С этой точки зрения в наиболее благоприятном положении находятся те, кто работает в репетиторских центрах – там поиском учеников и рекламой своих услуг озабочено руководство фирмы. Это, несомненно, избавляет от многих хлопот, но с этим сочетаются и все недостатки, отличающие наемный труд от частной практики: угроза увольнения, необходимость выстроить хорошие отношения с начальством, конкуренция и прочее. Репетитор, практикующий частным образом, избавлен от подобных сложностей, но учеников вынужден искать сам, а значит, свои услуги придется рекламировать.
Весьма перспективный способ рекламы – Интернет. Существуют специальные сайты – репетиторские агентства онлайн, где каждый репетитор может разместить свою анкету с указанием города, а каждый человек, проживающий в вашем городе и нуждающийся в репетиторских услугах, может ее найти. Разумеется, чем большее количество подобных сайтов будет «охвачено», тем выше будут ваши шансы найти клиентов.
В таких агентствах связь между репетитором и потенциальным клиентом осуществляется опосредовано: если ваша анкета заинтересовала потенциального клиента, с вами свяжется менеджер и сообщит координаты этого человека. При встрече с ним важно произвести хорошее впечатление – особенно если вы преподаете не японский язык, а, скажем, математику: репетиторов по математике в вашем городе наверняка немало, так что клиент будет выбирать, кому из них своего ребенка доверить.
Недостаток такого способа поиска учеников – необходимость платить агентству определенный процент со своего заработка, в этом смысле выгоднее найти учеников самостоятельно: создать свой сайт (правда, его придется «раскручивать»), дать объявление на городском сайте или в местной газете (все-таки бумажные издания еще не совсем вытеснены Интернетом, к тому же, некоторые из них имеют электронную версию) – правда, для того, чтобы в редакции у вас приняли такое объявление, придется получить соответствующую лицензию. Наконец, можно расклеивать объявления на столбах или специальных досках – особенно возле школ или вузов.
Если вы совмещаете репетиторскую деятельность с работой в школе, вполне можно там же предлагать свои услуги родителям отстающих учеников… но это не вполне безопасно: родители могут увидеть в этом вымогательство, решить, что вы специально занижаете оценки, чтобы потом наживаться на учениках, начнут жаловаться директору, поэтому лучше договариваться с коллегами из других школ, чтобы они направляли своих двоечников к вам, а вы можете платить им тем же. Приобретете хорошую репутацию – агентство потом само будет вас рекомендовать клиентам.
Неплохой способ – предлагать свои услуги знакомым, жалующимся на плохую успеваемость своих отпрысков (или наоборот – сетующих, что уровень школьного преподавания не соответствует таланту ребенка).
Так или иначе, в репетиторской деятельности действует известный принцип: «Сначала ты работаешь на репутацию, потом репутация работает на тебя». Если вы хорошо будете работать с учениками, впоследствии их родители (или сами ученики, если они взрослые) будут вас рекомендовать знакомым.