«Я родилась в Казани в 1890 году, – писала в «Автобиографической заметке» Вильковиская. – Во время гимназического курса увлекалась рисованием и, будучи в последнем классе, стала посещать воскресные занятия Художественной Школы.
По окончании гимназии поступила в Художественную школу…»
Это случилось в 1904 году. Вера Вильковиская поступила в Казанскую Художественную школу одновременно с Надежной Михайловной Сапожниковой, тогда в два раза старше ее, что не стало препятствием для их дружбы в дальнейшем.
Занималась Вера в классе замечательного художника и педагога П.С. Евстафьева, у которого она, по ее собственным словам, и «научилась рисовать». Параллельно с рисунком она два года посещала «скульптурный класс», но П.П. Беньков и пришедший в 1908 году учительствовать в Художественную школу Н.И. Фешин увлекли ее живописью.
На рождественские вакации Школа устраивала ученикам экскурсии в Москву и Петербург, где они знакомились с работами старых мастеров и образцами новой живописи, в частности, французской.
В 1910 году Вера закончила Художественную Школу и поступила в Петербургскую Академию Художеств. Но проучилась в ней лишь полгода: ушла, не выдержав конкурсного (курсового) экзамена.
Вернувшись в Казань, Вера Эммануиловна стала преподавать рисование в начальных и средних школах, а с приездом из заграницы Н.М. Сапожниковой, открывшей в 1912 году на Воскресенской (рядом со зданием сегодняшнего почтамта), что зовется ныне улицей Кремлевской, собственной мастерской-студии, начала писать здесь натюрморты и портреты.
Часто здесь работал в те годы и Николай Иванович Фешин. «Возникающие самостоятельные группы и очаги творчески активных молодых сил, – вспоминал известный художник К.К. Чеботарев, – так или иначе соприкасались с мастерской Сапожниковой,… где всегда было весело, оживленно и абсолютно непринужденно, где основным волнующим вопросом было искусство…»
У Вильковиской много портретных художественных и графических работ отца, матери, бабушки, сестер и брата; она писала К.К. Чеботарева, Ф.П. Гаврилова, П.М. Дульского, П.П. Бельковича, Н.И. Фешина, А.Г. Платунову. Она написала несколько автопортретов в карандаше и акварели, с которых на вас, немного загадочно и удивленно, смотрит женщина с крупными чертами лица, копной вьющихся волос и огромными темными глазами, в которых застыл какой-то неразрешенный вопрос. И многие из портретов были написаны именно в мастерской Сапожниковой.
С 1914 года Вера Вильковиская начинает выставляться на Казанских периодических выставках (работа «Деревья», масло, 1914г.). Она много работает, не забывая про свои увлечения графикой, скульптурой и резьбой по дереву. И во всех ее работах до начала 20-х годов явно заметны импрессионистские тенденции, «изжитые», по ее словам, очевидно, в период тяжелейшей двухгодичной депрессии, случившейся после того, как в 1921 году Вера Эммануиловна перенесла тиф. Эти два года Вильковиская почти не писала, и кроме офорта «Свияжск», появившегося в 1922 году, мне не известны сколько-нибудь значимые ее работы.
В 1923 году на очередной выставке работ казанских художников появилась иная Вильковиская. Рисунок ее стал строже и тоньше, четче и заметней стала проявляться неповторимость и самобытность техники письма и его «свежесть». Ряд натюрмортов «Ирисы», «Незабудки», «Фиалки» и графических портретов казанских деятелей культуры были просто превосходны.
В 1924 году ей предлагают занять место руководителя вечернего класса рисунка в Казанских Архитектурно-Художественных Мастерских, пришедших на смену Свободным Государственным Художественным Мастерским, возникшим в 1918 году, в свою очередь, на базе Казанской Художественной школы. А в 1925 году состоялась ее персональная выставка, включившая в себя около 140 «вещей разной техники и самых разнообразных способов выполнения, очень рельефно воспроизводящих художественный облик В.Э. Вильковиской» (В.Э. Вильковиская. 1912-1925 гг. Казань, 1925, стр. 7).
Выставка эта венчала почти двадцатипятилетний творческий путь художницы. Публика; ценители искусства, специалисты и не очень – не пожалели, что посетили эту выставку. Вильковискую в городе знали, ценили, а критики и искусствоведы считали ее в мире художников фигурой весьма крупной. «Среди группы казанских художников, – писал в 1925 году непререкаемый и старейший авторитет в области искусствоведения Петр Максимилианович Дульский, тогда хранитель художественного отделения Центрального Музея Татарской Советской Социалистической Республики, – В.Э. Вильковиская занимает одно из первых мест, как прекрасная рисовальщица с тонким пониманием и чутьем эстетики рисунка и еще как очень своеобразный мастер гравюры по дереву… Главная ценность ее работ заключается в той свежести и неутомимых исканиях, какие невольно проскальзывают в ее каждом рисунке, гравюре, акварельной или же масляной живописи…»
Революция 1917 года почти никак не коснулась Вильковискую и в очень незначительной степени повлияла на ее творчество. Она не писала портретов революционеров ни общероссийского, ни местного масштабов, как это делали те же Фешин, Беньков, Бурлюк и Радимов. Ни Карл Маркс, ни Ленин с Троцким, ни Олькеницкий с Шейкманом в ее мире не проживали.
Несмотря на приверженность точности и правде, не работала она и в русле соцреализма и не писала картин типа «Питание колхозника-татарина» или «Ликвидация трахомы», чем прославилась ее младшая современница Мария Васильева. Словом, оставалась Вера Эммануиловна во все времена сама собой, что умными и добрыми людьми всегда ценится, а глупых и злых – раздражает. Раздражение это, в том числе, и привело к тому, что в 1927 году Вильковиская покинула Казань и переехала в Москву. Возможно, сыграли роль эмиграция в США в 1923 году Н.И. Фешина и переезд в Москву ее подруги А.Г. Платуновой вместе с К.К. Чеботаревым в 1926 году. (Позднее, в 1932 году из Казани в Москву уедет и Н.М. Сапожникова). Похоже, было в Казани и тогда было неладно, коли творческая интеллигенция предпочитала проживать и работать подальше от нее.
Но Вере Эммануиловне было суждено вернуться в родной город. Как оказалось, умирать. В 1941 году, во время эвакуации жителей Москвы, Вильковиская приехала в Казань. А куда еще? Здесь у нее были родные, оставались друзья, знакомые. Изредка заходил сильно постаревший Дульский. Он был и в числе тех, кто провожал ее в последний путь в 1944 году…
Тогда, в 1925-м, при составлении каталога выставки работ Вильковиской, его попросили написать к нему вступительную статью, а Веру Эммануиловну – небольшую автобиографию. Он сделал свою работу быстро, а она все собиралась, раздумывала и села за автобиографию лишь тогда, когда откладывать было уже нельзя. Она долго сидела за столом, потом макнула ручку в чернильницу и аккуратным почерком прилежной гимназистки вывела первую строчку:
Я родилась в Казани в 1890 году…