Ещё чаще к обращению к знахаркам подталкивают родителей такие симптомы, как нарушения сна у ребёнка, ночные страхи, капризы и плаксивость без видимых причин, ночное недержание мочи. В народе такое состояние называют «испугом» – и в этом есть немалая доля истины: нередко это действительно оказывается следствием психологической травмы, перенесённой ребёнком. Чтобы справиться с таким состоянием, прежде всего неплохо бы знать, в чём эта травма состояла – что испугало ребёнка. Но как это узнаешь, если ребёнок объяснить этого не может – а зачастую ещё и не говорит?
И вот, «современные продвинутые» родители вместо того, чтобы пойти с ребёнком к психотерапевту, идут с ним к знахарке – в полной уверенности, что она всё определит и «снимет». И действительно, нередко «поставить диагноз» удаётся. Как это происходит?
Безотказным средством на этот случай у таких «специалистов» считается т.н. «отливание страха». Это значит, что знахарка растапливает пчелиный воск, который потом застывает в виде бесформенной массы, и предлагает родителям посмотреть, на что он похож. Родители начинают рассматривать… вот, вроде на что-то лохматое похоже… может быть, собака? «Ну да, было такое – ребёнок испугался соседской собаки!» – вспоминают, наконец, родители. Причина установлена!
А теперь подумаем, что нам напоминает такая диагностическая методика… конечно же, тест Роршаха, с успехом применяемый в «официальной» психологии: тот же поиск ассоциаций с бесформенными пятнами, в которых пациент «видит» своё состояние. В определённой степени это может пролить свет на причины детских страхов – но главным образом путём «возбуждения» памяти родителей. Самого же ребёнка такое «исследование» практически не затрагивает – особенно если он ещё не говорит. В этом случае намного более эффективными оказываются те методики, в которых ребёнок «втягивается» в активную деятельность – именно их используют психотерапевты. Скажем, ребёнку дают поиграть разными игрушками – и замечают, что он играет ими всеми, на раз за разом отвергает игрушечного волка (в общем-то, совсем не выглядящего страшным). Родители вспоминают: проблемы начались после того, как бабушка перед сном очень красочно рассказала малышу сказку про злого серого волка… Надо ли говорить, что такая диагностика, в которой непосредственно участвует сам ребёнок в процессе игры, гораздо более надёжна. И уж конечно, те методы борьбы с детскими страхами, применяемые психотерапевтами (тоже во многом построенные на игре – самой естественной для малыша деятельности), надёжнее, чем всякого рода «наговоры» и «сплёвывание с лобика».
Как видим, ничего таинственного и мистического в действиях знахарок нет. В незапамятные времена человечество интуитивно нащупывало то, что в наше время исследовано вдоль и поперёк и поставлено на твёрдую научную основу, но где-то мы ещё можем наблюдать прошлое в «законсервированном» виде. Стоит ли пользоваться такими «консервами»? Никому не приходит в голову использовать орудия каменного века вместо электродрели, а вот применять средневековые методы диагностики и лечения к собственным детям почему-то многие считают возможным. Поистине, чтобы поступать так, надо быть врагом своему ребёнку!