграци€ в —Ўј в 1923 году Ќ.». ‘ешина и переезд в ћоскву ее подруги ј.√. ѕлатуновой вместе с  . . „еботаревым в 1926 году. (ѕозднее, в 1932 году из  азани в ћоскву уедет и Ќ.ћ. —апожникова). ѕохоже, было в  азани и тогда было неладно, коли творческа€ интеллигенци€ предпочитала проживать и работать подальше от нее.

Ќо ¬ере Ёммануиловне было суждено вернутьс€ в родной город.  ак оказалось, умирать. ¬ 1941 году, во врем€ эвакуации жителей ћосквы, ¬ильковиска€ приехала в  азань. ј куда еще? «десь у нее были родные, оставались друзь€, знакомые. »зредка заходил сильно постаревший ƒульский. ќн был и в числе тех, кто провожал ее в последний путь в 1944 годуЕ

“огда, в 1925-м, при составлении каталога выставки работ ¬ильковиской, его попросили написать к нему вступительную статью, а ¬еру Ёммануиловну Ц небольшую автобиографию. ќн сделал свою работу быстро, а она все собиралась, раздумывала и села за автобиографию лишь тогда, когда откладывать было уже нельз€. ќна долго сидела за столом, потом макнула ручку в чернильницу и аккуратным почерком прилежной гимназистки вывела первую строчку:

я родилась в  азани в 1890 годуЕ


spe
Ќадежда «аколюкина

Ќе завидна судьба творческих людей... ¬ечно надо кому-то "нравитьс€" или подстраиватьс€... +++

deb
Ќина  узьмина

“рудно про художницу в эпистол€рном жанре...иллюстрацию бы хоть одну еЄ работ))))+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+