В «Домострое» осуждались «непристойные речи и срамословие» в присутствие гостя. Хозяину дома рекомендовалось «не упиваться и не объедаться», не вести пустых разговоров за столом.
Если случался большой пир, рачительный хозяин сам наблюдал за всем происходящим на кухне и в пекарне, либо доверял контроль за приготовлениями надежному человеку. А как иначе, если сам «Домострой» велит: «сохраняй домашние вещи – не покрали бы чего». Да и подвыпивших гостей нельзя было оставлять без внимания, «чтобы не растеряли чего и ругани бы не было».
Как правило, в дом приглашали людей своего круга: друзей, родственников. Встречая их, хозяева устраивали целую церемонию. Сначала к гостям выходила хозяйка с поклоном. Пришедшие тоже кланялись в ответ. Затем появлялся хозяин и действо повторялось. После это супруга подносила каждому гостю по чарке вина и удалялась на женскую половину дома. Кстати, прием происходил раздельно: женщин приглашали на женскую половину, мужчин – на мужскую. Исключение можно было сделать для близких родственников – они трапезничали вместе. В самый разгар обеда невестки и замужние дочери хозяев могли выйти поприветствовать гостей. Дочерям-девицам запрещалось появляться на мужской половине.
Причин для праздничных застолий было немало: родины, крестины, свадьбы. Обилие яств зависело и от достатка семьи, и от того, на какой день пришлось торжество: постный или мясоед. Непременно накрывалось два стола: один с жарким и холодными блюдами, другой – с водкой и закуской.
Независимо от благосостояния и времени года, и крестьяне, и горожане готовили для гостей хлебный квас. Известный итальянец Дж. Казанова, объехавший много стран, писал о русских: «У них есть восхитительный напиток. Он намного превосходит константинопольский шербет.» Эти лестные слова о квасе.
Гостей всегда встречали хлебосольно. Хозяин старался выставить на стол лучшие угощения, а гости в ответ показывали ему свое почтение.
Особенно интересно проходило празднование именин. В середину стола сажали именинника, рядом с ним находился самый важный гость. Мужчины и женщины садились по разные стороны стола, хозяин и хозяйка располагались на двух концах длинного праздничного стола.
Из угощений на столе обязательно присутствовал круглый мясной пирог или кулебяка с рыбой. Любая хозяйка в былые времена регулярно радовала домочадцев пышными пирогами, а без кулебяки и вовсе не обходились ни одни именины. Ее начинка зависела от предпочтений самого именинника. Впрочем, о вкусах гостей хозяюшка тоже не забывала. Для них пеклась кулебяка с разнообразными начинками: с капустой, морковью, луком и яйцами и кашей.
Зажиточные мещане на манер дворянства устраивали званые вечера по случаю именин. На них собирались молодые люди из дружественных и родственных семей. Родители пристально следили за поведением молодежи, а та беззаботно отдыхала од звуки вальса и кадрили. Реже кто-то из приглашенных брал в руки гитару и запевал томный романс. На крестьянских праздниках все было гораздо веселее: играли в «жмурки» и «ручеек». Весело отплясывали под гармонь краковяк или польку, а к концу вечера наступал черед душевных застольных песен.
Натешившись и нагулявшись гости начинали собираться по домам, а хозяева упрашивали их еще посидеть. Так что прощания могли продолжаться по часу. Причем отпускали гостей не с пустыми руками: хлебосольные хозяева непременно вручали каждому гостинцы-подарочки.
Таковы русские традиции, таков наш характер. Сколько бы ни приписывали россиянам недостатков, но о широкой русской душе знают все иностранцы. Кто бы ни пожаловал в дом – усаживают за стол. Последнее отдадут, лишь бы гости были довольны.