icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
»ль€ ћуромец
 ультура и искусство

 одекс Ѕусидо

  • 3152
  • 7

 одекс Ѕусидо

 
 одекс чести самура€. «абавно, что кодекс Ц неписанный. Ќо все о нем слышали.

¬ строгом смысле этого слова Ц неписанный, все же Ц преувеличение. ѕоскольку сам кодекс опираетс€ именно на литературные, можно сказать произведени€, самым известным из которых €вл€етс€ Ђ’агакурэї, в переводе на русский Ђ—окрытое в листвеї, и есть некие своды правил, перенесенные на бумагу. Ќо мне не встречалось ни одного записанного на бумаге свода правил поведени€ самура€, признаваемого всеобъемлющим, поэтому согласимс€ с тем, что Ѕусидо Ц неписанный кодекс чести самура€.

”помина€ о Ѕусидо невозможно не упом€нуть о Ђ’агакурэї, - Ђ—окрытое в листвеї, представл€ющее собой, скорее литературное произведение, нежели свод неких правил. ѕо легенде Ђ’акагурэї было записано одним из учеников известного в свое врем€ самура€, удалившегос€ на покой и ставшего монахом на склоне лет, и представл€ет собой скорее воспоминани€ воина о славных дн€х своей молодости, рассказах о неких событи€х и как достойные люди в таких ситуаци€х поступали. —оответственно так же надлежит поступать и всем остальным, именующим себ€ самура€ми. ѕо преданию перед смертью учитель повелел ученику сжечь записи, но ученик ослушалс€ учител€ и литературный пам€тник €понской культуры Ђ’агакурэї дошел до наших дней. ≈сть и другие литературные источники, считающиес€ предшественниками Ѕусидо, но ’агакурэ считаетс€ основным и главным.

—ледует понимать, что бусидо Ц это не свод неких правил, и даже записанный в виде коротких изречений он ничего общего не имеет с Ђ”ставом гарнизонной и караульной службыї. Ѕусидо Ц это философи€. ѕусть философи€ смерти, но именно этим она и завораживает. —амо слово Ѕусидо состоит из двух слов Ђбусиї - воин, самурай, Ђдої - путь, учение, философи€. ѕоэтому иногда это слово пишетс€ через черточку ЂЅуси-дої дл€ подчеркивани€ именно этой его составл€ющей, философской.

“еперь о самой философии Ѕусидо. ќснова философии Ѕусидо хорошо описываетс€ его основным положением : Ђѕуть самура€ Ц это смертьї, все остальное лишь уточн€ет и разъ€сн€ет это положение.

Ќельз€ сказать, что философи€ Ѕусидо Ц это солдафонска€ философи€ казармы. —корее наоборот. ќдним из положений Ѕусидо самураю предписываетс€ про€вл€ть максимум терпени€

Ђѕока есть возможность не убивать Ц не убивай!ї.

Ќо уж если случилось так, что конфликта и схватки не избежать, то в бою самурай должен искать смерть. ѕоложение весьма логичное, если в схватке самурай будет думать о том, как спастись, то он как раз Ц погибнет! » только бесшабашна€ смелость поиска смерти и готовность умереть позволит ему выжить. “акое вот весьма логичное противоречие.

—равнивать Ѕусидо с рыцарским кодексом чести считаю бесполезным, да, они во многом перекликаютс€, но основа у них совершенно различна. Ѕусидо строитс€ на философии буддизма и синтоизма Ц местной €понской религии. „то касаетс€ буддизма, то он проник в японию из  ита€ в и очень органично вписавшись в культуру японии.

—ледует упом€нуть, что ƒзен, как течение в буддизме в традиции ћаха€ны (¬еликой(большой ) колесницы) возникло в  итае, в монастыре Ўаолинь. ј Ўаолинь Ц это не только, вернее не столько боевые искусства, это еще и центр цигун, которые входит в об€зательную программу обучени€ воина.

ѕроникнув в японию ƒзен развивалс€ самосто€тельно, с учетом местных традиций, и, поскольку ƒзен присутствует и в  орее и во ¬ьетнаме, то ошибочно было бы считать его чисто €понским €влением, но некоторые особенности все же присутствуют.

”читыва€ то, что кодексом Ѕусидо самураю предписывалось быть готовым к смерти в любую секунду, тем же кодексом ему предписывалось наслаждатьс€ каждым мгновением жизни. ѕоэтому в среде самураев было много поэтов. Ќеожиданный поворот, не правда ли ? ≈сли к этому еще и добавить то, что самурай об€зан был уметь не только убивать, но и лечить, то становитс€ пон€тно, почему этот кодекс так прит€гателен дл€ европейцев, просто в силу непохожести представлени€х европейцев о солдатской жизни в казармах.

Ќо на этом стоит остановитьс€, культура ¬остока мало изучена европейцами, а мне почему-то она очень интересна и € могу рассказывать очень долго и очень жалею, что не стал востоковедом. Ќаверное, в прошлой жизни € был самураем или буддийским монахом Е.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+