icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
«доровье и красота

„то такое психологическое тестирование и кто его придумал?

  • 1663
  • 4

„то такое психологическое тестирование и кто его придумал?

Е∆ил-был император, у которого не было детей, и чтобы всЄ-таки иметь наследника, он решил усыновить мальчика. Ќо ведь нельз€ усыновить кого попало (всЄ-таки будущий правитель)Е как выбрать? » вот во дворце собрали всех детей столицы и раздали им семена цветов: кто вырастит самый лучший цветок Ц тот и станет сыном императора.  огда пришло врем€, дети принесли во дворец цветы один другого краше Ц и только один мальчик принЄс горшок с пустой землЄй и сказал: Ђ√осподин, € старалс€, как мог Ц поливал, удобр€л, рыхлил землю Ц но сем€ так и не пророслої. Ђј оно и не могло прорасти! Ц воскликнул император. Ц я раздал высушенные семена, но другие дети, вид€, что они не прорастают, подменили их, и только ты оказалс€ честным Ц вот ты и будешь моим наследникомї.

Ђћетод психологической диагностикиї, представленный в этой корейской сказке, вполне можно назвать отдалЄнным предшественником теста: необходимо оценить некое конкретное свойство испытуемого (есть оно или нет, насколько выражено) Ц и с этой целью его подвергают испытаниюЕ собственно, английское слово test как раз и означает Ђиспытаниеї, Ђпробаї.

»спытани€ на какие-то определЄнные свойства существовали издавна: ещЄ в древнейших цивилизаци€х им подвергалс€ тот, кто хотел стать жрецом, шаманом или даже государственным чиновником Ц но анализ результатов таких испытаний производилс€ чисто интуитивно.

Ќачало же тестированию как научному методу было положено в конце XIX века. ¬ то врем€ психологи€ только начинала свой путь как самосто€тельна€ наука, многие не принимали еЄ всерьЄз, счита€ лженаукой типа френологииЕ и определЄнный смысл в этом был: науки нет без эксперимента, без точных методов исследовани€, без математической обработки данных.

» вот в 1884-1885 гг. английский исследователь ‘.√альтон проводит серию исследований: 9337 испытуемых в возрасте от 5 до 80 лет оцениваютс€ по 17 параметрам Ц как физиологическим (рост, вес, Ємкость лЄгких, сила удара кулаком и проч.), но и психическим: различение цвета, запоминаемость букв и т.п. — помощью всего этого ‘.√альтон хотел оценить интеллектЕ трудно сказать, какую св€зь он видел между интелелктом и объЄмом лЄгких Ц но всЄ-таки психические свойства в систему исследований были включены, а главное Ц это всЄ можно было измерить количественно и точно оценить!

»дею ‘.√альтона подхватил американец ƒжеймс  еттел (не путать с –аймондом  еттелом Ц автором известного опросника!) Ц именно он ввЄл термин Ђтестї, опубликовав статью Ђ”мственные тесты и измерени€ї, где обосновывает статистический подход Ц применение серии тестов к большому числу испытуемых с целью Ђоткрытии посто€нства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обсто€тельствахї.

¬от так и родилс€ психологический тест Ц научно-практический метод психологического измерени€, состо€щий из серии кратких заданий, предназначенный на количественной оценки того или иного психологического свойства индивида. —войство это может быть точечным Ц Ђесть или нетї (например, холерик или сангвиник) или линейным Ц насколько выражено.

Ќе все исследователи сразу прин€ли метод тестировани€ Ц но с начала 30-х гг. XX века тесты примен€ли уже широко, причЄм не только в научных исследовани€х, но и при приЄме на работу, в педагогической практике Ц словом, практика Ђбежала впереди теорииїЕ и это было объ€снимо: мы не можем ждать, пока учЄные в чЄм-то там разберутс€ Ц дайте нам здесь и сейчас действенный инструмент, который поможет Ђотсортироватьї людей, принимать на работу только тех, кто заведомо у ней пригоден Ц мы сбросим балласт, и это сразу повысит производительность! “о же самое происходило и в образовании: давайте рассортируем детей Ц чтобы со всеми работать максимально эффективно: неспособные не будут Ђт€нуть назадї способных, а им самим предложат программу, которую они освоить в состо€нииЕ

Е“ака€ поспешность иной раз приводила к печальным результатам: примен€лись непроработанные тесты, не учитывалось вли€ние случайных факторов и проч. ќсобенно показательна в этом плане истори€ такой научной отрасли, как педологи€: вот это было целиком и полностью основано на тестах Ц детей тестировали поголовно, дела€ практические выводы из однократного исследовани€. “ак, у будущего великого артиста ё.Ќикулина педолог усмотрел Ђочень ограниченные умственные способностиїЕ но ё.Ќикулину ещЄ повезло: ведь многие дети на основании такого Ђтопорногої тестировани€ были переведены в классы дл€ умственно отсталых, получив Ђклеймої на всю жизньЕ ¬ конечном итоге, власть Ђпохоронилаї педологию в 1936 г. Ц постановлением ЂЂќ педологических извращени€х в системе наркомпросовїЕ но с другой стороны Ц это постановление надолго задержало разработку методов психологического тестировани€ в нашей стране.

–аздавались голоса против тестировани€ в на «ападе. “ак, опрос, проведЄнный в 1965 г. в —Ўј, показал, что 37% американцев выступают против тестировани€ при приЄме на работу, 50% Ц при получении новой должности и 25% Ц против тестировани€ школьников. ѕроблемой были вынуждены зан€тьс€  онгресс и —енат Ц обсуждалс€ вопрос о полном запрете тестировани€, но дело ограничилось решением, осуждающим тестирование, нарушающее моральные нормы.

¬прочем, Ђтестомани€ї и так уж шла на спад: возлагаемых на неЄ надежд она не оправдала Ц фантастического подъЄма производства не произошлоЕ “ак что со временем психологическа€ наука успешно преодолела все Ђдетские болезниї тестировани€ Ц и оно зан€ло подобающее ему место в арсенале психологии, став поистине незаменимым инструментом. —егодн€ с помощью тестов определ€ют практически всЄ: и темперамент, и характер, и уровень тревожности Ц словом, на каждое психологическое свойство есть свой тест, и без них не обходитс€ ни одно психологическое исследование, ни одна консультаци€ психолога.


deb
Ќаталь€ –еутова

ќтлично, ≈лена! ¬ы хорошо отразили историю возникновени€ психологических тестов! ќчень понравилось!+++

deb
Olek Lewandowsky

ѕервый тест »мператора очень понравилс€:) «а статью +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+