icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Здоровье и красота

Что такое психологическое тестирование и кто его придумал?

  • 1442
  • 4

Что такое психологическое тестирование и кто его придумал?

Ж
…Жил-был император, у которого не было детей, и чтобы всё-таки иметь наследника, он решил усыновить мальчика. Но ведь нельзя усыновить кого попало (всё-таки будущий правитель)… как выбрать? И вот во дворце собрали всех детей столицы и раздали им семена цветов: кто вырастит самый лучший цветок – тот и станет сыном императора. Когда пришло время, дети принесли во дворец цветы один другого краше – и только один мальчик принёс горшок с пустой землёй и сказал: «Господин, я старался, как мог – поливал, удобрял, рыхлил землю – но семя так и не проросло». «А оно и не могло прорасти! – воскликнул император. – Я раздал высушенные семена, но другие дети, видя, что они не прорастают, подменили их, и только ты оказался честным – вот ты и будешь моим наследником».

«Метод психологической диагностики», представленный в этой корейской сказке, вполне можно назвать отдалённым предшественником теста: необходимо оценить некое конкретное свойство испытуемого (есть оно или нет, насколько выражено) – и с этой целью его подвергают испытанию… собственно, английское слово test как раз и означает «испытание», «проба».

Испытания на какие-то определённые свойства существовали издавна: ещё в древнейших цивилизациях им подвергался тот, кто хотел стать жрецом, шаманом или даже государственным чиновником – но анализ результатов таких испытаний производился чисто интуитивно.

Начало же тестированию как научному методу было положено в конце XIX века. В то время психология только начинала свой путь как самостоятельная наука, многие не принимали её всерьёз, считая лженаукой типа френологии… и определённый смысл в этом был: науки нет без эксперимента, без точных методов исследования, без математической обработки данных.

И вот в 1884-1885 гг. английский исследователь Ф.Гальтон проводит серию исследований: 9337 испытуемых в возрасте от 5 до 80 лет оцениваются по 17 параметрам – как физиологическим (рост, вес, ёмкость лёгких, сила удара кулаком и проч.), но и психическим: различение цвета, запоминаемость букв и т.п. С помощью всего этого Ф.Гальтон хотел оценить интеллект… трудно сказать, какую связь он видел между интелелктом и объёмом лёгких – но всё-таки психические свойства в систему исследований были включены, а главное – это всё можно было измерить количественно и точно оценить!

Идею Ф.Гальтона подхватил американец Джеймс Кеттел (не путать с Раймондом Кеттелом – автором известного опросника!) – именно он ввёл термин «тест», опубликовав статью «Умственные тесты и измерения», где обосновывает статистический подход – применение серии тестов к большому числу испытуемых с целью «открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах».

Вот так и родился психологический тест – научно-практический метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий, предназначенный на количественной оценки того или иного психологического свойства индивида. Свойство это может быть точечным – «есть или нет» (например, холерик или сангвиник) или линейным – насколько выражено.

Не все исследователи сразу приняли метод тестирования – но с начала 30-х гг. XX века тесты применяли уже широко, причём не только в научных исследованиях, но и при приёме на работу, в педагогической практике – словом, практика «бежала впереди теории»… и это было объяснимо: мы не можем ждать, пока учёные в чём-то там разберутся – дайте нам здесь и сейчас действенный инструмент, который поможет «отсортировать» людей, принимать на работу только тех, кто заведомо у ней пригоден – мы сбросим балласт, и это сразу повысит производительность! То же самое происходило и в образовании: давайте рассортируем детей – чтобы со всеми работать максимально эффективно: неспособные не будут «тянуть назад» способных, а им самим предложат программу, которую они освоить в состоянии…

…Такая поспешность иной раз приводила к печальным результатам: применялись непроработанные тесты, не учитывалось влияние случайных факторов и проч. Особенно показательна в этом плане история такой научной отрасли, как педология: вот это было целиком и полностью основано на тестах – детей тестировали поголовно, делая практические выводы из однократного исследования. Так, у будущего великого артиста Ю.Никулина педолог усмотрел «очень ограниченные умственные способности»… но Ю.Никулину ещё повезло: ведь многие дети на основании такого «топорного» тестирования были переведены в классы для умственно отсталых, получив «клеймо» на всю жизнь… В конечном итоге, власть «похоронила» педологию в 1936 г. – постановлением ««О педологических извращениях в системе наркомпросов»… но с другой стороны – это постановление надолго задержало разработку методов психологического тестирования в нашей стране.

Раздавались голоса против тестирования в на Западе. Так, опрос, проведённый в 1965 г. в США, показал, что 37% американцев выступают против тестирования при приёме на работу, 50% – при получении новой должности и 25% – против тестирования школьников. Проблемой были вынуждены заняться Конгресс и Сенат – обсуждался вопрос о полном запрете тестирования, но дело ограничилось решением, осуждающим тестирование, нарушающее моральные нормы.

Впрочем, «тестомания» и так уж шла на спад: возлагаемых на неё надежд она не оправдала – фантастического подъёма производства не произошло… Так что со временем психологическая наука успешно преодолела все «детские болезни» тестирования – и оно заняло подобающее ему место в арсенале психологии, став поистине незаменимым инструментом. Сегодня с помощью тестов определяют практически всё: и темперамент, и характер, и уровень тревожности – словом, на каждое психологическое свойство есть свой тест, и без них не обходится ни одно психологическое исследование, ни одна консультация психолога.

deb
Наталья Реутова

Отлично, Елена! Вы хорошо отразили историю возникновения психологических тестов! Очень понравилось!+++

deb
Olek Lewandowsky

Первый тест Императора очень понравился:) За статью +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+