Прежде всего, тест – это «инструмент» для измерения какого либо психического свойства, которое проявляется при выполнении определённого задания (ответить на вопрос, пройти лабиринт и проч.).
Один мой знакомый преподаватель психологии, когда студенты начинают просить его – «Дайте какой-нибудь тест!» – отвечает: «Пожалуйста – пишем контрольный тест». То, что он предлагает студентам, называется «тестом достижений» – такие тесты (с которыми постоянно сталкиваются школьники, студенты, а иногда и люди, устраивающиеся на работу) «измеряют» уровень знаний, умений и навыков… Но широкую публику больше интересуют психологические тесты.
Одна из категорий психологических тестов – о которых в наше время не рассуждает только ленивый – интеллектуальные тесты. Особенно их любят применять в школах и детских садах – причём иной раз делают это совершенно бездумно, в частности – тест на интеллект зачастую превращается в тест на знания (назвать планеты Солнечной системы и т.п.); а вот из нескольких картинок исключить «лишнюю» – это ближе к истине, это уже «проверяет» мыслительные операции.
Относятся к психологическим и тесты способностей – как специальных (например, музыкальных), так и общих – фактически, к таковым относятся психические процессы: память, внимание, восприятие и проч.
Особый вид тестов способностей – тесты креативности (т.е. универсальной способности к творчеству); особенность их в том, что вопросы и задания в них в принципе не могу иметь правильного ответа – ведь смысл как раз и заключается в нахождении нестандартных решений.
Социально-психологические тесты исследуют взаимоотношения в группах людей (например, к какому типу руководителя принадлежит ваш начальник – авторитарному, демократическому или либеральному?).
И наконец – личностные тесты… вот что чаще всего интересует человека, далёкого от психологической науки: узнать что-нибудь о себе! И страшновато – и интересно… Личностные тесты могут быть многофакторными (т.е. выявлять несколько личностных характеристик) – например, 16-факторный опросник Р.Кеттела, Минесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), а могут выявлять только одну определённую черту (характер, темперамент и проч.).
Скажем прямо, составление тестов – дело непростое. Одно из главных требований к тесту – валидность, т.е пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен (чем больше влияет на результаты теста это самое свойство и чем меньше случайные факторы – тем выше валидность). Поэтому прежде чем применять тест практически к диагностических или исследовательских целях, его проверяют на огромном количестве испытуемых.
Какую информацию может предоставить нам тест, предполагающий ответы на вопросы? Только ту, которую сообщит испытуемый – и не факт, что он будет исключительно откровенен… вот потому-то в тесты обычно встраивается т.н. шкала искренности: несколько вопросов, ответы на которые известны заранее – скажем, «Всегда ли вы говорите правду?» Ну нет такого человека, который бы ни разу в жизни не солгал – и если на этот вопрос человек отвечает «Да» – это значит, что отвечает он не вполне искренне, приукрашивая себя. Если таких определённо неискренних ответов набирается достаточно много – то и результаты теста в целом следует поставить под сомнение… Так что, господа, не пытайтесь обмануть психолога – он со своими тестами всё равно «видит вас насквозь»!