Между тем этот сложный для философского понимания феномен, введенный в научный оборот Мирче Элиаде- румынским религиоведом и философом, до сих пор не находит ясного толкования. Сакральное это нечто более высокое и недоступное простому смертному говорят одни. Другие утверждают все, что связано с религией - сакрально, третьи наделяют какие-то материальные предметы, места на планете, священными свойствами, способными оказывать влияние на окружающую действительность, поступки человека, его поведение и, наконец, сакральными, нередко, объявляются некие магические действия, которые могут вызвать все, от возвращения в семью изменника мужа до бубонной чумы.
Религиозная практика, построенная на богослужении, осуществлении различных таинств, праздновании христианских праздников, повседневном соблюдении христианской этики и морали, практически одинаковы у всех конфессий. Рассмотрим её некоторые особенности на примере православия.
Основу культовых действий составляют семь главных таинств: крещение, евхаристия (причащение), исповедь (покаяние), миропомазание, венчание, соборование (елеосвящение), священство (хиротония). Эти обряды проводятся по особым правилам, в торжественной обстановке, так, чтобы верующие надолго запомнили это важное событие в их жизни. Считается, что этими таинствами верующим сообщается невидимая божественная благодать.
Сакральная культовая система православия включает в себя также:
молитвы - устное или мысленное обращение верующего к Богу, в определенной форме, с просьбами, жалобами, благодарностью. Они могут быть индивидуальными или коллективными (литания). Коллективная молитва, нередко, сопровождается коленопреклонением, воздеванием рук. При этом молящиеся закрывают глаза;
поклонение кресту, у православных верующих особо почитаем. Всякий раз обращение к всевышнему, сопровождается крестным знамением и поклоном. Священнослужители носят этот символ веры поверх одежды, верующие нательные кресты. Крест как символ мученической смерти Христа (как считают богословы) имеет особую, магическую силу, уберегающую от зла и несчастий;
иконы, особенно древние, передаваемые из поколения в поколения тоже являются предметом религиозного культа и нередко являются выдающимися памятниками славянской православной культуры. Со многими из них происходили необъяснимые чудеса. Казанская икона божьей Матери (XVI век) почитаема не только православными, но всем славянским миром. 21 июля православные отмечают праздник Казанской иконы. Рельефные изображения с инкрустацией из серебра и золота, с висящей перед ней ладанкой, помещенные в особую комнату или в самом парадном углу в доме, часто можно встретить в домах верующих. Через эти изображения верующий, посредством молитвы, может вступать в прямой контакт с изображенными. На иконах, как правило, изображаются Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух, святые, богоматерь, евангелисты. С иконами и священными крестами проводятся крестные ходы- массовые мероприятия православных верующих, посвященные очередному важнейшему религиозному событию;
культ мощей тоже занимает важное место в практике православия. Священнослужители время от времени прибегают к демонстрации святых мощей, которые , якобы, принадлежали известным евангельским персонажам или святым. Проводимые с большой помпой и театральностью, эти показы вызывают благоговейный интерес у верующих. Они преодолевают тысячи километров, сутками простаивают у стен храмов, чтобы лицезреть или прикоснуться к этим святыням, которые, по мнению устроителей этого действа, наделены особыми, магическими и исцеляющими свойствами.
культ святых, канонизированных православной церковью - является мощным средством воспитания и подражания их праведному и законопослушному образу жизни. В православном каноне содержится строгая иерархия святых: ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, праведники. Жизнь и деятельность святых очень поучительна не только для молодежи, но и для большинства верующих;
неотъемлемой частью православного культа являются церковные праздники. Все они связаны с жизнью Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, святых, чудотворных икон. Праздником всех праздников считают Пасху, отмечаемую в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. И это не случайно. Идея воскресения и переход в жизнь вечную является центральной в христианстве. Пасхальные яйца, куличи, всенощное бдение, поздравления окружающим, родным и близким - непременные атрибуты этого праздника. Далее по значимости идут двунадесятые праздники - Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Успение Богородицы, Воздвижение Креста, Вербное воскресение, Вознесение и Троица. В православии практически на каждую неделю приходится церковный праздник. Верующие отмечают их усердным молением и посещением храмов.
Таким образом сакральное, священное, духовное, как нигде более, всегда сопровождают верующего в самых разных формах, призванных оказывать влияние на этику и мораль христианина, его культуру, образ жизни и мировоззрение. Основатель социологии французский философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917) считал, что религия с её сакральной основой являются непременным условием поддержания порядка в обществе, сохранения всеобщих моральных ценностей и модели общественного поведения. История тому подтверждение. Государства, в которых усиливаются антиклерикальные настроения, ближе всего оказываются к социальным потрясениям и переворотам.