icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
√ригорий Ўевченко
“ехника и »нтернет

 ак по€вились первый граммофон и перва€ пластинка?

  • 4315
  • 5

 ак по€вились первый граммофон и перва€ пластинка?

Ќ
Ќаверн€ка многие люди знают человека по имени “омас Ёдисон, гениальный изобретатель и физик. »менно этот человек изобрел первое в мире звукозаписывающее устройство Ц фонограф. Ќадменность, а возможно и тщеславие не позволили Ёдисону разгл€деть в Ёмиле Ѕерлинере, который был менее знаменит за Ёдисона, насто€щего конкурента. ј ведь именно Ёмиль стал основоположником граммофонной записи. Ётот немецкий изобретатель положил начало новой эре в звукозаписи. ¬ 1887 году им был представлен широкой публике первый граммофон. Ёдисон на то врем€ был весьма знаменитой личностью, у него уже была компани€ с названием Ђ омпани€ Ёдисон фонографї. ќн весьма скептично отнесс€ к новому изобретению немецкого изобретател€, за€вив при этом, что у граммофона будущего нет. Ќо он оказалс€ неправ. ”же в начале двадцатого века граммофон вытеснил с рынка аудиотехнику Ёдисона.

“акой успех принесли Ёмилю два его знаменательных новшества, которые он использовал при создании граммофона. ќдним из них была технологи€ записи. »значально запись основывалась на глубинном вдавливании при перпендикул€рном расположении иглы относительно мембране. Ёмиль сменил перпендикул€рное расположение на параллельное. ѕосле этого игла начала вырезать поперечную канавку и неустойчива€ ухабиста€ дорожка с €мками превратилась в извивающуюс€ дорожку.

¬торым ноу-хау стало изменение технологии тиражировани€ фонограмм. »значально изобретатель использовал дл€ записи специальный валик, собственно таким валиком пользовалс€ и Ёдисон. Ќо Ѕерлинер сменил его на круглую цинковую пластину, котора€ использовалась в качестве первичного носител€. ѕластина покрывалась тонким слоем воска. ¬ процессе записи записывающий резец процарапывал восковой слой в соответствии со звуковыми колебани€ми. ѕосле такой записи на диске образовывались, своеобразные звуковые дорожки. ƒалее цинковый диск помещали в кислоту дл€ протравки.  ислота углубл€ла прочерченные в восковом покрытии канавки. ѕотом при помощи электролиза создавалс€ медный негатив. Ќа месте канавок по€вл€лись некие Ђхребтыї. Ётот же негатив в дальнейшем превращалс€ в матрицу, при помощи которой изготавливали копии самих граммофонных пластинок.

ѕерва€ пластинка была сделана из прессованной целлюлозы. ƒалее Ёмиль начал примен€ть эбонит, но потом отказалс€ от него, так как тот было т€жело прессовать. » лишь после долгих поисков изобретателю удалось найти подход€щий материал. »м оказалс€ шеллак. Ёто была застывша€ смола, котора€ имела органическое происхождение. ћатериал был дешевым и относительно качественным.

ѕервые граммофонные иглы были сделаны из стали. ƒелались они съемными, так как очень быстро приходили в негодность. ƒостаточно было прослушать одну сторону пластинки и требовалось сменить иглу. ѕозже их стали изготавливать из корунда. Ёти иглы были способны работать до 150 часов. ѕотом по€вились алмазные, их работоспособности хватало на 1 500 часов работы. Ќо ресурс работы пластинок был куда меньше. “€жела€ граммофонна€ звуковоспроизвод€ща€ головка и прочна€ остра€ игла быстро приводили в негодность новые пластинки. Ќо ни смотр€ на многие недостатки граммофона, на тот период он был сродни нынешнему High end в сравнении с валиками Ёдисона.   тому же у граммофона было довольно громкое звучание. ј ведь в те времена еще не было никаких усилителей.

—корость вращени€ диска составл€ла пор€дка 78 оборотов в одну минуту. Ѕольша€ ширина звуковых дорожек позвол€ла при такой скорости записать аж целых п€ть минут фонограммы на одну сторону пластинки диаметром в 300 миллиметров. Ёто примерно одна песн€ в нынешнее врем€.

Ќо индустри€ граммофонной записи на месте не сто€ла. ”же в 1897 году было выпущено аж 500 000 пластинок, а еще через пару лет тираж вырос до 1 500 000.

— годами граммофон поддавалс€ все большим усовершенствовани€м, по€вилась возможность записывать все больше фонограмм на одну сторону пластинки, звучание становилось все лучше и лучше.

»менно благодар€ граммофону собственно и по€вилась индустри€ поп-музыки. ¬едь основным критерием попул€рности того или иного исполнител€ €вл€лись тиражи на проданных грампластинках.

ѕозднее был изобретен безрупорный граммофон, который стали называть патефоном. ќн представл€л собою небольшой чемоданчик. ≈го можно было вз€ть на пикник, и завед€ пружину, слушать музыку вдали от дома.


deb
Ћюдмила —еребр€кова

¬ нашем музее есть патефон и старые пластинки. Ёто просто чудо. —тавишь и слушаешь живой-живой голос, хот€ и очень далекий. Ќаверно, что-то св€зано во времени, какие-то вибрации. ј граммофон-это вообще... ¬ам, √ригорий, +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+