icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Дизайн

Что такое постановка дизайн-задач?

  • 2084
  • 3

Что такое постановка дизайн-задач?

М
Мир вокруг нас постоянно движется в направлении от простого к сложному, идей становится все больше и больше. Чаще всего это идеи спонтанные, не оформленные в конкретную реальную задачу. Подобно марксовому «призраку», идеи бродят в головах людей. Одни воплощаются в реальные проекты, другие, наделав много шума, утрачивают свою актуальность и предаются забвению.

В нашей среде бытует очень узкое и однобокое понимание слова английского происхождения - дизайн (design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок). Абсолютное большинство сводит это понятие к исключительно прикладной, художественно-оформительской сфере. Сюда относят колористику, морфологию, размещение больших и малых объектов в пространстве, место света, звука, природной среды, предметов быта, рабочая среда – все, что воспринимается нашими органами чувств. Где начинается путаница?

Возьмём, к примеру, постановку натуры для натюрморта. Можно написать натюрморт как есть, не переставляя предметы, не меняя расположения относительно друг друга, не учитывая их освещенность и цвет, не обращая внимания на форму, цвет фона, перспективу и ракурс, размер полотна. И уж совсем не задумываться о будущем восприятии зрителем, создаваемом настроении. Встать за мольберт и приступить к рисованию. Если здесь место дизайну?

Дизайн (проект, идея, план) возникает в голове художника, когда его обостренное, особенное чувство цвета и света заставляет воспринимать тривиальную форму предмета ярко, выразительно, добиваясь различными способами донести её до зрителя. Он мысленно расставляет основные и второстепенные детали полотна, подбирает гамму. Посмотрите на очень скупые натюрморты Анри Маттиса с плохо прописанными фруктами. Все остальное на полотне делает эти работы неповторимыми шедеврами.

Итак, мы пришли к выводу что дизайн, это не результат, дизайн это один из самых важных творческих методов, к которому мы прибегаем сегодня во всех сферах нашего бытия. В Википедии приводятся 18 видов дизайна. Но это не предел. Любой вид созидательной деятельности требует постановки дизайн-задачи. В чем особенность этого метода?

Методика формирования дизайн решений предполагает формирование запроса самим потребителем, но только профессионал конкретной предметной области может довести любую идею до выработки конкретного вектора движения в нужном направлении или завершенное, т.е. работающее на благо всего общества, создание. В этом и состоит диалектика поиска дизайн решений. Дизайн решение можно условно разделить на два направления: формирование бизнес проектов и совершенствование технологии любого реального процесса.

Если первое направление лежит в умозрительной области, и затрагивают деятельность относительно узкой управленческой элиты, ответственной за принимаемые решения, то второе, в конечном счете, и есть суть технического прогресса. В этот процесс могут быть включены целые отрасли экономики, производственные коллективы, привлекаться значительная ресурсная база.

Постановка задачи имеет решающее значение. Допущенные просчеты и ошибки на этом этапе моделирования могут вызвать невозвратимые потери

Так образно прокомментировал ситуацию Валерий Брюсов:

“Однажды ошибясь при выборе дороги,

Шли вдаль ученые, глядя на свой компас.

И был их труд высок, шаги их были строги,

Но уводил их прочь от цели каждый час”.

Не случайно аналитики утверждают, что на этот важный этап отводится 50% всего затраченного времени (20-30% - на разработку и столько же на эксперимент и анализ результатов).

Постановка задачи включает в себя: а) ясное, четкое понимание задачи; б) всестороннее изучение объекта моделирования; в) более полный анализ всей доступной информации; г) выявление релевантных факторов, т.е. не только оценка степени соответствия, но и степени практической применимости результата, а также степени социальной применимости варианта решения задачи; д) поиск и формулирование возможных альтернатив; е) определение границ, допусков и ограничений; ё) использование критериев качества; ж) определения глубины и масштаба предстоящего эксперимента; з) окончательный этап – формулировка задачи.

В практике постановки дизайн задач может возникнуть ситуация, когда требуется доработка или реконструкция уже существующей системы, тогда некоторые из перечисленных условий отпадают и исследователю можно сразу переходить от этапа изучения полной информации к поиску самой оптимальной и эффективной альтернативы, наиболее отвечающей новым задачам.

Но когда в социально-экономической сфере возникает необходимость создания новых систем (структур), исследователи часто сознательно пренебрегают накопленным опытом и стремятся создать новую управленческую структуру. (в обиходе это стремление называют «изобретать велосипед»). Подобный подход приводит к значительным затратам времени и усилий по освоению новых управленческих структур, обучению и переподготовке кадров.

Если мы обратимся к опыту создания органов занятости населения в РФ, то очевидным становится просчет постановщиков задачи (возможно вполне умышленный). При существующей структуре управления трудовыми процессами в обществе - создаются новые органы, вместо устранения параллелизма и организации взаимодействия федеральных и региональных органов труда. Работники создаваемых центров занятости больше были заняты созданием условий работы – строительством зданий, современного жилья для специалистов, чем решением конкретных задач вновь создаваемой службы.

Таких примеров в системе управления можно привести довольно много (федеральные агентства, федеральные казначейства и региональные финансовые структуры). В результате мы получили громоздкую систему управления, в несколько раз превышающую численность советской бюрократии, с характерной коллективной безответственностью за любое, сколько ни-будь сложное дело.

Сегодня под постановкой дизайн задач очень часто подразумевают «Startup» в создании собственного бизнеса (подробнее об этом можно посмотреть в статье Марка Блау «Выгодно ли вкладываться в стартапы?» от 14.07.2014). Действительно, все этапы создания дизайн-решения, мы находим в создании бизнес-модели от идеи до запуска проекта. Разумеется, жизнеспособность подобного проекта оценивается реальными результатами. Здесь нет поля для эксперимента. Тем более что окружающая среда (потребители) аморфна и непредсказуема.

Постановка дизайн задачи в математическом моделировании чаще всего встречается в программировании, при создании многозадачных аналитических систем, при обработке огромного количества различных данных. При создании любого проекта мы уже не можем обойтись без ясного осознания задач и путей их решения. Четко сформулированное и просчитанное техническое задание становится обязательным атрибутом любого начинания. И тем не менее мы все ещё очень часто наблюдаем в реальной жизни картину, когда научно обоснованная постановка дизайн-задачи подменяется если не волюнтаризмом, то простой бестолковостью.

spe
Юлия Дворникова

Так хорошо и понятно всё расписано! Приятно прочесть, легко запомнить, понять и запомнить!++++++++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+