Этот народ рано – ещё в I в. н.э. – принял христианство, принесённое сюда самим евангелистом Марком. Что способствовало этому? Возможно, существовавший в их мифологии сюжет о смерти и воскресении бога Осириса (потому-то воскресение Христа казалось близким и понятным), может быть, близость Палестины (ведь именно в Египте в течение 4-х лет Святое семейство скрывалось от преследований царя Ирода), может быть – это стало своеобразным протестом против тирании римских властей… но так или иначе, Египет стал христианским – и оставался таковым до 641 г., когда он был завоёван арабами – тогда-то и возникло слово «копты» (так арабы именовали местное население).
Как ни парадоксально, приход арабов был воспринят населением Египта с радостью – в них видели избавителей от византийского ига: византийские власти преследовали коптов как еретиков. Они считались таковыми с 451 г., когда Халкидонский IV Вселенский Собор принял догмат о двойственной природе Иисуса Христа – Божественной и человеческой. Коптская же церковь этого не признала – и до сих пор признаёт ли Божественную Его природу.
Поначалу положение коптов при мусульманских правителях было относительно терпимым, только в период правления Аль-Хакима – в 996—1021 гг. – имели место гонения на христиан, в остальное же время арабская оккупация не оказывала заметного влияния на жизнь египетских христиан: они даже могли занимать руководящие должности, продолжало развиваться коптское искусство… правда, и ему скоро был нанесён удар: в VIII-IX вв., когда мусульманские правители запретили использовать в искусстве человеческие образы, многие фрески в коптских храмах были уничтожены… Но настоящие гонения на христиан начинаются после Крестовых походов.
Учитывая такую бурную историю, следует удивляться не малочисленности современных коптов, а тому, что им удалось сохранить свою самобытность. Возможно, этому способствует некоторая «закрытость» – у коптов и по сей день считается недопустимым выбирать жену или мужа «на стороне», среди мусульман (на иностранке жениться ещё можно – при условии, что она христианка). Помогает этому и сохранение веры: хоть в повседневности копты уже лет триста говорят по-арабски, богослужение в их храмах ведётся на древнем коптском языке. Правда, некоторое влияние ислама Коптская церковь всё же испытала: её приверженцы при молитве обращаются на Восток, при входе в храм снимают обувь, а в последнее время стало практиковаться причащение не вином, а неперебродившим виноградным соком (в исламе ведь употребление вина осуждается). Своеобразием отличается формы креста на храмах: он ориентирован на два направления, так что с любой стороны виден крест. Многие копты носят на руке татуировку в виде креста – чтобы в случае случайной гибели (например, в автокатастрофе) над телом не совершали мусульманских обрядов.
Формально копты имеют равные права с арабами (за исключением того, что немусульманин не может стать президентом страны), но в действительности для копта практически невозможно стать губернатором или мэром города (даже того, где копты составляют большинство).
Грозные события, разыгравшиеся в Египте в последнее время, затронули и этот народ. Были и акции протеста с требованием защитить права христиан в Египте, и столкновения с полицией, и группы людей на улицах, скандирующих «Покончим с христианами!», и призывы государственного телевидения к «честным жителям» столицы выйти на улицы для подавления волнений коптов – при этом демонстрировались кадры, где представители этого народа поджигают машины и нападают на полицейских…
Кто тут прав, кто виноват – установить трудно: как обычно, обе стороны обвиняют друг друга, выдвигая взаимоисключающие версии… Хотелось бы, чтоб Египет скорее оставил позади кровавые события.