icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Для чего нужны фольклорные ансамбли?

  • 3201
  • 5

Для чего нужны фольклорные ансамбли?

Н
На сцене – женщины в ярких сарафанах и мужчины в косоворотках. Под аккомпанемент ансамбля русских народных инструментов не просто исполняются песни и танцы, развертывается целое действо – свадьба, деревенские посиделки или древний, идущий из дохристианской эпохи обряд…

Такова сценическая деятельность ансамблей, которые называются фольклорными. Как явствует из названия, исполняют они фольклор – т.е. народное творчество, народную музыку. Фольклорный ансамбль по своей природе всегда национален – он сосредотачивается на музыкальном фольклоре одного народа, в крайнем случае может идти речь о народах «близкородственных» – скажем, русский фольклорный ансамбль может исполнить украинскую или белорусскую песню, но никак не испанскую или китайскую. Более того, нередко такие коллективы сосредотачиваются на музыкальном фольклоре какого-то определенного региона – например, ансамбль «Радовесь» специализируется по песням Воронежской области.

Говоря о фольклорных ансамблях, нужно ясно отличать их от исполнительства на народных инструментах в целом. Мы начали разговор именно с образа русского фольклорного ансамбля не только потому, что это нам ближе, но и для того, чтобы четко провести эту грань – ведь именно в России существует традиция академического исполнительства на народных инструментах.

Традиция эта сравнительно молода – ее основы заложил в конце XIX века Василий Васильевич Андреев. Этот музыкант определил свою цель так: «Соединить балалайку и фрак», то есть сочетать традиции академической европейской музыки с русскими народными инструментами. И это ему удалось: сегодня домристы, балалаечники и баянисты выходят на сцену во фраках и строгих платьях, а главное – исполняют концерты, сонаты и другие произведения, написанные композиторами. В основе этих произведений могут быть народные мелодии, но не обязательно, более того – эти музыканты могут исполнять даже музыку иностранных композиторов, написанную для скрипки или органа.

В фольклорных же ансамблях мы ничего подобного не увидим. Они не просто выходят на сцену в национальных костюмах – они исполняют только народные песни, причем исполнение максимально приближено к тому, как поют «в народе», руководители некоторых ансамблей даже сами участвуют в фольклорных экспедициях. Обработка, конечно, тоже есть, но она минимальна, и опять же подчинена народной, а не академической музыкальной традиции. Некоторые песенные жанры всегда сочетаются с танцами. Для фольклорных ансамблей типичны театрализованные представления, которые воспроизводят либо сцены из народной жизни, либо старинные обряды.

В нашей стране фольклорные ансамбли появились в 60-х гг. прошлого века. Это было своеобразным «качанием маятника в противоположную сторону» – ведь слишком долго вся история, все национальное культурное наследие преподносилось как часть «проклятого прошлого», и вот последовала реакция в виде повышенного интереса к «родной старине»: граждане, даже далекие от веры, начинают приобретать иконы, в литературе и музыке зарождается направление, известное как «новая фольклорная волна» (из писателей можно назвать Ф.Абрамова, В.Белова, из композиторов – Г.Свиридова, Р.Щедрина), появляются фольклорные мотивы в эстрадной музыке (самый известный ансамбль такого рода – «Песняры»). На этой волне появление фольклорных ансамблей можно считать естественным.

Можно с уверенностью сказать, что без фольклорных ансамблей наша жизнь – и не только музыкальная – безвозвратно утратила бы нечто очень важное. Именно их творчество дает нам возможность погрузиться в атмосферу давно ушедшего жизненного уклада, понять образ мысли и мироощущение наших предков – прочувствовать, что у нас есть прошлое, ощутить себя частью народа как понятия, объединяющего множество поколений… Слушая же выступления фольклорных ансамблей, принадлежащих к другим культурам, мы можем познать облик иных народов, чтобы вернее понять и полюбить их.

spe
Юлия Дворникова

Пока жив язык - жив народ! Пока сохраняются песни на языке народа - жив народ! Пока есть люди, которые понимают этот язык и поют эти песни - жив народ!

top
Halida Rojkova

А мне нравятся фольклорные ансамбли. Только слушая народные песни можно понять душу народа. ++++++

mas
Марк Блау

А мне кажется, фольклорные ансамбли - вранье. За народные песни выдают постановочные действа.

top
Halida Rojkova

Не все так работают, есть люди, поющие от души. Сначала они проводят огромную подготовительную работу, выясняя до мельчайших подробностей то, о чем поют. И костюмы у них не опереточные, а настоящие и частенько из бабушкиных сундуков.

spe
Юлия Дворникова

Я знаю семью, которые поют такие песни, которые многие никогда и не слышали! Никакой подготовительной работы! Они прост живут с этими песнями с рождения! Зачастую, слыша в песне незнакомое мне слово, спрашиваю, что это. Как правило, это местное название (порой забытое) очень известного предмета или действия. Например: околочь - в полночь, вологой - влажный и т.п. А то, что они хранят в бабушкиных сундуках - вообще песня!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+