icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое таинство?

  • 2466
  • 3

„то такое таинство?

¬
¬ наше врем€ всЄ чаще приходитс€ слышать: Ђ«ачем мне ÷ерковь Ц € в душе верю в Ѕога, € живу по ≈го заповед€м Ц зачем мне ещЄ какие-то внешние знаки в виде обр€дов?ї “ака€ позици€ свидетельствует, что некоторые наши современники не вполне верно представл€ет себе, что происходит в ÷еркви в широком смысле и в храме в частности.

÷ерковь Ц не просто организаци€, объедин€юща€ христиан, храм Ц не только место общей молитвы Ц это способ единени€ с Ѕогом, дл€ которого недостаточно одной только человеческой воли (верить, жить по заповед€м и т.д.), нужно ещЄ участие самого Ѕога как передача невидимой Ѕожественной Ѕлагодати. ¬от это и происходит в ходе совершени€ таинств Ц про€влений ƒуха —в€того.

“аинства ÷еркви не следует смешивать с церковными обр€дами. “аинства установлены Ѕогом Ц обр€ды могли устанавливатьс€ людьми, возникали они и уже в послеапостольские времена (именно поэтому количество обр€дов в ÷еркви может мен€тьс€, таинств же было, есть и будет только семь, ни увеличить, ни уменьшить это количество ÷ерковь не может). ќбр€д Ц это внешний знак прошени€ милости или Ѕлагодати Ѕожьей, он может совершатьс€ и над неодушевлЄнным предметом (например, осв€щение дома), в таинствах же совершаетс€ осв€щение человека Ѕожественной благодатью, причЄм каждому таинству соответствует определЄнное осв€щение. Ќаконец, обр€ды могут совершать и мир€не, таинства Ц только св€щенники. Ќапример, все христиане мол€тс€, любой христианин может благословить сына или дочь на брак Ц а вот совершить таинство брака может только св€щенник.

 ак уже говорилось, таинств всего семь. ѕервое из них, без которого нельз€ стать христианином Ц это  рещение. ѕо сути дела, это духовное рождение человека: с души сн€ты путы первородного греха, путь к Ѕогу открыт!  ак рождение происходит один раз, так и второго  рещени€ не бывает, поэтому дл€ человека, прин€вшего другую веру, а затем решившего вернутьс€ в ѕравославие, достаточно трудно что-либо сделать (поэтому не следует даже из любопытства ходить на сборища сектантов, где иной раз Ђкрест€тї всех присутствующих). ≈сли же человек не знает точно, крестили его в раннем детстве или не крестили, это делаетс€ с такими словами: Ђ рещаетс€, аще не крещЄнЕї. „еловеку некрещЄному ÷ерковь ничем помочь не может: его нельз€ поминать на богослужени€х (ни о здравии, ни за упокой), ему нельз€ венчатьс€, его нельз€ отпевать, когда он умрЄт и т.д. Ц ведь частью ÷еркви он не €вл€етс€.

” таинства  рещени€ есть ещЄ одна особенность: в случае крайней необходимости (если жизнь младенца под угрозой и есть реальна€ опасность не успеть крестить его с участием св€щенника) совершить его может диакон, псаломщик или хот€ бы мир€нин (даже женщина). ≈сли ребЄнок после этого всЄ-таки выжил, следует отправитьс€ с ним в храм, чтобы св€щенник довершил  рещение.

—ледующее таинство,совершаемое над абсолютно всеми христианами Ц это ћиропомазание: человеку передаЄтс€ сила Ѕлагодати, укрепл€юща€ его духовную жизнь. ¬нешне это выгл€дит как помазание св€щенным миром (смесью растительных масел с смол, включающей 50 веществ). ѕодобно  рещению, ћиропомазание происходит только раз в жизни в ѕравославной церкви это делаетс€ сразу же, как соврешитс€  рещение, тем же самым св€щенником, у католиков же приурочиваетс€ к подростковому возрасту, и совершать это таинство может только епископ.

ќб€зательны дл€ всех христиан таинства пока€ни€ и евхаристии.

ѕока€ние по-гречески называетс€ Ђметанойаї Ц Ђперемена умаї. Ёто восстановление разрушенного грехом единства христианина с ÷ерковью, примирение его с Ѕогом. —в€щенник Ц хоть ему и дано право отпускать грехи Ц остаЄтс€ только свидетелем (о чЄм он всегда напоминает прихожанам перед началом исповеди).

ѕосле того, как единство с ÷ерковью восстановлено, можно приступать к следующему таинству Ц евхаристии, именно поэтому в ѕравославной церкви эти два таинства св€заны друг с другом (исповедатьс€ без последующего причащени€ можно, а вот причаститьс€, не исповедавшись, нельз€).  ак было установлено это таинство Ц мы точно знаем: случилось это на “айное вечере. Ѕлагословив хлеб, —паситель его раздал своим ученикам с таким напутствием: Ђѕриимите, €дите: сие есть “ело ћоеї, затем, благословив чашу вина, сказал: Ђѕейте из нее все, ибо сие есть  ровь ћо€ Ќового «авета, за многих изливаема€ во оставление греховї. — той поры все христиане во врем€ Ѕожественной литургии принимают Ѕлагодать Ѕожью через хлеб и вино, пресуществл€емые в тело ’ристово и кровь ’ристову. —ледует знать, что причастие - не просто пам€ть о “айной вечере, это чудо происход€щее на литургии каждый раз и приобщающее христианина к вечной жизни, соедин€ющее его с Ѕогом уже в земной жизни.

≈сли  рещение, ћиропомазание и ≈вхаристию в определЄнной степени представл€ют себе даже далЄкие от ÷еркви люди, то таинство ≈леосв€щени€ (или —оборовани€) менее известно. Ёто таинство, совершаемое над больным. —оборованием оно называетс€ потому, что в идеале дл€ его совершени€ должны собиратьс€ семь св€щенников (на практике это не всегда возможно). Ќазвание же Ђелеосв€щениеї св€зано с тем, что в ходе этого таинства лоб, грудь и руки больного смазывают елеем Ц осв€щЄнным маслом.

¬стречаетс€ такое убеждение, что елеосв€щение совершаетс€ только над умирающими, а если больной после этого всЄ-таки поправилс€, то он должен вести монашескую жизнь. Ёто абсолютно неверно! —оборование Ц это не Ђпроводы на тот светї, это призывание Ѕлагодати, исцел€ющей немощи телесные и духовные. ѕричЄм ключевое тут всЄ-таки духовное Ц в ходе этого таинства человек освобождаетс€ даже от тех грехов, о которых он забыл рассказать на исповеди (но именно забыл Ц а не утаил сознательно!). ѕо этой причине елеосв€щение не совершаетс€ над детьми до семи лет, у которых нет сознательных грехов. » конечно, не следует ждать о елеосв€щени€ какого-то Ђмагического действи€ї в виде немедленного исцелени€!

≈сть и такие таинства, которые дл€ христиан не об€зательны. ќдно из них Ц это таинство брака. Ќо тут следует оговоритьс€: христианин, который считает, что брак ему не нужен, должен оставатьс€ девственником Ц третьего не дано! “аинство брака было установлено ещЄ в ветхозаветные времена Ц в Ёдеме Ц и подтверждено »исусом ’ристом. Ќо несмотр€ на благословение Ђплодитьс€ и размножатьс€ї, деторождение не считаетс€ не главной (хоть и желательной) составл€ющей брака. √лавна€ же цель Ц духовное и телесное единение мужчины и женщины. Ѕрак способствует спасению души потому, что становитс€ школой любви, смирени€, прощени€ Ц своего рода духовным подвигом (теперь пон€тно, почему ÷ерковь не считает достаточным основанием дл€ развода то факт, что у супруги перестали получать удовольствие от секса или Ђне сошлись характеромї: подвиг на то и подвиг, что удовольстви€ доставл€ть он, в принципе, не должен). » оп€ть же, таинство брака не следует считать какой-то Ђмагиейї, призванной Ђавтоматическиї обеспечить счастливое супружество.

» наконец Ц св€щенство (рукоположение, хиротони€): таинство в ходе которого христианин становитс€ св€щенником. ¬ отличие от всех других таинств, его совершает только епископ. ќсобое таинство требуетс€ потому, что в ѕравославной церкви св€щенник (в отличие от протестантизма) Ц это не просто проповедник, это человек, передающий другим христианам Ѕлагодать ƒуха св€того, сошедшую в своЄ врем€ на апостолов, делающа€ св€щенника своего рода Ђорудием Ѕожьимї и может совершать таинства.

“аким образом, можно сказать, что таинства Ц основа духовной жизни христианина, живое общение и единение с Ѕогом.

spe
Ћариса ѕопруга

ј у мен€ вот вопрос возник. „еловек умер и никто не знает крещенный он или нет.  ак в этом случае поступать, можно отпевать, поминать на богослужени€х и т.п.? Ѕатюшке сказали, он не отказалс€ отпевать, дескать хуже не будет

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+