icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое “отемизм?

  • 4539
  • 1

„то такое “отемизм?

¬
¬ переводе с €зыка оджибва Ц одного из племЄн индейцев —еверной јмерики Ц слово Ђтотемї означает всего-навсего Ђего родї. Ќо в качестве термина это слово приобрело несколько более узкий смысл.

—амый первый общественный строй, сформированный человечеством, недаром называют родовым: главной ценностью дл€ древнего человека был именно род. Ќам, помешанным на т.н. Ђправах личностиї, теперь уже трудно представить, что вне родовой общины когда-то и выжить было невозможно, так что наши далЄкие предки с полным правом могли бы подписатьс€ под словами ¬.ћа€ковского: Ђ≈диница Ц вздор, единица Ц ноль!ї

÷ементирующим началом в первобытном роде выступало не только совместное сопротивление суровым услови€м жизни, ведь с тех пор, как человек обзавЄлс€ абстрактным мышлением, научилс€ формировать идеи, ему помимо св€зей практических требовались ещЄ и св€зи идейные (ведь даже мы сейчас нуждаемс€ Ц уже на уровне нации в таком Ђидеологическом цементеї, лихорадочно ища Ђнациональную идеюї), но корни такой идеи изначально должны были быть простыми и пон€тными.

»де€ кровного родства была человеку пон€тна: он же регул€рно наблюдал, как рождаютс€ дети! ѕоистине, отменить такую св€зь нельз€Е и элементарна€ логика приравнивала св€зь между членами родовой общины с происхождением от общего предка. ј кто он Ц этот предок?

Ќет, не дед и не прадед. –оль мужчины в рождении ребЄнка в ту эпоху не осознавалась вообще: наступление беременности определ€лось только по шевелению плода, а между половым актом и по€влением этого признака времени проходит довольно много Ц св€зь неочевиднаЕ зачатие осмысливалось как нечто, происход€щее между женщиной и духами, насел€ющими природу, причЄм не только живую. — этой точки зрени€ стать предком человека мог кто угодно и что угодно Ц животное, растение, €вление природы (дождь, гром, солнце) и дажеЕ железо, когда оно уже было освоено человеком.

¬от к такому мифическому предку Ц относительно антропоморфному, но не принадлежащему к миру людей Ц и возводил свой род древний человек, и называетс€ такой предок тотемом, а такое мировоззрение Ц тотемизмом. ѕричЄм тотем был именно объедин€ющим началом. ¬ романе ∆.–они-старшего ЂЅорьба за огоньї к одному роду принадлежат Ќао, сын Ћеопарда, и Ќам, сын “опол€ Ц в действительности такого быть не могло.  онечно, мог быть и род леопарда, и род топол€, но это были разные роды, а члены одного рода возводили свою родословную к одному тотему.

ѕричЄм предполагалось, что этот предок €вл€етс€ прародителем не только рода, но и существ, принадлежащих к соответствующему виду. »ными словами, если € из рода бобра, значит, все бобры Ц мои сородичи. » убить бобра € не могу Ц это всЄ равно что подн€ть руку родственника (самое отвратительное преступление с точки зрени€ древнего человека). ≈сли находили труп тотемного животного Ц его селдовало похоронить, как человека. ј уж если приходитс€ убивать Ц скажем, из-за жестокого голода Ц то непременно надо попросить прощени€.

¬прочем, в особых случа€х тотемное животное всЄ-таки убивали Ц чтобы совершить ритуал, Ђсоедин€ющийї людей с тотемом. Ёто могло быть торжественное поедание м€са тотемного животного, натирание его кровью. ∆рецы при совершении обр€дов надевали одежду из его шкуры, причЄм кроилась она соответственно част€м тела: головной убор Ц из шкуры головы, обувь Ц из шкуры ног (чтобы оставл€ть на земле след тотема) и т.д.

“ака€ одежда имела и другое значение: ощуща€ себ€ родственником, например, волка, человек не видел принципиальной разницы между собой и волком Ц тот ведь тоже мог обратитьс€ в человека, чтобы оплодотворить человеческую женщину Ц следовательно, и человеку не сложно обратитьс€ в волка, достаточно надеть его шкуру. —егодн€ нам напоминают об этом разве что леден€щую душу рассказы об оборотн€х Ц но ещЄ в эпоху викингов весьма серьЄзным противником считались т.н. берсерк Ц воин, впадающий в бешенство во врем€ битвы и станов€щийс€ неу€звимым. “ак вот, такие воины нередко носили одежду из волчьей или медвежьей шкуры (само слово Ђберсеркї переводитс€ как Ђмедвежь€ рубахаї), так что страх современников перед ними становитс€ пон€тным: битьс€ с воином, способным превратитьс€ в медвед€ Ц не сама€ при€тна€ перспектива!

 акие бывают тотемы? —амые разные! ” разных родов племени оджибва, от которого и пришло к нам это слово, тотемами были медведь, зме€, волк, утка, осЄтр, у некоторых африканских племЄн Ц смоковница. Ќо каким бы ни был тотем Ц его св€зь пронизывала всю жизнь человека от рождени€ до смерти. —в€зь с тотемом могла ставитьс€ даже выше кровного родства как такового. “ак, нередко при поселении рода держали такое животное Ц живое воплощение тотема Ц и представл€ли ему каждого новорождЄнного: если животное его не признает, про€вит в отношении его агрессию Ц значит, этот ребЄнок не из нашего рода (хоть и рождЄн нашей женщиной), чужак Ц и полежит уничтожению. —мерть тоже воспринималась как воссоединение с тотемом Ц так, у одного из родов североамериканского племени омаха, почитающего своим тотемом бизона, умирающего заворачивали в шкуру этого животного и говорили ему: Ђ“ы идЄшь к бизонам!ї

»зжив себ€ вместе с родовым строем, тотемизм не исчез совершенно Ц он прин€л новые формы. “ак, к нему восходит полузвериный облик богов ƒревнего ≈гипта, наличие св€щенных животных у богов античности (орЄл у «евса, сова у јфины и др.). » уж совсем отдалЄнное Ђэхої тотемизма Ц привычка брать в »нтернете названи€ животных в качестве никнэймов и их изображени€ в качестве аватаров, а также ношение украшений в виде кошечек или собачек.


deb
Marina √алета

—тать€ интересна€! ћного любопытных фактов)+++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+