icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
 ультура и искусство

’отите разобратьс€ в творчестве ’орхе Ћуиса Ѕорхеса?

  • 426
  • 8

’отите разобратьс€ в творчестве ’орхе Ћуиса Ѕорхеса?

¬
¬ самом начале шестидес€тых годов XX века весь читающий мир увлекс€ Ѕорхесом. «нать наизусть его стихи, уметь вставить к месту цитату из его прозы, рассуждать об ультраизме значило быть интеллектуалом. ’орхе Ћуис Ѕорхес ездил по всему миру, читал лекции, его произведени€ за дес€ть последующих лет перевели почти на все €зыки мира. ќн и сегодн€ остаетс€ одним из самых читаемых поэтов мира. ¬ чем прит€гательность его стихотворений? √де кроетс€ загадка его прозы? ѕрежде чем ответить на эти вопросы, коротко вспомним основные факты его биографии.

јргентина гордитс€ тем, что именно в Ѕуэнос-јйресе в 1899 году в семье Ѕорхесов родилс€ тот самый мальчик, которого литературоведы назовут Ђвеликим аргентинцем, благодар€ которому литература XX века обрела свой неповторимый обликї.

†’орхе Ћуис Ѕорхес рос тихим мальчиком. –одители старательно оберегали его от встреч с суровой действительностью. ƒомашнее образование было организовано по всем правилам: математика, родной и английский €зыки, истори€, литература и ознакомительные лекции по естественным наукам. ќтец давал уроки философии, бабушка учила €зыкам, мать прививала любовь к искусству вообще, и к живописи в частности.  онечно, потом были школа и колледж, но это потом. ќснова была заложена дома.

’орхе нравилс€ английский €зык. Ѕабушка предложила ему самосто€тельно перевести сказку ќ. ”айльда, перевод напечатали в журнале. √ордые родители устроили по этому поводу праздник. ћальчика всегда старались только хвалить, поощр€ть за любые достижени€ и никогда не корить за неудачи. »з полученных знаний и прочитанных книг из отцовской библиотеки ’орхе создал свой мир. Ёто был мир литературных героев, запутанных сюжетов, интригующих фабул, парадоксальных выводов, метких метафор и поражающих своей неожиданностью оксюморонов.

«амечательный мир! ќн вполне замен€л юному Ѕорхесу ту жизнь, что бурлила за стенами его дома. “ам жили жестокие и коварные компадритос Ц местные бандиты, установившие на улицах Ѕуэнос-јйреса свои жуткие законы. “ам по вечерам танцевали танго пр€мо на улице и на площадках открытых кафешек. Ётот мир не был знаком ’орхе Ћуису, потому что был ему неинтересен. √ораздо увлекательнее было читать книги, размышл€ть о прочитанном и, по-своему его переосмыслив, трансформировать в нечто удивительное.

Ѕорхес рано начал писать стихи, но перва€ публикаци€ состо€лась только в декабре 1919 года, когда вс€ семь€ перебралась в »спанию. ѕрошло всего дев€ть лет, и ’орхе Ћуис Ѕорхес стал известным поэтом. ¬ его активе семь книг, работа в трех журналах, в основании которых он принимал активное участие. Ѕорхес пишет рассказы, детективы, эссе, биографии писателей и художников, стихи. ќб этом периоде он потом скажет: Ђя был все€ден, мне нравилось пробовать себ€ во всех жанрах. Ёто потом € остановилс€ на коротких рассказахї. ѕричем не просто коротких, но и написанных простым €зыком, без излишних Ђлитературных выкрутасовї. Ѕорхес был влюблен и любим: его подругой стала Ёстель  анто. ¬стретившись в августе 1944 года, они расставались в 1952 году, так и не поженившись. Ћучшие рассказы писател€ (среди которых знаменитый Ђјлефї) написаны в те счастливые годы.

¬ п€тидес€тые ’орхе Ћуис вновь обращаетс€ к поэзии и не измен€ет ей до конца своей жизни. ¬семирна€ слава его не т€готит, напротив, окрыл€ет и поддерживает. Ѕорхес, как его отец и дед, слепнет. ќн не может самосто€тельно записывать свои стихи, нужно посто€нно повтор€ть их, пока не придет помощница и по€витс€ возможность продиктовать.   слепоте прибавились боли в правом боку. ¬рачи поставили страшный диагноз Ц рак печени. ѕотом развилась эмфизема легких. Ѕорхес решил пожить в ∆еневе, наде€сь на искусство здешних врачей, но чуда не случилось. ’орхе Ћуиса Ѕорхеса не стало 14 июн€ 1986 года.

ќ чем писал великий аргентинец? ќбо всем: о той жизни, которую видел; он рассуждал о науке и религии, литературе и истории, о парадоксах «енона и античных мифах, о сказках и сагах. Ќо любое его произведение Ц это не фотографи€ действительности, не зарисовка с натуры. ¬се гораздо сложнее, и потому интереснее. Ѕорхес видит то же, что вид€т все, но ему этого мало. ќн добавл€ет в картину огромные детали и малюсенькие детальки, которых, по его мнению, ей недостает. ѕисатель считает, что именно это создает идеальную картину мира.

„то получаетс€?  артина мен€етс€, теперь она есть реальность. Ќова€. ƒруга€. ќна лучше, чем та перва€. ¬озможно, она не имеет ничего общего с насто€щей жизнью. Ќо она одновременно божественно красива и отвратительно безобразна. ≈е интересно изучать, она каждый раз открываетс€ с новой стороны. —кажете, что это строительство воздушных замков? —оглашусь. «ато какое гениальное строительство! » как красив конечный результат! Ёто чтение дл€ тех читателей, которых прин€то называть интеллектуалами, люб€щими разгадывать запутанные комбинации автора. ‘антазийна€ проза дл€ Ѕорхеса стала источников неисс€каемого вдохновени€.

»нтересна символика его рассказов. Ќаиболее показателен образ библиотеки, кочующий из произведени€ в произведение. Ѕиблиотека Ц это наша ¬селенна€. ¬ ней есть ответы на все вопросы. √де? ¬ книгах, конечно. Ќо ведь их так много! —тарый библиотекарь скажет вам по секрету, что где-то там, на полках, стоит волшебна€ книга, прочт€ которую можно постичь все тайны мироздани€. ѕолок много - их сотни.  ниг бесчисленное множество Ц их сотни тыс€ч.  ак найти нужную? ќтвет библиотекар€: Ђќткрывать каждую книгу и читатьї. » не говорите, что на поиски может не хватить всей жизни. ¬ конце ЋёЅќ√ќ пути человеку открываетс€ истина. ј библиотекарь помочь не может? Ќет, потому что он слеп. »менно в этой детали спр€тан парадокс жизни - куда приведет слепой поводырь? »щите эту книгу сами, господа.

≈ще один часто встречающийс€ символ Ц это лабиринт. ∆изнь каждого из нас, собственно, и есть лабиринт. ћы блуждаем в его проходах, мечемс€ в страхе, бо€сь опоздать, заблудитьс€ и не найти выход. Ќо (и оп€ть парадокс!) лабиринт создан нашим воображением. ” него нет Ђфизического телаї. Ћабиринт Ц наша душа. Ёто мы запутываем его ходы. » распутываем его мы тоже сами. ≈сли повезет, то выход будет найден. ј если нет? ѕусть даже так, но ведь и в блуждании есть свой смысл. ¬ывод Ц каждый лабиринт интересен. ѕросто идти нужно до конца. Ѕорхес верил: ћинотавр, запертый в лабиринте, ждет не очередную жертву. ќн жаждет свободы и мечтает об освободителе.  ак, впрочем, каждый из нас.

—мерть и бессмертие Ц эти темы тоже волновали Ѕорхеса. ќн считал: человек, помн€ о том, что срок его жизни отмерен, дорожит каждым мгновением. » это правильно. ј что будет, если вдруг он станет бессмертным? ∆ив€ вечно, человек неизбежно потер€ет Ђчувство кра€ї. ≈го перестанет волновать ответственность за поступок. –авнодушие и безразличие станут его спутниками. «а преступление не будет расплаты. Ќа любовь не стоит отвечать любовью, а за добро не следует платить тем же. ¬ холодном и равнодушном Ц Ђостывшемї - сердце нет места чувствам. «начит, если нет смерти, то нет и насто€щей жизни? Ќа этот вопрос читатель должен ответить сам.

’орхе Ћуис Ѕорхес Ц удивительный писатель. — его иде€ми можно соглашатьс€. — ними можно спорить. »х можно не принимать. Ќо оставатьс€ равнодушным, чита€ его произведени€, невозможно. ќгромный мир, созданный силой интеллекта и мощью фантазии Ѕорхеса, - это драгоценный подарок человечеству.

√овор€т, что творец не умирает, пока живы его произведени€. ѕочему? ѕотому, что в каждом его стихотворении - Ђкусочек сердца, в каждом рассказе Ц частица душиї. ј это значит, что ’орхе Ћуис Ѕорхес обречен на бессмертие.


spe
¬ладислав „ерных

ѕомню, открыл € его книжку, полистал... Ќу что сказать - как автор фэнтези, он не ахти, а философствовани€ мен€ не сильно занимают. Ёто дл€ сильно умствующих, кому о сиюминутном думать не надо )))

top
Halida Rojkova

”чилась на филфаке, дали почитать Ѕорхеса - увлекло до дрожи в коленках. Ќедавно вз€лась перечитывать - не понравилось.  аждому автору, очевидно, свое врем€, да и читателю нужен особый настрой. ¬ы, ¬ладислав, просто не совпали с Ѕорхесом :)

top
Halida Rojkova

” нас в университете был замечательный преподаватель. Ћекции по философии шли на ура и при полной аудитории. „итали все, что он рекомендовал, чтобы потом поумничать на семинарах:)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+