icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Тамара Меркулова
Дизайн

Что такое перевоплощение или заимствование позиции?

  • 1760
  • 0

Что такое перевоплощение или заимствование позиции?

Д

Дизайнер – это звучит гордо. Дизайнер – это звучит дерзко. И не только звучит, но и выглядит. Во всех своих работах дизайнер обязан выходить за пределы стандартных решений. Рутина и банальность – вот первые враги раскрепощенной мысли вольного дизайнера. Свежесть решения — только это является ценностью среди тех, кто придумывает, как должны выглядеть новые машины, приборы, устройства, здания, квартиры... Да практически все, что нас окружает! Потому что внешний вид любого технического объекта, сопряженный с внутренним его устройством – это сфера работы дизайнеров, людей, делающих наше окружение не только совершенным, не только удобным, но и красивым тоже.

Новые, нестандартные художественные и технические решения всегда возникают на некоторой грани между уже привычным и даже ставшим классикой образом и новыми функциями, которые предлагает нам техника и промышленность. Искусство дизайнера как раз и состоит в том, чтобы с одной стороны удержаться на этой равновесной грани, а с другой стороны сделать шаг вперед (или в сторону), чтобы отыскать другую, новую точку равновесия. И потащить к этой новой грани обыденное сознание потребителя. То есть, нас с вами.

В различных методиках раскрепощения воображения дизайнера как раз и воплощается вышеуказанное балансирование на грани между реальностью, уже известной широкой публике и приемами, которые еще не приняты к публичному использованию. Все это – предмет художественно-образного моделирования.

Художественно-образное моделирование основано не на рациональном и логическом учете необходимых технических и эргономических факторов. В нем главную роль играет прежде всего интуитивное, эмоциональное видение конечного результата. Дизайнер подсознательно оценивает все факторы в целом и приходит к определенному дизайнерскому решению. Здесь важную роль играют интуитивная догадка дизайнера, и его культурный и образовательный кругозор, и практический опыт работы в области дизайна.

Художественно-образное моделирование состоит в том, что силой своего воображения дизайнер моделирует ситуацию «встречи» создаваемого им объекта, имеющего определенные техническо-производственные параметры, с потребителем. Чем лучше дизайнер «угадал» ситуацию этой встречи, тем лучшим окажется дизайн устройства.

Точных, детерминированных алгоритмов художественно-образного моделирования, конечно, нет. Однако имеется некоторая методика, содержащая те или иные образы, позволяющие дизайнеру по собственному разумению и в меру творческих сил, таланта и опыта, решать поставленную перед ним задачу.

Эта методика основывается на том, что проектируемый объект помещается в различные смысловые ситуации. Эти ситуации расширяют поставленную перед дизайнером задачу. В голове у дизайнера возникают новые смыслы, связанные с новой «точкой отсчета».

Одной из таких ситуаций является ситуация перевоплощения или заимствования позиции. Собственно, название этого метода прозрачно намекает на ситуацию актерского вхождения в роль.

При использовании данной методики дизайнеру рекомендуется поставить себя на место всех субъектов, всех «персонажей», участвующих во «встрече» с проектируемым объектом в процессе его создания. Кто эти «персонажи»? Это все, кто участвует в материализации замысла дизайнера: конструкторы, технологи, экономисты. Дизайнер должен, воплощая свою идею, стать на место каждого из них, оценить плюсы и минусы своего решения. Тогда вероятность того, что в ходе реализации этого решения произойдет искажение авторского замысла, будет минимальной.

Так, проектируя дизайн нового ноутбука, дизайнер придумывает новый способ открытия экрана, позволяющий уменьшить внешние размеры переносного компьютера и одновременно увеличить размер экрана. Для этого предлагается при открывании компьютера обеспечить «собирание» одного большого экрана из нескольких относительно компактных частей и их последующего жесткого закрепления.

Идея, что и говорить, богатая. И, что главное для дизайнера, неожиданная и красивая идея. Причем, идея эта хорошо работает в других областях техники.

Согласно методике перевоплощения и заимствования позиции, дизайнеру следует поставить себя на место всех, кто будет осуществлять его красивую идею. Что скажут электронщики по поводу уменьшения общего объема ноутбука? Не потребуется ли от них полностью заменить компоновку? Как скажется изменение конструкции экрана на таком параметре, как надежность присоединения собираемого экрана к материнской плате? Не приведет ли новая идея к тому, что яркость экрана уменьшится или что уменьшится угол обзора экрана? Не окажется ли так, что при изменении общих размеров ноутбука он уменьшится до размеров смартфона и тем самым вторгнется в «чужую» технологическую нишу, где его конкурентоспособность явно ниже? Видите, сколько сразу новых вопросов возникает, сколько информации к размышлению!

И этого не надо бояться. Появление новых вопросов должно стимулировать творчество дизайнера, заставлять оттачивать свою идею на оселке дополнительных требований и улучшить конечное исполнение.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+