От бледно-серебряных крыш,-
А там, на ее занавеске,
Повисла Летучая Мышь…»
Прекрасные стихи, не правда ли? А теперь я вам скажу, что их написал М.Ю.Лермонтов. Не верите? И правильно делаете! Конечно же, это В.Брюсов. И даже если именно этого стихотворения вы не знаете, вы наверняка угадали эпоху – Серебряный век, хотя, быть может, и не сможете объяснить, почему вы так решили.
…Строгое, «холодное» звучание органа, сплетающее причудливую ткань полифонии. Вы послушаете и скажете: «Это Иоганн Себастьян Бах». Даже если это не И.С.Бах, а, скажем, Букстехуде, знающие люди не сочтут это серьезной ошибкой (особенно для далекого от музыки человека), ведь вы уловили главное – общее звучание того «языка», на котором изъяснялось искусство вообще и музыка в частности в эпоху И.С.Баха. Этот «язык», это «звучание» называется стилем.
Можно говорить о стиле конкретного писателя, поэта, художника, композитора. В то же время общие черты стиля могут быть присущи нескольким, даже многим творцам – в этом случае говорят о стилевом направлении. Стиль может охватывать разные виды искусства, например, барокко – это и живопись (П.Рубенс, М.Караваджо), и скульптура (Л.Бернини), и музыка (Ж.Б.Люлли), и литература (Л.Гонгора, Ф.Кеведо) и архитектура (Б.Растрелли), и даже стиль интерьеров. Стиль может охватывать даже одежду («платье в стиле модерн»). В других случаях стиль распространяется на какой-то отдельный вид искусства – например, о сентиментализме говорят применительно к литературе.
Стилевое направление может полностью «завладеть умами» на определенном историческом этапе – как это было с классицизмом в XVII-XVIII вв., романтизмом в XIX – тогда говорят о стиле эпохи (эпоха барокко, эпоха классицизма, эпоха романтизма). Импрессионизм, например, стилем эпохи не стал, оставшись одним из ее стилевых направлений.
Но каким бы ни был стиль, он всегда вызван к жизни состоянием общества в целом. Именно поэтому когда студентам-музыкантам на семинарах и экзаменах по истории музыки дают задание охарактеризовать стиль той или иной эпохи, они должны рассказать не только о том, какой была гармония в то время и какие жанры предпочитали композиторы, но и какой была живопись, скульптура, архитектура того времени, какие исторические события происходили, какие научные открытия были сделаны. Ведь если мы посмотрим на эпохи научных революций – XVII и ХХ вв. – мы заметим, что именно в это время происходили и кардинальные обновления системы выразительных средств в искусстве, и при желании можно даже увидеть некоторые параллели: открытие Ньютоном закона гравитации – формирование тональной системы в музыке, тоже – «центр», который все притягивает (кстати, в это же время шло становление абсолютизма – опять же «притягивающий центр»); теория относительности, квантовая механика, разрушение устоявшейся картины мира – разрушение мелодии в музыке, отказ от конкретных образов в живописи…
А что можно назвать стилем нашей эпохи?
Помнится, одному знакомому ребенку в школе дали задание на уроке музыки – назвать характерные черты современной музыки. Мы обсуждали этот вопрос с коллегой (тоже профессиональным музыкантом, более того – теоретиком), и представьте себе – мы не знали, что сказать! Я начала было говорить что-то про атональность, но коллега быстро меня «срезала»: «А как же Г.Свиридов, А.Рыбников?»
Пожалуй, правильнее всего будет назвать характерной чертой нашей эпохи полистилистику, сосуществование различных, иной раз даже контрастных стилевых направлений. С одной стороны – И.С.Бах в рок-обратботке, с другой – аутентизм, направление в исполнительском искусстве, в котором стремятся исполнять музыку именно так, как она могла звучать при жизни авторов (И.С.Бах – на клавикорде, а не на фортепиано, Дж.Дауленд – на лютне, а не на гитаре); с одной стороны – примитивнейшая гармония эстрадных песен, с другой – атональные изыски академической музыки…
Впрочем, все видится лучше на расстоянии Мы не знаем, как охарактеризуют стиль нашей эпохи будущие поколения.