Как видим, еще одним важным условием для поступления в школу является отсутствие медицинских противопоказаний. Значит необходимо, чтобы ребенок прошел медицинский осмотр. Все данные заносятся в медицинскую карту - обязательный документ для поступления ребенка в любое детское учреждение. Психологическое тестирование не является обязательной процедурой и не может стать препятствием для поступления в школу. А вот еще один пункт из Устава: «С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, в Школе допускается проведение собеседования с детьми. Прием детей в первый класс на конкурсной основе не допускается». Тем не менее, эти правила действуют, если вы собираетесь определить ребенка в школу, к которой «приписан» ваш район.
Вот так, на первый взгляд, все просто. А теперь обратим внимание на некоторые нюансы.
Прежде всего, поговорим о тех детях, которым на 1 сентября еще не будет 7 лет. Часто родители по самым разным причинам, иногда понятным только им, стремятся пораньше отдать ребенка в школу. Вот здесь не следует опрометчиво спешить, даже если Вам кажется, что у Вас невероятно умный ребенок. В этом случае полезно обратиться к психологу и протестировать ребенка. Если малыш еще недостаточно зрелый для школьного обучения, то такая спешка может навредить его психическому и физическому здоровью и отбить интерес к учебе. Дело в том, что готовность к школьному обучению подразумевает не только интеллектуальные способности. Кроме того, родители часто полагают, что если ребенок научился считать и читать, то это самое главное. Это заблуждение! Очень важно уметь отличать обученность от обучаемости.
Обученность – умения и навыки, которым научили. Обучаемость – психо-физиологическая основа (база), готовность , т.е. развитие определенных психических функций, обеспечивающих возможность благополучно обучаться.
Сложилось так, что современная школа предпочитает, чтобы дети поступали уже с некоторыми учебными навыками. В былые времена первоклассники еще только начинали изучать алфавит, учились читать. Сейчас почти каждый поступающий в 1 класс умеет это. Но что же на самом деле определяет готовность ребенка к школе?
Психологи обращают внимание на несколько сфер:
- интеллектуальную – сформированность мышления, памяти и внимания;
- мотивационно-волевую – желание учиться и произвольность поведения, т.е. осознанный подход к учебной деятельности;
- коммуникативную – навыки общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- физиологическую, а именно особенности развития мелкой моторики и подготовленность руки ребенка к письму (остальные физиологические особенности под пристальным вниманием врачей, проводящих медосмотр);
Для психологического обследования традиционно используется тест Керна - Йирасика. Он позволяет выявить уровень развития координации движений руки, пространственной ориентации, развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма. Тест помогает определить общий уровень психического развития, а в частности - мышления, восприятия, умения правильно выполнять инструкции и задания по образцу; произвольность психической деятельности.
Тест состоит из нескольких разнонаправленных заданий:
- нарисовать фигуру человека во весь рост по представлению;
- срисовать (а не написать) образец письменной речи;
- срисовать точки с образца;
- ответить на 20 вопросов, которые помогут определить, насколько ребенок ориентируется в окружающей его действительности; умеет выделять существенные признаки в предметах и явлениях и сравнивать их; классифицирует и обобщает, определяет причинно-следственные связи и умеет делать простые умозаключения.
Конечно, ответы на вопросы ребенок, под чутким руководством родителей, может вызубрить, и тогда данный опросник не будет являться показателем истинных возможностей. Тем не менее, опытный психолог легко может предложить любые другие подобные вопросы, а также игры и упражнения, направленные на выявление интеллектуальных способностей. Кроме того, у него, наверняка, в запасе найдется еще несколько дополнительных тестов, чтобы расширить представление о способностях Вашего ребенка, его потенциал в различных областях познания. Проще говоря, будет способен ребенок к математике или, так скажем, к словесности. Или, если хотите, Вам подскажут, в какой области обучения у ребенка могут быть затруднения и как ему помочь.
Поэтому не следует заниматься самодеятельностью, доверьте такое обследование профессионалу. А если Ваш ребенок посещает детский сад, где за его развитием наблюдает психолог, то такое обследование будет обязательно проведено. Заключение по результатам теста заносится в медицинскую карту, наравне с медицинскими заключениями.
В сущности, в некоторой степени это условность. Если по каким-либо причинам уровень развития ребенка не соответствует норме, а определенного возраста он достиг, то по месту жительства его должны взять в школу. Когда выяснится и подтвердится, что он не справляется с программой, то после окончания 1 класса может быть предложено обучение в какой-либо специализированной школе. Конечно, лучше, если родители сразу прислушиваются к мнению специалистов и с самого начала определяют ребенка в «нужную» школу, а не теряют время зря. Чем раньше начать профессионально помогать малышу, тем для него лучше и сохраннее для его здоровья.
Есть еще один важный момент, интересный для тех родителей, которые решили определить ребенка не по месту жительства, а, например, по его способностям, либо по своим амбициям. Речь пойдет о школах с особенными программами и направлениями развития, одним словом, «супер-пупер». На них выше описанные правила распространяются лишь частично. Если школа «не обслуживает» ваш район, то попасть туда можно при определенных условиях, выдвинутых администрацией. Одним из них будет тестирование. Так вот, если Вы решили туда записать ребенка, то специалисты именно этой школы, в соответствии с её особенностями, определяют, каким образом проверить способности будущего ученика. Поэтому заниматься предварительной подготовкой ребенка лучше с этими специалистами, прислушиваться к их рекомендациям.
Вот так заканчивается безоблачное дошкольное детство для малышей и беззаботная пора для родителей. Так происходит встреча с новой ступенью социализации ребенка в обществе с его условностями, обязательствами и различиями. И это только начало.