icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
«доровье и красота

 акие бывают тесты и как их составл€ют?

  • 3474
  • 3

 акие бывают тесты и как их составл€ют?

— психологическими тестами хот€ бы раз встречалс€ каждый из насЕ это один из главных исследовательских Ђинструментовї психолога. ¬от только не вс€кий тест в полной мере отвечает требовани€м, предъ€вл€емым к научному исследованию (скажем, многие тесты, которые мы встречаем в »нтернете Ц Ђ огда у вас родитс€ п€тый ребЄнок при полном воздержании?ї или Ђ то из персонажей сериала ЂNї захотел бы провести с вами ночь?ї) никакого отношени€ к науке не имеют Ц да, пожалуй, и не претендуют на это (все понимают, что это не более чем легкомысленное врем€препровождение)Е ј вот какими бывают насто€щие психологические тесты?

ѕрежде всего, тест Ц это Ђинструментї дл€ измерени€ какого либо психического свойства, которое про€вл€етс€ при выполнении определЄнного задани€ (ответить на вопрос, пройти лабиринт и проч.).

ќдин мой знакомый преподаватель психологии, когда студенты начинают просить его Ц Ђƒайте какой-нибудь тест!ї Ц отвечает: Ђѕожалуйста Ц пишем контрольный тестї. “о, что он предлагает студентам, называетс€ Ђтестом достиженийї Ц такие тесты (с которыми посто€нно сталкиваютс€ школьники, студенты, а иногда и люди, устраивающиес€ на работу) Ђизмер€ютї уровень знаний, умений и навыковЕ Ќо широкую публику больше интересуют психологические тесты.

ќдна из категорий психологических тестов Ц о которых в наше врем€ не рассуждает только ленивый Ц интеллектуальные тесты. ќсобенно их люб€т примен€ть в школах и детских садах Ц причЄм иной раз делают это совершенно бездумно, в частности Ц тест на интеллект зачастую превращаетс€ в тест на знани€ (назвать планеты —олнечной системы и т.п.); а вот из нескольких картинок исключить Ђлишнююї Ц это ближе к истине, это уже Ђпровер€етї мыслительные операции.

ќтнос€тс€ к психологическим и тесты способностей Ц как специальных (например, музыкальных), так и общих Ц фактически, к таковым относ€тс€ психические процессы: пам€ть, внимание, воспри€тие и проч.

ќсобый вид тестов способностей Ц тесты креативности (т.е. универсальной способности к творчеству); особенность их в том, что вопросы и задани€ в них в принципе не могу иметь правильного ответа Ц ведь смысл как раз и заключаетс€ в нахождении нестандартных решений.

—оциально-психологические тесты исследуют взаимоотношени€ в группах людей (например, к какому типу руководител€ принадлежит ваш начальник Ц авторитарному, демократическому или либеральному?).

» наконец Ц личностные тестыЕ вот что чаще всего интересует человека, далЄкого от психологической науки: узнать что-нибудь о себе! » страшновато Ц и интересноЕ Ћичностные тесты могут быть многофакторными (т.е. вы€вл€ть несколько личностных характеристик) Ц например, 16-факторный опросник –. еттела, ћинесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), а могут вы€вл€ть только одну определЄнную черту (характер, темперамент и проч.).

—кажем пр€мо, составление тестов Ц дело непростое. ќдно из главных требований к тесту Ц валидность, т.е пригодность теста измер€ть то свойство, дл€ измерени€ которого он предназначен (чем больше вли€ет на результаты теста это самое свойство и чем меньше случайные факторы Ц тем выше валидность). ѕоэтому прежде чем примен€ть тест практически к диагностических или исследовательских цел€х, его провер€ют на огромном количестве испытуемых.

 акую информацию может предоставить нам тест, предполагающий ответы на вопросы? “олько ту, которую сообщит испытуемый Ц и не факт, что он будет исключительно откровененЕ вот потому-то в тесты обычно встраиваетс€ т.н. шкала искренности: несколько вопросов, ответы на которые известны заранее Ц скажем, Ђ¬сегда ли вы говорите правду?ї Ќу нет такого человека, который бы ни разу в жизни не солгал Ц и если на этот вопрос человек отвечает Ђƒаї Ц это значит, что отвечает он не вполне искренне, приукрашива€ себ€. ≈сли таких определЄнно неискренних ответов набираетс€ достаточно много Ц то и результаты теста в целом следует поставить под сомнениеЕ “ак что, господа, не пытайтесь обмануть психолога Ц он со своими тестами всЄ равно Ђвидит вас насквозьї!


deb
јлександр  уц

ѕовторюсь, но тесты разные важны, тесты разные нужны. +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+