В мастерской тишина, никто не разговаривает. Общение с Господом и святыми должно происходить в тишине. Душа внемлет Богу, и рукой движет Вера. Написание иконы – это таинство, это молитва, воплощенная в живописи. Написанная красками? Нет, сердцем, душой, открытой Господу. Икона - это воплощение любви к Богу и искреннее желание подняться к тем вершинам нравственности, на которые он указал.
Чудом было сотворение первой иконы. Написал ее евангелист Лука, и творил он, имея перед глазами образ - Богородицу. Больше ни один смертный такой чести не удостаивался. Мария благословила икону, сказав, что отныне каждый сможет испытать благодать Иисуса, сына Божьего, и ее, Богородицы, глядя на святые лики.
Кто пишет иконы? Кому можно было доверить такое важное дело? Конечно, монаху, да не каждому, а только человеку, наделенному свыше талантом живописца и чистой душой. Такими и были первые изографы. Они оставили нам иконы, непревзойденные по мастерству и тому впечатлению, которое они производят. Будучи посредниками между земным, суетным миром и Божественной сущностью, они понимали свою высокую миссию и служили ей достойно.
Лучшие из лучших – это Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Даниил Черный и Симон Ушаков. Немногие из их работ дошли до нашего времени, но то, что можно увидеть, поражает. Феофан Грек появился на Руси уже зрелым мастером, и имя его было хорошо известно. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице стала его первой работой. Священный трепет охватывал каждого, кто видел фреску с изображением Спаса Вседержителя, держащего в руке Евангелие. Тщательно выписаны лики Мелхиседека, пророков Илии и Иоанна. Поясные изображения Адама и Авеля, Ноя и Сифа тоже полны святости и чистоты.
Где, кроме Интернета, можно увидеть работы Феофана Грека? Зайдите в Третьяковку, там хранится Донская икона Божьей Матери. А вот с иконой Преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор случился казус. Сотни лет авторство Феофана Грека не оспаривалось, но последние исследования дали неоспоримые доказательства того, что ни к великому мастеру, ни к его ученикам эта икона отношения не имеет. Теперь на табличке под иконой написано: «Работа неизвестного мастера».
На 20 лет моложе Феофана был его ученик Андрей Рублев. Он родился в 1360 году, с детства «имел талант и интерес к богомазанию». Высшей оценкой его мастерства стало предложение «писать» Благовещенский собор Московского кремля. Да не один он должен был это делать, а вместе с другими славными мастерами. Первым в списке значился Феофан Грек, которого Рублев почитал своим учителем. Вторым был назначен старец Прохор – известный иконописец из Городца. А третьим выпала великая честь иноку Андрею Рублеву. Справились, воздав славу Господу и заставив трепетать от священного восторга сердца прихожан.
А дальше был Успенский собор в Звенигороде, где трудился не покладая рук вместе с Даниилом Черным. Чудотворцы из Радонежа, несмотря на разницу в возрасте, оба были «отменными мастерами и прилежно писали иконы». И многие их работы практически невозможно различить, так удивительно сумели эти люди понять и принять все законы иконописания, которые были утверждены намного позже. Строгие лики, возвышенный аскетизм – это и есть классическое византийское письмо, принятое за образец на Стоглавом соборе в 1551 году.
И сегодня замирают люди перед самой известной работой Андрея Рублева. На иконе – святая троица. Праведник Авраам был удостоен великой чести и благости: ему явился Бог в виде трех ангелов. Юные, прекрасные и одухотворенные лица, строгие и четкие линии, не тускнеющие веками краски – это она, знаменитая «Троица» Андрея Рублева.
Не менее знаменита икона «Спас в сихах». Христианские мистики, исихасты, считали, что только им ведомы тайные знания. Они старались передавать их с помощью знаков на иконах. На иконе, написанной Рублевым, три Божественные энергии переданы в виде алого ромба, алого квадрата и зеленого овала. Это символическое изображение драгоценных камней. Яспис, то есть яшма, сардис, или иначе сардолик, и смарагд – изумруд. Они призваны показать три божественных энергии, которые правят миром через Бога Отца – Бытие, благодать и Мудрость. Настоящее шифрованное письмо от мастера нам, потомкам.
Традиции Рублева продолжил Дионисий. Сначала один, а потом вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием он расписал множество церквей. Часть работ мастера сохранилась, и их можно увидеть в музее древнерусской культуры и искусства в Москве и в Боровском филиале Калужского краеведческого музея.
Симон Ушаков – это особое явление в русской иконописи. Он заложил основы совершенно нового направления – святые лики, написанные его рукой, были очеловечены. Отныне с икон смотрели не суровые нарочито плоские лики, а лица вполне земные и в то же время одухотворенные и полные Божественного огня. Симон Ушаков первым из иконописцев подписал свои работы, и споров среди искусствоведов его авторство не вызывает. Он всегда был в чести и в фаворе. Сам царь Алексей Михайлович жаловал ему щедрое содержание и официально назвал «государевым иконописцем». Знать вслед за царем тоже считала нужным заказывать иконы только у Симона Ушакова, так что работы у мастера было много и сохранилось много икон, написанных его рукой.
Можно верить в Бога, не верить, сомневаться в нем, можно по-разному относиться к иконам. Для кого-то это просто предмет для оформления дизайна «под старину», для людей с низменными душами – это предмет наживы. А для верующих – это Благодать, которая укрепляет их души и веру, это возможность выразить свою любовь и стремление к совершенной красоте. И помогают им в этом мастера-иконописцы.
Кстати, есть у них и профессиональный праздник. 29 января по старому стилю скончался великий Андрей Рублев, и именно в этот день на Руси принято отмечать День иконописцев.