Подавляющее большинство суеверий порождено мифологическим мышлением древнего человека – впрочем, и человек современный от него не вполне свободен. Это мышление имеет свои законы, и главнейший из них – «подобное рождает подобное» (встретил бабу с пустым ведром – пошел «попусту», удачи не будет, камни практически вечны в сравнении с человеком – значит, если я буду носить камень-талисман, он придаст мне если не вечность, то хотя бы долговечность). Другой закон делит мир на «свое» пространство – безопасное и обжитое, и «чужое» – населенное враждебными силами (на этом основан, например, запрет здороваться через порог). Не менее важно представление о взаимосвязи смежных явлений – причем связь эта представляется двусторонней: успешно сдала экзамен в этой блузке – значит, успешно сдам все остальные экзамены, если снова ее надену; число 13 обозначается буквой, с которой начинается слово «смерть» в древнееврейском языке – значит, это число связано со смертью, с несчастьем). Мифологическое мышление населяет мир множеством духов, которых можно либо задобрить жертвоприношениями (в качестве такого жертвоприношения может выступать даже… посуда, которую надо разбить) или обмануть (собираешься на охоту – убеди духов, что не намерен охотиться, пусть тебе пожелают «ни пуха, ни пера»). Наконец, важную роль играло понятие удачи и неудачи – предполагалось, что и тем, и другим можно «заразиться» от человека, у которого этого много (поэтому в понимании некоторых людей так важно заполучить окурок или рваный носок знаменитого артиста, а от инвалида лучше держаться подальше).
Другая категория суеверий основана на реальных связях между явлениями, объяснить которую наши предки не могли. Например, они не знали такого психологического понятия, как «установка» – поэтому считали, что неудачу можно «накаркать». А в некоторых случаях причинно-следственная связь «терялась во времени», оставив после себя «пустую оболочку» в виде приметы. Вспомните тургеневскую старую крестьянку, которая, готовясь к смерти, хлебала щи – «не пропадать же, они ведь посоленные» – и сразу поймете, почему еще в XIX веке в бедной крестьянской семье просыпанная соль означала неизбежную ссору… почему ожидают ссоры наши современники, для которых соль – далеко не самый дорогой продукт, остается только догадываться.
Существуют суеверия совсем уж парадоксальные, связанные с явлениями, которые, казалось бы, по своей сути отрицают суеверия – Церковью и наукой. Околоцерковнные суеверия рождаются по тем же законам мифологического мышления, о которых мы говорили – например, по закону подобия (назвать ребенка именем святого мученика – будет мучиться всю жизнь, обручальное кольцо во время венчания уронили – брак не будет прочным и т.п.)
К разновидностям суеверий можно причислить и лженаучные воззрения: инопланетяне, построившие египетские пирамиды, вода, обладающая памятью и иные подобные теории, которых не принимает всерьез ни один ученый – что не мешает широкой публике верить во все это, а некоторым безответственным журналистам – укреплять эту веру. Вообще, Новейшее время, которое принято считать просвещенным, породило немало новых суеверий: «биополя», телекинез, экстрасенсорика, аура, дети индиго – парадоксальность (и опасность!) подобных идей заключается в том, что они «рядятся» в одежды науки. Как ни странно, суеверия могут порождаться… слепой верой в авторитет науки: преподнесите любую чепуху как научную теорию – и люди в нее поверят. Фразой «Британские ученые доказали…» начиналось столько бредовых статей, что в конце концов сама эта формулировка стала вызывать смех. Но замените «британских ученых» какими-нибудь другими – с именами и фамилиями – и у вас будет неплохой шанс внедрить в общественное сознание новое суеверие.