Такова сценическая деятельность ансамблей, которые называются фольклорными. Как явствует из названия, исполняют они фольклор – т.е. народное творчество, народную музыку. Фольклорный ансамбль по своей природе всегда национален – он сосредотачивается на музыкальном фольклоре одного народа, в крайнем случае может идти речь о народах «близкородственных» – скажем, русский фольклорный ансамбль может исполнить украинскую или белорусскую песню, но никак не испанскую или китайскую. Более того, нередко такие коллективы сосредотачиваются на музыкальном фольклоре какого-то определенного региона – например, ансамбль «Радовесь» специализируется по песням Воронежской области.
Говоря о фольклорных ансамблях, нужно ясно отличать их от исполнительства на народных инструментах в целом. Мы начали разговор именно с образа русского фольклорного ансамбля не только потому, что это нам ближе, но и для того, чтобы четко провести эту грань – ведь именно в России существует традиция академического исполнительства на народных инструментах.
Традиция эта сравнительно молода – ее основы заложил в конце XIX века Василий Васильевич Андреев. Этот музыкант определил свою цель так: «Соединить балалайку и фрак», то есть сочетать традиции академической европейской музыки с русскими народными инструментами. И это ему удалось: сегодня домристы, балалаечники и баянисты выходят на сцену во фраках и строгих платьях, а главное – исполняют концерты, сонаты и другие произведения, написанные композиторами. В основе этих произведений могут быть народные мелодии, но не обязательно, более того – эти музыканты могут исполнять даже музыку иностранных композиторов, написанную для скрипки или органа.
В фольклорных же ансамблях мы ничего подобного не увидим. Они не просто выходят на сцену в национальных костюмах – они исполняют только народные песни, причем исполнение максимально приближено к тому, как поют «в народе», руководители некоторых ансамблей даже сами участвуют в фольклорных экспедициях. Обработка, конечно, тоже есть, но она минимальна, и опять же подчинена народной, а не академической музыкальной традиции. Некоторые песенные жанры всегда сочетаются с танцами. Для фольклорных ансамблей типичны театрализованные представления, которые воспроизводят либо сцены из народной жизни, либо старинные обряды.
В нашей стране фольклорные ансамбли появились в 60-х гг. прошлого века. Это было своеобразным «качанием маятника в противоположную сторону» – ведь слишком долго вся история, все национальное культурное наследие преподносилось как часть «проклятого прошлого», и вот последовала реакция в виде повышенного интереса к «родной старине»: граждане, даже далекие от веры, начинают приобретать иконы, в литературе и музыке зарождается направление, известное как «новая фольклорная волна» (из писателей можно назвать Ф.Абрамова, В.Белова, из композиторов – Г.Свиридова, Р.Щедрина), появляются фольклорные мотивы в эстрадной музыке (самый известный ансамбль такого рода – «Песняры»). На этой волне появление фольклорных ансамблей можно считать естественным.
Можно с уверенностью сказать, что без фольклорных ансамблей наша жизнь – и не только музыкальная – безвозвратно утратила бы нечто очень важное. Именно их творчество дает нам возможность погрузиться в атмосферу давно ушедшего жизненного уклада, понять образ мысли и мироощущение наших предков – прочувствовать, что у нас есть прошлое, ощутить себя частью народа как понятия, объединяющего множество поколений… Слушая же выступления фольклорных ансамблей, принадлежащих к другим культурам, мы можем познать облик иных народов, чтобы вернее понять и полюбить их.