icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

ƒл€ чего нужны фольклорные ансамбли?

  • 1412
  • 5

ƒл€ чего нужны фольклорные ансамбли?

Ќ
Ќа сцене Ц женщины в €рких сарафанах и мужчины в косоворотках. ѕод аккомпанемент ансамбл€ русских народных инструментов не просто исполн€ютс€ песни и танцы, развертываетс€ целое действо Ц свадьба, деревенские посиделки или древний, идущий из дохристианской эпохи обр€дЕ

“акова сценическа€ де€тельность ансамблей, которые называютс€ фольклорными.  ак €вствует из названи€, исполн€ют они фольклор Ц т.е. народное творчество, народную музыку. ‘ольклорный ансамбль по своей природе всегда национален Ц он сосредотачиваетс€ на музыкальном фольклоре одного народа, в крайнем случае может идти речь о народах Ђблизкородственныхї Ц скажем, русский фольклорный ансамбль может исполнить украинскую или белорусскую песню, но никак не испанскую или китайскую. Ѕолее того, нередко такие коллективы сосредотачиваютс€ на музыкальном фольклоре какого-то определенного региона Ц например, ансамбль Ђ–адовесьї специализируетс€ по песн€м ¬оронежской области.

√овор€ о фольклорных ансамбл€х, нужно €сно отличать их от исполнительства на народных инструментах в целом. ћы начали разговор именно с образа русского фольклорного ансамбл€ не только потому, что это нам ближе, но и дл€ того, чтобы четко провести эту грань Ц ведь именно в –оссии существует традици€ академического исполнительства на народных инструментах.

“радици€ эта сравнительно молода Ц ее основы заложил в конце XIX века ¬асилий ¬асильевич јндреев. Ётот музыкант определил свою цель так: Ђ—оединить балалайку и фракї, то есть сочетать традиции академической европейской музыки с русскими народными инструментами. » это ему удалось: сегодн€ домристы, балалаечники и ба€нисты выход€т на сцену во фраках и строгих плать€х, а главное Ц исполн€ют концерты, сонаты и другие произведени€, написанные композиторами. ¬ основе этих произведений могут быть народные мелодии, но не об€зательно, более того Ц эти музыканты могут исполн€ть даже музыку иностранных композиторов, написанную дл€ скрипки или органа.

¬ фольклорных же ансамбл€х мы ничего подобного не увидим. ќни не просто выход€т на сцену в национальных костюмах Ц они исполн€ют только народные песни, причем исполнение максимально приближено к тому, как поют Ђв народеї, руководители некоторых ансамблей даже сами участвуют в фольклорных экспедици€х. ќбработка, конечно, тоже есть, но она минимальна, и оп€ть же подчинена народной, а не академической музыкальной традиции. Ќекоторые песенные жанры всегда сочетаютс€ с танцами. ƒл€ фольклорных ансамблей типичны театрализованные представлени€, которые воспроизвод€т либо сцены из народной жизни, либо старинные обр€ды.

¬ нашей стране фольклорные ансамбли по€вились в 60-х гг. прошлого века. Ёто было своеобразным Ђкачанием ма€тника в противоположную сторонуї Ц ведь слишком долго вс€ истори€, все национальное культурное наследие преподносилось как часть Ђпрокл€того прошлогої, и вот последовала реакци€ в виде повышенного интереса к Ђродной старинеї: граждане, даже далекие от веры, начинают приобретать иконы, в литературе и музыке зарождаетс€ направление, известное как Ђнова€ фольклорна€ волнаї (из писателей можно назвать ‘.јбрамова, ¬.Ѕелова, из композиторов Ц √.—виридова, –.ўедрина), по€вл€ютс€ фольклорные мотивы в эстрадной музыке (самый известный ансамбль такого рода Ц Ђѕесн€рыї). Ќа этой волне по€вление фольклорных ансамблей можно считать естественным.

ћожно с уверенностью сказать, что без фольклорных ансамблей наша жизнь Ц и не только музыкальна€ Ц безвозвратно утратила бы нечто очень важное. »менно их творчество дает нам возможность погрузитьс€ в атмосферу давно ушедшего жизненного уклада, пон€ть образ мысли и мироощущение наших предков Ц прочувствовать, что у нас есть прошлое, ощутить себ€ частью народа как пон€ти€, объедин€ющего множество поколенийЕ —луша€ же выступлени€ фольклорных ансамблей, принадлежащих к другим культурам, мы можем познать облик иных народов, чтобы вернее пон€ть и полюбить их.


spe
ёли€ ƒворникова

ѕока жив €зык - жив народ! ѕока сохран€ютс€ песни на €зыке народа - жив народ! ѕока есть люди, которые понимают этот €зык и поют эти песни - жив народ!

top
Halida Rojkova

ј мне нрав€тс€ фольклорные ансамбли. “олько слуша€ народные песни можно пон€ть душу народа. ++++++

mas
ћарк Ѕлау

ј мне кажетс€, фольклорные ансамбли - вранье. «а народные песни выдают постановочные действа.

top
Halida Rojkova

Ќе все так работают, есть люди, поющие от души. —начала они провод€т огромную подготовительную работу, вы€сн€€ до мельчайших подробностей то, о чем поют. » костюмы у них не опереточные, а насто€щие и частенько из бабушкиных сундуков.

spe
ёли€ ƒворникова

я знаю семью, которые поют такие песни, которые многие никогда и не слышали! Ќикакой подготовительной работы! ќни прост живут с этими песн€ми с рождени€! «ачастую, слыша в песне незнакомое мне слово, спрашиваю, что это.  ак правило, это местное название (порой забытое) очень известного предмета или действи€. Ќапример: околочь - в полночь, вологой - влажный и т.п. ј то, что они хран€т в бабушкиных сундуках - вообще песн€!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+