icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
ƒизайн

„то такое постановка дизайн-задач?

  • 1412
  • 3

„то такое постановка дизайн-задач?

ћ
ћир вокруг нас посто€нно движетс€ в направлении от простого к сложному, идей становитс€ все больше и больше. „аще всего это идеи спонтанные, не оформленные в конкретную реальную задачу. ѕодобно марксовому Ђпризракуї, идеи брод€т в головах людей. ќдни воплощаютс€ в реальные проекты, другие, наделав много шума, утрачивают свою актуальность и предаютс€ забвению.

¬ нашей среде бытует очень узкое и однобокое понимание слова английского происхождени€ - дизайн (design Ч проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок). јбсолютное большинство сводит это пон€тие к исключительно прикладной, художественно-оформительской сфере. —юда относ€т колористику, морфологию, размещение больших и малых объектов в пространстве, место света, звука, природной среды, предметов быта, рабоча€ среда Ц все, что воспринимаетс€ нашими органами чувств. √де начинаетс€ путаница?

¬озьмЄм, к примеру, постановку натуры дл€ натюрморта. ћожно написать натюрморт как есть, не переставл€€ предметы, не мен€€ расположени€ относительно друг друга, не учитыва€ их освещенность и цвет, не обраща€ внимани€ на форму, цвет фона, перспективу и ракурс, размер полотна. » уж совсем не задумыватьс€ о будущем воспри€тии зрителем, создаваемом настроении. ¬стать за мольберт и приступить к рисованию. ≈сли здесь место дизайну?

ƒизайн (проект, иде€, план) возникает в голове художника, когда его обостренное, особенное чувство цвета и света заставл€ет воспринимать тривиальную форму предмета €рко, выразительно, добива€сь различными способами донести еЄ до зрител€. ќн мысленно расставл€ет основные и второстепенные детали полотна, подбирает гамму. ѕосмотрите на очень скупые натюрморты јнри ћаттиса с плохо прописанными фруктами. ¬се остальное на полотне делает эти работы неповторимыми шедеврами.

»так, мы пришли к выводу что дизайн, это не результат, дизайн это один из самых важных творческих методов, к которому мы прибегаем сегодн€ во всех сферах нашего быти€. ¬ ¬икипедии привод€тс€ 18 видов дизайна. Ќо это не предел. Ћюбой вид созидательной де€тельности требует постановки дизайн-задачи. ¬ чем особенность этого метода?

ћетодика формировани€ дизайн решений предполагает формирование запроса самим потребителем, но только профессионал конкретной предметной области может довести любую идею до выработки конкретного вектора движени€ в нужном направлении или завершенное, т.е. работающее на благо всего общества, создание. ¬ этом и состоит диалектика поиска дизайн решений. ƒизайн решение можно условно разделить на два направлени€: формирование бизнес проектов и совершенствование технологии любого реального процесса.

≈сли первое направление лежит в умозрительной области, и затрагивают де€тельность относительно узкой управленческой элиты, ответственной за принимаемые решени€, то второе, в конечном счете, и есть суть технического прогресса. ¬ этот процесс могут быть включены целые отрасли экономики, производственные коллективы, привлекатьс€ значительна€ ресурсна€ база.

ѕостановка задачи имеет решающее значение. ƒопущенные просчеты и ошибки на этом этапе моделировани€ могут вызвать невозвратимые потери

“ак образно прокомментировал ситуацию ¬алерий Ѕрюсов:

Уќднажды ошиб€сь при выборе дороги,

Ўли вдаль ученые, гл€д€ на свой компас.

» был их труд высок, шаги их были строги,

Ќо уводил их прочь от цели каждый часФ.

Ќе случайно аналитики утверждают, что на этот важный этап отводитс€ 50% всего затраченного времени (20-30% - на разработку и столько же на эксперимент и анализ результатов).

ѕостановка задачи включает в себ€: а) €сное, четкое понимание задачи; б) всестороннее изучение объекта моделировани€; в) более полный анализ всей доступной информации; г) вы€вление релевантных факторов, т.е. не только оценка степени соответстви€, но и степени практической применимости результата, а также степени социальной применимости варианта решени€ задачи; д) поиск и формулирование возможных альтернатив; е) определение границ, допусков и ограничений; Є) использование критериев качества; ж) определени€ глубины и масштаба предсто€щего эксперимента; з) окончательный этап Ц формулировка задачи.

¬ практике постановки дизайн задач может возникнуть ситуаци€, когда требуетс€ доработка или реконструкци€ уже существующей системы, тогда некоторые из перечисленных условий отпадают и исследователю можно сразу переходить от этапа изучени€ полной информации к поиску самой оптимальной и эффективной альтернативы, наиболее отвечающей новым задачам.

Ќо когда в социально-экономической сфере возникает необходимость создани€ новых систем (структур), исследователи часто сознательно пренебрегают накопленным опытом и стрем€тс€ создать новую управленческую структуру. (в обиходе это стремление называют Ђизобретать велосипедї). ѕодобный подход приводит к значительным затратам времени и усилий по освоению новых управленческих структур, обучению и переподготовке кадров.

≈сли мы обратимс€ к опыту создани€ органов зан€тости населени€ в –‘, то очевидным становитс€ просчет постановщиков задачи (возможно вполне умышленный). ѕри существующей структуре управлени€ трудовыми процессами в обществе - создаютс€ новые органы, вместо устранени€ параллелизма и организации взаимодействи€ федеральных и региональных органов труда. –аботники создаваемых центров зан€тости больше были зан€ты созданием условий работы Ц строительством зданий, современного жиль€ дл€ специалистов, чем решением конкретных задач вновь создаваемой службы.

“аких примеров в системе управлени€ можно привести довольно много (федеральные агентства, федеральные казначейства и региональные финансовые структуры). ¬ результате мы получили громоздкую систему управлени€, в несколько раз превышающую численность советской бюрократии, с характерной коллективной безответственностью за любое, сколько ни-будь сложное дело.

—егодн€ под постановкой дизайн задач очень часто подразумевают ЂStartupї в создании собственного бизнеса (подробнее об этом можно посмотреть в статье ћарка Ѕлау Ђ¬ыгодно ли вкладыватьс€ в стартапы?ї от 14.07.2014). ƒействительно, все этапы создани€ дизайн-решени€, мы находим в создании бизнес-модели от идеи до запуска проекта. –азумеетс€, жизнеспособность подобного проекта оцениваетс€ реальными результатами. «десь нет пол€ дл€ эксперимента. “ем более что окружающа€ среда (потребители) аморфна и непредсказуема.

ѕостановка дизайн задачи в математическом моделировании чаще всего встречаетс€ в программировании, при создании многозадачных аналитических систем, при обработке огромного количества различных данных. ѕри создании любого проекта мы уже не можем обойтись без €сного осознани€ задач и путей их решени€. „етко сформулированное и просчитанное техническое задание становитс€ об€зательным атрибутом любого начинани€. » тем не менее мы все ещЄ очень часто наблюдаем в реальной жизни картину, когда научно обоснованна€ постановка дизайн-задачи подмен€етс€ если не волюнтаризмом, то простой бестолковостью.


spe
ёли€ ƒворникова

“ак хорошо и пон€тно всЄ расписано! ѕри€тно прочесть, легко запомнить, пон€ть и запомнить!++++++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+