Считается , что первый раз обряд сэппуку был совершен в 1170 году. Тогда шла гражданская война между двумя могущественными кланами – Тайра и Минамото. Военачальник из рода Минамото – Минамото-но Тамэтомо – попал в окружение воинов Тайра на небольшом острове, положение было безнадёжно, и дабы избежать позорного плена, он покончил с собой, разрезав себе живот. С тех пор и утвердился в самурайском сословии обычай обрывать свою жизнь таким образом. Это могло быть выражение скорби по сёгуну – как последнее свидетельство преданности ему, но чаще всего это делалось во избежание бесчестия.
Почему самоубийство совершалось именно путём вспарывания живота, а, скажем, не ударом в сердце? Если бы подобный обычай возник в европейской традиции, то вероятнее всего, «мишенью» было бы именно сердце – ведь именно оно в европейской традиции ассоциируется с душой. В японской же традиции всё несколько иначе, и мы это поймём, если обратимся к японским поговоркам: словосочетание «грязный живот» означает низменные устремления, бездуховного человека называют «человеком без живота», а выражение «чёрный живот» соответствует нашему «чёрная душа»… как видим, японцы именно с животом склонны ассоциировать душу, духовное начало в человеке. Неудивительно, что в обряде, призванном доказать чистоту намерений, незапятнанность души, оказался задействован именно живот.
Как происходило сэппуку? Чаще всего это делалось в саду на песке, в присутствии либо самого сёгуна, либо троих его представителей, которые должны были потом написать отчёт, а также кайсаку – т.н. второй, как правило, близкий друг совершающего сэппуку, о его обязанностях мы поговорим позже. Самураю на деревянном подносе, который использовался только один раз, подавали сакэ, закуску и белую японскую бумагу (васи), он писал короткое стихотворение, выпивал и закусывал. Затем ему подавали на деревянном помосте обнажённый клинок. Верхнюю одежду подкладывали под колени, чтобы человек не упал навзничь (умереть в такой позе считалось «неблагородным»). Затем – собственно самоубийство: самурай разрезал себе живот прямым движением слева направо, затем – вверх, в такой разрез выпадали внутренности, что символизировало открытие истинных намерений. Считалось достойным при этом удержать прямую осанку, не запрокидывая голову.
Вот тут и наступала очередь кайсаку: он должен был добить самурая ударом меча по шее. Это тоже надо было делать правильно, не отрубая голову до конца, как это делают с преступниками.
Не стоит думать, что этот обычай остался в далёком прошлом. Например, в 1970 году – совсем недавно по историческим меркам – таким образом покончил с собой японский писатель Юкио Мисима после неудачной попытки призыва к военному перевороту…
Хотелось бы надеяться, что простой здравый смысл не позволит читателю воспринять всё вышеизложенное как руководство к действию. В японской культуре есть много другого, что можно позаимствовать!