icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

»стори€ иконописи.  то самый известный иконописец?

  • 1246
  • 8

»стори€ иконописи.  то самый известный иконописец?

»
»конописна€ мастерска€. «а столами, согнувшись, сид€т мастера. ѕеред каждым дощечка, на которой угадываютс€ знакомые всем верующим черты. ¬ углу ученики, они еще не пишут самосто€тельно, им доверены только подготовка дощечек и растирание красок.

¬ мастерской тишина, никто не разговаривает. ќбщение с √осподом и св€тыми должно происходить в тишине. ƒуша внемлет Ѕогу, и рукой движет ¬ера. Ќаписание иконы Ц это таинство, это молитва, воплощенна€ в живописи. Ќаписанна€ красками? Ќет, сердцем, душой, открытой √осподу. »кона - это воплощение любви к Ѕогу и искреннее желание подн€тьс€ к тем вершинам нравственности, на которые он указал.

„удом было сотворение первой иконы. Ќаписал ее евангелист Ћука, и творил он, име€ перед глазами образ - Ѕогородицу. Ѕольше ни один смертный такой чести не удостаивалс€. ћари€ благословила икону, сказав, что отныне каждый сможет испытать благодать »исуса, сына Ѕожьего, и ее, Ѕогородицы, гл€д€ на св€тые лики.

 то пишет иконы?  ому можно было доверить такое важное дело?  онечно, монаху, да не каждому, а только человеку, наделенному свыше талантом живописца и чистой душой. “акими и были первые изографы. ќни оставили нам иконы, непревзойденные по мастерству и тому впечатлению, которое они производ€т. Ѕудучи посредниками между земным, суетным миром и Ѕожественной сущностью, они понимали свою высокую миссию и служили ей достойно.

Ћучшие из лучших Ц это ‘еофан √рек, јндрей –ублев, ƒионисий, ƒаниил „ерный и —имон ”шаков. Ќемногие из их работ дошли до нашего времени, но то, что можно увидеть, поражает. ‘еофан √рек по€вилс€ на –уси уже зрелым мастером, и им€ его было хорошо известно. ÷ерковь —паса ѕреображени€ на »льине улице стала его первой работой. —в€щенный трепет охватывал каждого, кто видел фреску с изображением —паса ¬седержител€, держащего в руке ≈вангелие. “щательно выписаны лики ћелхиседека, пророков »лии и »оанна. ѕо€сные изображени€ јдама и јвел€, Ќо€ и —ифа тоже полны св€тости и чистоты.

√де, кроме »нтернета, можно увидеть работы ‘еофана √река? «айдите в “реть€ковку, там хранитс€ ƒонска€ икона Ѕожьей ћатери. ј вот с иконой ѕреображени€ »исуса ’риста пред учениками на горе ‘авор случилс€ казус. —отни лет авторство ‘еофана √река не оспаривалось, но последние исследовани€ дали неоспоримые доказательства того, что ни к великому мастеру, ни к его ученикам эта икона отношени€ не имеет. “еперь на табличке под иконой написано: Ђ–абота неизвестного мастераї.

Ќа 20 лет моложе ‘еофана был его ученик јндрей –ублев. ќн родилс€ в 1360 году, с детства Ђимел талант и интерес к богомазаниюї. ¬ысшей оценкой его мастерства стало предложение Ђписатьї Ѕлаговещенский собор ћосковского кремл€. ƒа не один он должен был это делать, а вместе с другими славными мастерами. ѕервым в списке значилс€ ‘еофан √рек, которого –ублев почитал своим учителем. ¬торым был назначен старец ѕрохор Ц известный иконописец из √ородца. ј третьим выпала велика€ честь иноку јндрею –ублеву. —правились, воздав славу √осподу и заставив трепетать от св€щенного восторга сердца прихожан.

ј дальше был ”спенский собор в «венигороде, где трудилс€ не поклада€ рук вместе с ƒаниилом „ерным. „удотворцы из –адонежа, несмотр€ на разницу в возрасте, оба были Ђотменными мастерами и прилежно писали иконыї. » многие их работы практически невозможно различить, так удивительно сумели эти люди пон€ть и прин€ть все законы иконописани€, которые были утверждены намного позже. —трогие лики, возвышенный аскетизм Ц это и есть классическое византийское письмо, прин€тое за образец на —тоглавом соборе в 1551 году.

» сегодн€ замирают люди перед самой известной работой јндре€ –ублева. Ќа иконе Ц св€та€ троица. ѕраведник јвраам был удостоен великой чести и благости: ему €вилс€ Ѕог в виде трех ангелов. ёные, прекрасные и одухотворенные лица, строгие и четкие линии, не тускнеющие веками краски Ц это она, знаменита€ Ђ“роицаї јндре€ –ублева.

Ќе менее знаменита икона Ђ—пас в сихахї. ’ристианские мистики, исихасты, считали, что только им ведомы тайные знани€. ќни старались передавать их с помощью знаков на иконах. Ќа иконе, написанной –ублевым, три Ѕожественные энергии переданы в виде алого ромба, алого квадрата и зеленого овала. Ёто символическое изображение драгоценных камней. яспис, то есть €шма, сардис, или иначе сардолик, и смарагд Ц изумруд. ќни призваны показать три божественных энергии, которые прав€т миром через Ѕога ќтца Ц Ѕытие, благодать и ћудрость. Ќасто€щее шифрованное письмо от мастера нам, потомкам.

“радиции –ублева продолжил ƒионисий. —начала один, а потом вместе с сыновь€ми ¬ладимиром и ‘еодосием он расписал множество церквей. „асть работ мастера сохранилась, и их можно увидеть в музее древнерусской культуры и искусства в ћоскве и в Ѕоровском филиале  алужского краеведческого музе€.

—имон ”шаков Ц это особое €вление в русской иконописи. ќн заложил основы совершенно нового направлени€ Ц св€тые лики, написанные его рукой, были очеловечены. ќтныне с икон смотрели не суровые нарочито плоские лики, а лица вполне земные и в то же врем€ одухотворенные и полные Ѕожественного огн€. —имон ”шаков первым из иконописцев подписал свои работы, и споров среди искусствоведов его авторство не вызывает. ќн всегда был в чести и в фаворе. —ам царь јлексей ћихайлович жаловал ему щедрое содержание и официально назвал Ђгосударевым иконописцемї. «нать вслед за царем тоже считала нужным заказывать иконы только у —имона ”шакова, так что работы у мастера было много и сохранилось много икон, написанных его рукой.

ћожно верить в Ѕога, не верить, сомневатьс€ в нем, можно по-разному относитьс€ к иконам. ƒл€ кого-то это просто предмет дл€ оформлени€ дизайна Ђпод старинуї, дл€ людей с низменными душами Ц это предмет наживы. ј дл€ верующих Ц это Ѕлагодать, котора€ укрепл€ет их души и веру, это возможность выразить свою любовь и стремление к совершенной красоте. » помогают им в этом мастера-иконописцы.

 стати, есть у них и профессиональный праздник. 29 €нвар€ по старому стилю скончалс€ великий јндрей –ублев, и именно в этот день на –уси прин€то отмечать ƒень иконописцев.


spe
ёли€ ƒворникова

“ут даже не о чЄм говорить, эти иконы мы знаем с детства. ¬сЄ это - —имон ”шаков:

spe
ёли€ ƒворникова

“ут даже не о чЄм говорить, эти иконы мы знаем с детства. ¬сЄ это - —имон ”шаков:

mas
≈вгений Ѕагдерин

—тать€ интересна€ и очень познавательна€. я не особенный любитель икон, но статью прочитал с удовольствием!

top
Halida Rojkova

—пасибо, ≈вгений. ¬аше мнение мне важно.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+