icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Неткачев
Окружающий мир

Кто придумал школу?

  • 22518
  • 7

Кто придумал школу?

Ч
Чтобы разобраться в вопросе идеи обучения детей в школе, вспомним историю. Именно в этой науке, которую любят переписывать многие руководители государств, можно найти и ответ на поставленный вопрос.

Наши далекие предки не знали, что такое школа. Они беззаботно слонялись вблизи своих жилищ, проводили время во всевозможных играх, периодически получали шлепки от взрослых, когда те пытались их направить по нужному пути. Взрослея, детишки принимали мир именно таким, каким получили его от своих родителей. Они не загрязняли атмосферу, не строили гигантских мостов или туннелей. Им всего было достаточно. Мужчины охотились, ловили рыбу, развлекали женщин всеми доступными способами. Те отвечали им взаимностью, беспрерывно рожая детишек. Наши прапра…бабушки наводили порядок в жилищах, постоянно переругивались друг с другом (женщины без этого не могут), иногда готовили, но исключительно для себя (иногда они готовили и для других, чаще для избранного ими мужчины, чтобы тот провел с ней некоторое время). Некоторые женщины пытались приукрасить себя, чтобы выглядеть привлекательнее: удлиняли уши, растягивали носы, вытягивали свои шеи. Были и другие способы стать привлекательнее.

Дети были ничуть не глупее современных детишек. Они также легко схватывали все новое, что возникало около них. Только те дети, в отличие от сегодняшних, меньше болели (те, кому было суждено рано умереть, умирали до момента начала прямохождения). Из-за лучшей приспособленности к окружающему миру малыши того времени были во много раз ловчее и проворнее наших.

Чему же учились дети?

Человек отличается от всех других живых существ тем, что он умеет изготавливать оружие. Вот и занимались мужчины изготовлением оружия, чтобы нападать на животных, а также на соседние племена. С оружием в руках древний воин мог противостоять любому грозному зверю, даже саблезубые тигры обходили его стороной. Копье с кремневым наконечником, брошенное на расстояние, не позволяло хищнику даже приблизиться к человеку. Оно разило насмерть. Остро заточенный кремень разрезал даже толстую шкуру кабанов, носорогов, слонов и других животных.

Тяжелая дубина разбивала даже самый твердый череп львов с одного удара. Для повышения поражаемости дубины наши предки насаживали на нее острые кремневые зубья, которые наносили тяжелые рваные раны.

Тогда же появились и первые лассонеры – метатели лассо. Они легко набрасывали петли на шеи противников, удушая их при последующем натяжении. Немногие знают, что еще больше были распространены летающие удавки – болас, так называют специальные метательные арканы с камнями, привязанными на концах. Ловко брошенный болас в течение долей секунды охватывает противника, наматывается на конечностях и лишает противника возможности оказать сопротивление.

Искусству изготовления оружия, а также его боевому и охотничьему применению учились наши предки. Не только мальчики, но и девочки с удовольствием брали в руки копье, раскручивали лассо и накидывали его друг на друга, раскручивали болас и бросали его на кустарники и деревья. Женщины в основном давали бытовое обучение малышам, учили выбирать нужные и вкусные растения, собирать зерна, разорять гнезда птиц, воровать у зазевавшихся животных детенышей, давать отпор вечно голодным мужчинам и громко ругаться между собой.

Говорят, что тогда был матриархат. Матриархат – это скорее выдумка, чем реальная быль. Надо же на кого-то свалить несколько десятков тысячелетий пещерного быта человечества. Вот и придумали оправдание – женщины управляли обществом – вот и не развивались.

Развитие человечества сопровождалось и накоплением определенного опыта. Этот опыт привел к необходимости разделения труда. Появились ремесленники, которые стали специализироваться в одном направлении деятельности. Историки до сих пор не пришли к выводу, какая профессия была первой. Некоторые историки утверждают, что первыми появились горшечники (гончары), есть даже ссылки на Библию, другие полают, что кузнецы, третьи – виноделы. В любом случае появление ремесел требовало, чтобы ремеслу учились. Вот тогда и появились первые школы, где стали учить детей ремеслу. Чаще обучение шло внутри семьи.

Развитие торговли накладывало и свое требование – увеличить выпуск товаров определенного вида. Чтобы регулярно выполнять заказы от купцов, нужно расширять производство. Единственным способом расширить производство был наём работников со стороны или обучение ремеслу не только своих детей, но и чужих.

Духовные наставники человечества (жрецы, раввины, попы и другие служители культа) также выискивали пути улучшения своего благосостояния. Они открывали школы при своих учреждениях (воскресные школы), где проповедовали детям свои воззрения на окружающий мир. Под благой целью был скрыт замысел приручить паству к необходимости делиться и с духовными наставниками плодами трудов.

Школы, в том понимании, как их принято видеть в настоящее время стали появляться с развитием государственности. Любому государству необходимы граждане, которые став взрослыми, будут работать на лидеров данного государства. Тогда появились и программы обучения, среди которых важными стали предметы, связанные с духовными ценностями, а также проблемами обществознания. Чтению, письму и основам вычислений учили потому, что только грамотный человек сумеет прочитать и осмыслить указ, а потом рассчитать сумму, которую нужно внести в казну.

Поначалу в школах учили только мальчиков, полагая, что девочкам учение только во вред – пусть учится в семье. Позже во многих государствах были открыты школы и для девочек. До сих пор во многих странах мальчики и девочки учатся раздельно. Программа обучения в мужских и женских школах заметно различается. Для девочек преподаются дисциплины, связанные с ведением домашнего хозяйства. Мальчикам же предназначено изучать фундаментальные и практические науки.

Когда историкам были заданы вопросы относительно имен создателей первых школ, то окончательного ответа так и не последовало. Некоторые говорят, Евклид со своими началами в геометрии. Ряд историков (в основном азиатского происхождения) с пеной у рта доказывают, что Китай явился прародителем всех имеющихся знаний, а, соответственно, и создал первые школы.

В нашей стране тоже проводились исследования. Оказалось, что на Предуралье есть стоянки древних людей. На этих стоянках были найдены палочки для письма, сосредоточенные в определенных местах в большом количестве. Их концентрация указывает на то, что там много писали. Ну, раз писали, то много писали дети, которых и обучали в школе.

Интересную находку нашли в среднем течении Нила. Там найдены пергаменты, сохранившие подобие букваря – многие изображения повторяются многократно. На них показано, как прорисовываются отдельные знаки и их элементы. Налицо пример по чистописанию.

Относительно первой школы так никто не определился. Они нужны всем, а прежде всего надстройке, которая руководит базисом. Школы, куда детей отдают на обучение, создает государство. Оно больше всех заинтересовано, чтобы будущее поколение принимало основные государственные идеи и воплощало их в жизнь.

mas
Дмитрий Неткачев

Попытался представить свое видение этого вопроса. Можно критиковать, но лучше похваливать.

spe
Леонид Лапок

+ Присоединяюсь к Галине - похваливаю. Ну как не похвалить, раз есть четкая установка! Хотя и статья представляет школы в неожиданном ракурсе...Сдается, что человечество пошло опять не по тому пути! Уже в который раз...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+