icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ƒмитрий Ќеткачев
ќкружающий мир

 ак по€вились спальные вагоны на железной дороге

  • 3315
  • 11

 ак по€вились спальные вагоны на железной дороге

¬
¬се мы ездили или ездим в пригородных поездах, в последние годы их стали немного обустраивать, во вс€ком случае, в ÷ентре –оссии. ѕо€вились м€гкие сидень€, окна не позвол€ют гул€ть ветру внутри вагона, иногда микроклимат поддерживаетс€ в пределах, близких к комфортным. ƒес€тки тыс€ч (скорее миллионы) ежедневно совершают регул€рные поездки в пригородном транспорте. ћинимальный набор удобств достаточен дл€ поездок на короткие рассто€ни€. ƒл€ длительных поездок желательно ехать в спальном вагоне, где можно не только сидеть или сто€ть в проходах, можно прилечь и заснуть под стук колес. Ђ огда и как по€вились первые спальные вагоны?ї, Ц редко волнует современного пассажира. Ќа самом деле по€вление спальных вагонов позволило изменить концепцию во многих аспектах железнодорожного строительства во всем мире.

ѕока прот€женность железных дорог была небольшой, и пассажир мог вытерпеть поездку в течение нескольких часов, проблем с созданием особых удобств не возникало. ¬ вестернах можно увидеть насколько открытыми и доступными были вагоны. ¬садники могли догнать и войти внутрь движущегос€ вагона на полном ходу поезда.  азалось, что трудно рассчитывать на изменение подхода к проблемам пассажиров. ќни не приносили железнодорожным кампани€м определ€ющего дохода, выгоднее было перевозить грузы. Ќам и сегодн€ выгоднее возить товары на железнодорожном транспорте чем пассажиров. √руз не шумит, не требует к себе предупредительного отношени€, его не нужно кормить, за ним не требуетс€ особый уход. —егодн€ прибыль, получаема€ от перевозки пассажиров, составл€ет немногим более 15 % от совокупной прибыли ћинистерства путей сообщений.

¬ шестидес€тых годах XIX века началось строительство самой длинной железной дороги. ѕерва€ трансконтинентальна€ железна€ дорога —Ўј соединила центральные штаты с недавно отвоеванным у мексиканцев тихоокеанским побережьем.  алифорни€ с ее великолепным климатом присоединилась к —Ўј (они еще утверждают, что не вели захватнических войн).

ѕрот€женность составила около 3000 км. “еперь по€вилась возможность за 5-7 дней (именно столько времени требовалось дл€ поездки на первых поездах) добратьс€ из ¬ашингтона до Ћос-јнджелеса. “олько ехать с удобствами, как в трамвае было крайне трудно. ѕоход в туалет был насто€щим подвигом (прошу простить читател€ за излишние подробности, но физиологи€ требует неоднократных посещений туалета). »з всех удобств кроме отверсти€ в полу, куда еще надо было попасть, имелись крючки с прищепками дл€ многочисленных юбок и крепкий поручень, дл€ удержани€ в неустойчивом положении при движении поезда. √овор€т, что с 1869 по 1872 гг. существовани€ ѕервой трансконтинентальной железной дороги —Ўј недосчитались около двух сотен пассажиров Ц сдуло встречным ветром.  ак они потом выживали в диких прери€х, истори€ умалчивает.

—реди рассказов ћарка “вена встретилс€ и такой, где он описывает путешествие с невестой в гости к будущим теще и тестю. „тобы не потер€ть ее в поездке, он использует прочный канат. ≈го жених обв€зывает вокруг талии невесты и крепко держит в руках, пока она пр€четс€ за невысокой перегородкой. ƒл€ страховки жених пример€лс€ ухватить невесту за волосы, если канат порветс€ по каким-то причинам. ƒаже реально напугал девушку, когда на повороте канат сильно нат€нулс€, и пришлось хватать ее за ухо, удержива€ ее так в течение нескольких секунд.

ѕозже и она держала канат, чтобы ее любимый не свалилс€ вниз, пока он сам "задумалс€" (перегородка была только с внутренней стороны вагона, с двух сторон позици€ была открыта всем ветрам). ¬ течение поездки молодой человек за небольшую плату сдавал в аренду свой канат и другим пассажирам. «а трое суток путешестви€ он сколотил приличный капитал, позволивший ему презентабельно предстать перед родител€ми невесты. ÷ензура того периода не позволила включить рассказ в полное собрание сочинений, только в газетах американцы могли прочесть особенности €ркого и незабываемого путешестви€ молодых людей (юмор ћарка “вена восхитил и мен€ Ц лежал и хохотал с полчаса).

“ак бы все и продолжалось по сей день, но еще в 1831 г. в семье краснодеревщика родилс€ ƒжордж ћортимер ѕульман (Pullman). ”же в юности ƒжордж ѕульмана отметилс€, как сметливый малый, способный решить сложные задачи оригинальным путем. —ложившиес€ жизненные обсто€тельства требовали от молодого человека совершать регул€рные поездки по железной дороге. ≈го раздражало то, что в поезде он не мог выспатьс€. ¬се вокруг дребезжало, стучало и гремело. ∆есткие и короткие лавки не позвол€ли выт€нутьс€ во весь рост, лежать на голых досках без матрасов и подушек становилось ненавистнее. ѕокушать в путешествии на транспорте можно было только на станци€х в буфетах, остановки были продолжительными из-за необходимости просто отдохнуть от качки и шума в вагоне.

»так, ѕульман подошел к проблеме довольно основательно. »м впервые было спроектировано купе со сдвижными двер€ми, полками на двух уровн€х, складным столиком между откидными полками. ¬се это можно встретить в любом поезде дальнего следовани€. ƒл€ удобства размещени€ пассажиров требовалось расширить вагон и увеличить его высоту. ѕосле долгих препирательств с чиновниками министерства транспорта был изготовлен плацкартный вагон. ћинистерские чиновники проехали на нем всего 25 км и дали добро на строительство подобных вагонов (ѕульману в тот период исполнилось всего 26 лет, не вс€кий может похвастатьс€, что добилс€ результатов в таком возрасте).

Ќо разрешение на строительство еще не означало его начало. ѕришлось договариватьс€ с владельцами железных дорог о необходимости увеличить рассто€ние между параллельными пут€ми (вагоны цепл€ли друг друга) и повышении высоты в конструкци€х мостов (втора€ полка увеличивала вместимость спального вагона вдвое). ѕробные поездки состо€тельных лиц в первых экспериментальных вагонах ѕульмана доказали железнодорожным олигархам выгоду от кардинального переоснащени€ самих дорог. Ќесколько толстосумов пришли на испытание ѕульмановских вагонов со своими женами. ѕосле поездки жены сумели объ€снить своим мужь€м преимущества пульмановских вагонов. ƒело пошло быстрее.

»менно с по€влением пульмановских спальных вагонов оплата за проезд стала дифференцированной. ’очешь ехать с удобствами, плати дороже. ’очешь рисковать, как герои ћарка “вена, плати по минимуму.

 роме спальных вагонов ƒжордж ѕульман зан€лс€ и вагонами-ресторанами. «десь сопротивление было очень большим. ƒоходы от станционных буфетов и ресторанов были довольно внушительными, превышали прибыль от стоимости билетов. »зобретательный ѕульман на первом этапе строительства вагонов-ресторанов за€вл€л, что кухн€ самих вагонов будет закупать продукты в станционных ресторанах. ќлигархи повелись на его обещани€, но кроме просто вагона со столиками был придуман и вагон, в котором имелась кухн€ с печами дл€ приготовлени€ гор€чей пищи на ходу поезда. »менно этот вагон прошел все испытани€ и был вз€т дл€ последующего применени€ в составах поездов.

—оздать удобное и уютное спальное место в вагоне оказалось только частью задачи создани€ комфортных условий дл€ пассажиров. «имой холодно, пассажир должен был согреватьс€ двум€ способами: надеть на себ€ всю имеющуюс€ одежду или периодически подбрасывать дрова в буржуйки, расставленные в каждом купе. »менно здесь впервые были опробованы мобильные системы вод€ного отоплени€ с централизованными котлами. ѕоездка в отапливаемом вагоне стоила примерно в полтора раза дороже, чем в вагоне с буржуйками, но пассажиры были готовы платить и за комфортную температуру в купе.

ѕоезда со спальными вагонами ѕульмана стали ходить быстрее, они меньше времени тратили на остановки, пассажиры перестали требовать длительных остановок в пути. “ак по€вились скорые поезда. «а все платил пассажир, но врем€ на дорогу сокращалось почти вдвое. “еперь скорый поезд не клан€лс€ каждому полустанку, он пролетал их на приличной скорости.

ƒизайнерский подход ѕульмана не ограничилс€ только внутренним пространством. ≈го вагоны отличались по цвету, они окрашивались голубой краской, словно показыва€ всем окружающим, что внутри едут представители с голубой кровью. Ђ√олубой вагон бежит-качаетс€, Еї, Ц это все от ѕульмана.

≈ще несколько слов о самом ƒжордже ѕульмане. ∆енилс€ на чернокожей, она ему родила двух дочерей и двух близнецов мальчишек. Ќа фирме ѕульмана работали в основном недавно освобожденные из рабства негры и приезжие китайцы. ќн их компактно разместил в „икаго, создав Ђтерриторию дл€ компактного проживани€ рабочихї. Ёту территорию называли ѕульман-тауном. ќн был и инициатором расстрела рабочих, которые выступили с требовани€ми за восьмичасовой рабочий день 1 ма€ 1886 г. (мы сегодн€ отмечаем этот праздник, не помышл€€, что ƒжордж ѕульман причастен и к этому событию).

—ложно судить о человеке, который создал комфорт дл€ пассажиров железных дорог. —ад€сь в спальный вагон поезда дальнего следовани€, вспомните, что ƒжордж ѕульман сто€л в самом начале создани€ комфортных вагонов дл€ пассажиров.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

ѕеречитал еще раз статью и подумал, что надо написать по пам€ти перевод рассказа ћарка “вена о том, как ездили пассажиры до по€влени€ спальных вагонов по железным дорогам —Ўј.

deb
≈лена “репель

+ ќтлична€ стать€!!! ќб€зательно прочитаю рассказ ћ. “вена)

deb
—ветлана Ўибунска€

ƒмитрий! ѕрочитала с интересом, спасибо! ќб€зательно разместите в блоге и рассказ ћарка “вена, мы тоже посмеемс€. +

mas
ƒмитрий Ќеткачев

—пасибо.
ѕопробую пересказать мысли ћарка “вена в виде статьи, подобрав название. ѕока в набросках.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+