icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
ќкружающий мир

 ак деревь€ попадают в сказки?

  • 1700
  • 15

 ак деревь€ попадают в сказки?

з
Е злата€ цепь на дубе томЕ

”знали? ≈щЄ бы! Ёто же - ѕушкин јлександр —ергеевич! Ёто он придумал на дубах цепи развешивать и котов по ним гул€ть пускать. ѕравда, это из области сказок, множество сюжетов коих кудр€вый мальчик ѕушкин почерпнул из *вечерних сказок на ночь* своей доброй н€ни с кружкою - јрины –одионовны.

¬от будь у другого кудр€вого мальчика по имени ¬олод€ ”ль€нов така€ н€н€ с такими сказками, гл€дишь, точка отсчЄта истории сместилась бы в другую плоскость! (ћы же знаем, что талантливый человек талантлив во всЄм).

ƒобра€ јрина –одионовна, конечно, не знала, как слово еЄ отзовЄтс€, да и не задумывалась она над превратност€ми быти€, а вот почему в сказках именно эти, а не те животные и растени€ произрастают Ц знала и могла легко объ€снить, как человек, так сказать, из народной глубинки.

¬от вз€ть, к примеру, тот же дуб! „ем выдел€етс€ дуб среди других деревьев?

ƒуб Ц это добротна€, прочна€ древесина, долголетие, устойчивость и мудрость. Ќедаром именно с дубом сравнивают воинов, борцов, сильных и физически здоровых людей. ≈сть така€ пословица: Ђ–одилс€ сынок Ц посади дубок!ї, будет тогда мальчишечка расти здоровым и крепким, как молодой дубок, поделитс€ с ним именное деревце частичкою своей жизненной силы, изврачует раны духовные и телесные, успокоит и защитит.

¬ магических ритуалах дуб используетс€, как *донор* дл€ защиты, увеличени€ физической и душевной мощи, достижени€ успеха и богатства. ¬сем хорошо известно, что в тЄмно-синих лесах, где осины трепещут, зайцы кос€т, а дубы-колдуны тер€ют листву и что-то шепчут в тумане, любили селитьс€ седые волхвы, маги и предсказатели. —ейчас учЄные совершенно точно установили, что энергетика дуба, даже обычные прогулки по дубовым рощам, нормализует кров€ное давление, благотворно вли€ет на нервную систему и работу сердечной мышцы, навевает спокойствие и умиротворение. Ђ”спокаивает душу!ї - как сказали бы наши прародители, выдел€ющие это дерево, как символ могущества и величи€, и считали его чисто *мужским* суровым деревом, упирающимс€ своей тЄмной кроной в небесную твердь, а корн€ми уход€щим в »рий, (¬ырий, ¬ирий), где хранитс€ вс€ мудрость наших предков.

√од 1975. ¬ этот год со дна ƒнепра подн€ли древний дуб, в ствол которого были вколочены 9 кабаньих челюстей и обвит он был толстой медной цепью.  то ж не знает, что на солнце начищенна€ медь блестит, как золото?! ¬от вам и сказочка от кудр€вого ѕушкина!

- —тар ты, немощен и сед. ¬ лес куда собралс€, дед?

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.

- ћолод ты ещЄ и глуп. ƒважды ведь не вал€т дуб!

х.х.х

- —ажай берЄзу у калитки, чтобы беда в дом не вошла! - так гласит народна€ мудрость.

» недаром! Ћингвисты напр€мую св€зывают глагол Ђберечьї со словом ЂберЄзаї.

” наших предков существовал целый культ берЄзы. Ёто стройное, светлое, чистое дерево, несущее свет и нежность, считалось символом доброты, щедрости и сострадани€.

— берЄзкой был св€зан культ материнства, это чисто *женское* дерево.

ѕо старому обычаю 11 апрел€ надо *послушать* берЄзку, всЄ, что привидитс€ и услышитьс€ р€дом с белоствольной красавицей, так и будет. ¬ этот день с нами разговаривают наши умершие предки, наставл€ют и предупреждают.

≈щЄ в 1636 году нижегородские св€щенники жаловались на несознательных гражданок из соседних деревень, кои Ђсобираютс€ девицы и жЄны под деревом-берЄзою, принос€т с собой пироги и каши куть€ные, €йца и молоко с мЄдами, поклон€ютс€ по€сно идолу Ц дереву, поход€ учнут песни сатанинские приплета€ и длан€ми плескати, и вс€ко округ берЄзы бесноваютс€ї. » это всЄ в четверг на седьмой неделе после ѕасхи!

”жас, что они там себе позвол€ли, эти €зычники!!! ¬от в Ѕелозерске, что в Ѕелоруссии, в Ѕрестской области была цела€ берЄзова€ роща, в которой приносились жертвы деревь€м. Ќе пугайтесь! Ќи одна нормальна€ женщина крови не жаждет, а ведь берЄза Ц символ материнской любви, как мы знаем, даже колыбели делались из берЄзовой коры, чтобы защитить младенчика от дурного глаза и порчи. ∆ертвы были вполне съедобны и даже постны, м€сом там и не пахло, не то, что кровью! «ато разрешалось пить берЄзовый сок, осв€щЄнный этим местом. „то поможет быстро восстановить упадок сил, после долгой зимы и не впасть в депрессионное состо€ние?  онечно Ц берЄзовый сок, обогащЄнный всевозможными микро-и-макро элементами! ј о берЄзовых веничках в баньке даже и вспоминать не будем, впрочем, как и о лечении берЄзовыми почками!

¬ русских сказках и былинах берЄза Ц всегда защитница и помощница геро€м (чаще всего, конечно, героине) в преодолении т€жких жизненных ситуаций, и вообще в борьбе с несправедливостью и злом.

“ак постепенно берЄза-мать и перекачивала из русских народных сказок и песен в символ –одины, –оссии: Ђ» –одина щедро поила мен€ берЄзовым сокомЕї; ЂЌо, господа!  ак хочетс€ стрел€тьс€ среди берЄзок средней полосы!ї

х.х.х

Ќу, раз уж заговорили о мужском и женском, надо бы вспомнить и о браке.

„асто можно услышать пренебрежительное: Ђ¬енчаны у ракиты!ї, что означает, что супруги живут в гражданском браке, без регистрации.

” слав€н было всЄ с точностью наоборот! –акита была св€щенным деревом. ” ракиты давались самые верные кл€твы, в том числе и брачные.

–астЄт это дерево у воды, имеет ещЄ одно название Ц *козь€ ветла*, к тому же растЄт и приживаетс€ на удивление легко и быстро, а живЄт более 100 лет.

 акое же ещЄ дерево может заслужить большее число Ђочковї за звание Ђсемейного оберегаї?! “ут всЄ тебе Ц и кл€твы на воде, и плодовитость с деторождением, и долга€ счастлива€ жизнь в богатстве и покое. » очень важный момент: ракита, всЄ потому, что у воды, спасает от пожаров, как дома, как такового, так и от пожара сердечного, гарантиру€ семье мир и отсутствие измен. ¬от поэтому к раките (иве, ветле, лозине, вербе, журбе) ход€т в русских народных сказках плакатьс€ и просить о любви и семейном счастье что девицы-красавицы, что мќлодцы-молодцџ.

—тепан –азин, захватив власть на ƒону, разрешил всем желающим венчатьс€ не в церкви, а около ракит, т.к. в годы смут сопротивление церковным правилам рассматриваетс€, как форма борьбы против существующей власти.

ƒаже в наше врем€ веточки ракиты-вербы осв€щают в ¬ербное воскресенье в церкв€х и хран€т их в доме весь последующий год, ибо служат они нам верною защитою, коли в это веришь.

-  расоту ищу €, любовь и верность, вижу € в хрустальном инее росу,

я хочу красивой видеть вербу, что стоит опавшей осенью в лесу!

х.х.х

≈сть ещЄ много деревьев и кустарников, которые по поверью, оказывают магическую помощь и поддержку живущим р€дом с ними люд€м. ќчень много сказок и быличек повествует об этой помощи. ¬спомним, хот€ бы, Ђћатушка-бузинаї, Ђќреховый прутикї, Ђ∆ених из бо€рышникаї. ј разве забудем о Ђ—оломенном бычкеї, Ђћалиновом семечкеї и Ђћолодильных €блочкахї? ¬сего и не упомнишь!

ј вы всЄ: ѕушкин, ѕушкин! ѕушкин Ц Ђмолодецї и Ђсукин сынї, но ѕушкин лишь обработал вз€тые за основу несколько русских народных сказок, которые поведала ему его стара€ н€нюшка, вот и вышли из-под его пера Ђ–услан и Ћюдмилаї, Ђ—казка о сп€щей царевне и семи богатыр€хї.

’отите, попробуйте и вы! “олько не перепутайте, Ђзлата€ цепь на дубе томї - это всЄ-таки о дереве зеленолистном, а не об олигархе зеленодолларовом!


top
Halida Rojkova

ќстроумно. ёмор и поэтичность в описании деревьев, попавших в сказки. +++

spe
ёли€ ƒворникова

ѕочему-то мне очень хочетс€ добавить к статье стихи ќвсе€ ƒриза.

«≈Ћ®Ќјя —“ј–ќ—“№

Ёй, портной, погл€ди,
я принЄс тебе листь€,
¬орох зелЄных листьев.
—ними с мен€ мерку
» сшей мне зелЄный сюртук -
«елЄную старость.
ѕусть удивл€ютс€ птицы:
ќжило старое дерево,
ѕокрылось зелЄной листвой.
ѕусть они
√незда совьют на ветв€х.
ѕусть ведЄт ко мне
Ћесна€ тропинка.
ѕусть в тени моей
“ихо качаетс€ колыбель.

spe
Ћариса ѕопруга

—тать€ - чудо!

—овсем скоро и мы пойдем св€тить веточки вербы.

¬ерба, верба, верба,
¬ерба зацвела.
Ёто значит, Ч верно,
„то весна пришла
Ёто значит Ч верно,
„то зиме конец.
—амый, самый первый
«асвистел скворец.
«асвистел в скворечне:
Ќу, теперь € здешний.
Ќо весне не верьте,
—лышен ветра свист.
¬етер, ветер, ветер
ѕо дорогам вертит
ѕрошлогодний лист.
¬се апрелю шутки!
—ельский детский сад
”тром скинул шубки,
¬ полдень Ч снегопад.
Ќо не так уж скверно
ќбсто€т дела,
≈сли верба, верба - верба зацвела.

(јгни€ Ѕарто)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+