icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒизайн

„то такое стиль?

  • 1010
  • 1

„то такое стиль?

¬
Ђ¬есь город в серебр€ном блеске

ќт бледно-серебр€ных крыш,-

ј там, на ее занавеске,

ѕовисла Ћетуча€ ћышьЕї

ѕрекрасные стихи, не правда ли? ј теперь € вам скажу, что их написал ћ.ё.Ћермонтов. Ќе верите? » правильно делаете!  онечно же, это ¬.Ѕрюсов. » даже если именно этого стихотворени€ вы не знаете, вы наверн€ка угадали эпоху Ц —еребр€ный век, хот€, быть может, и не сможете объ€снить, почему вы так решили.

Е—трогое, Ђхолодноеї звучание органа, сплетающее причудливую ткань полифонии. ¬ы послушаете и скажете: ЂЁто »оганн —ебасть€н Ѕахї. ƒаже если это не ».—.Ѕах, а, скажем, Ѕукстехуде, знающие люди не сочтут это серьезной ошибкой (особенно дл€ далекого от музыки человека), ведь вы уловили главное Ц общее звучание того Ђ€зыкаї, на котором изъ€сн€лось искусство вообще и музыка в частности в эпоху ».—.Ѕаха. Ётот Ђ€зыкї, это Ђзвучаниеї называетс€ стилем.

ћожно говорить о стиле конкретного писател€, поэта, художника, композитора. ¬ то же врем€ общие черты стил€ могут быть присущи нескольким, даже многим творцам Ц в этом случае говор€т о стилевом направлении. —тиль может охватывать разные виды искусства, например, барокко Ц это и живопись (ѕ.–убенс, ћ. араваджо), и скульптура (Ћ.Ѕернини), и музыка (∆.Ѕ.Ћюлли), и литература (Ћ.√онгора, ‘. еведо) и архитектура (Ѕ.–астрелли), и даже стиль интерьеров. —тиль может охватывать даже одежду (Ђплатье в стиле модернї). ¬ других случа€х стиль распростран€етс€ на какой-то отдельный вид искусства Ц например, о сентиментализме говор€т применительно к литературе.

—тилевое направление может полностью Ђзавладеть умамиї на определенном историческом этапе Ц как это было с классицизмом в XVII-XVIII вв., романтизмом в XIX Ц тогда говор€т о стиле эпохи (эпоха барокко, эпоха классицизма, эпоха романтизма). »мпрессионизм, например, стилем эпохи не стал, оставшись одним из ее стилевых направлений.

Ќо каким бы ни был стиль, он всегда вызван к жизни состо€нием общества в целом. »менно поэтому когда студентам-музыкантам на семинарах и экзаменах по истории музыки дают задание охарактеризовать стиль той или иной эпохи, они должны рассказать не только о том, какой была гармони€ в то врем€ и какие жанры предпочитали композиторы, но и какой была живопись, скульптура, архитектура того времени, какие исторические событи€ происходили, какие научные открыти€ были сделаны. ¬едь если мы посмотрим на эпохи научных революций Ц XVII и ’’ вв. Ц мы заметим, что именно в это врем€ происходили и кардинальные обновлени€ системы выразительных средств в искусстве, и при желании можно даже увидеть некоторые параллели: открытие Ќьютоном закона гравитации Ц формирование тональной системы в музыке, тоже Ц Ђцентрї, который все прит€гивает (кстати, в это же врем€ шло становление абсолютизма Ц оп€ть же Ђприт€гивающий центрї); теори€ относительности, квантова€ механика, разрушение усто€вшейс€ картины мира Ц разрушение мелодии в музыке, отказ от конкретных образов в живописиЕ

ј что можно назвать стилем нашей эпохи?

ѕомнитс€, одному знакомому ребенку в школе дали задание на уроке музыки Ц назвать характерные черты современной музыки. ћы обсуждали этот вопрос с коллегой (тоже профессиональным музыкантом, более того Ц теоретиком), и представьте себе Ц мы не знали, что сказать! я начала было говорить что-то про атональность, но коллега быстро мен€ Ђсрезалаї: Ђј как же √.—виридов, ј.–ыбников?ї

ѕожалуй, правильнее всего будет назвать характерной чертой нашей эпохи полистилистику, сосуществование различных, иной раз даже контрастных стилевых направлений. — одной стороны Ц ».—.Ѕах в рок-обратботке, с другой Ц аутентизм, направление в исполнительском искусстве, в котором стрем€тс€ исполн€ть музыку именно так, как она могла звучать при жизни авторов (».—.Ѕах Ц на клавикорде, а не на фортепиано, ƒж.ƒауленд Ц на лютне, а не на гитаре); с одной стороны Ц примитивнейша€ гармони€ эстрадных песен, с другой Ц атональные изыски академической музыкиЕ

¬прочем, все видитс€ лучше на рассто€нии ћы не знаем, как охарактеризуют стиль нашей эпохи будущие поколени€.


top
Halida Rojkova

¬ашу статью - в учебник. » потребовать , чтобы школьник не только ее прочел. но и пересказал бы, сохранив стиль речи.+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+