icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
ƒизайн

„то такое проектирование программного обеспечени€?

  • 1215
  • 2

„то такое проектирование программного обеспечени€?

Ќ
Ќа уровне Ђжелезаї компьютеры по быстродействию уже давно превосход€т разум человека. Ќо любые системы с искусственным интеллектом безжизненны до тех пор, пока в них не вдохнет жизнь программист. “олько программное обеспечение делает полезными это нагромождение чипов, кристаллов пам€ти, микросхем и прочих радиоэлементов.

— нарастающим проникновением информационных технологий во все сферы человеческой де€тельности, создание программного обеспечени€, перестало быть уделом талантливых одиночек. ћасштабные проекты требуют коллективной работы высококвалифицированных специалистов. ѕрограммирование и обслуживание информационных систем постепенно превращаетс€ в самосто€тельную отрасль экономики со всеми, присущими дл€ неЄ атрибутами.

ѕрактически люба€ созидательна€ де€тельность содержит в себе об€зательные элементы:

1)»де€, задача, замысел, поиски решени€;

2)ѕроект, модель, планы и схемы;

3)—оздание объекта, персонал, технологи€, средства;

4) онтроль, тестирование, доработка и передача заказчику;

5)—опровождение.

Ёрик ƒж. Ѕрауде в классическом руководстве по технологии разработки программного обеспечени€, рассматривает все этапы создани€ программного продукта:

- изучение предметной области (взаимодействие с заказчиком), анализ технического задани€

- проектирование, разработка проектной документации

- набор программного кода в соответствии с проектной документацией

- тестирование модулей и программы в целом, отладка

- внедрение

- сопровождение.

–ешающим этапом создани€ масштабной информационной системы €вл€етс€ проектирование. ќсуществл€ют его высококвалифицированные специалисты, их часто называют элитой, архитекторами, - программисты с большим опытом. ѕросчеты, ошибки и упущени€ в процессе проектировани€ могут привести к необратимым последстви€м и свести на нет многомес€чную работу всего коллектива. ¬от почему архитекторы из всех участников процесса создани€ ѕќ, несут самую высокую ответственность, но и получают самое высокое вознаграждение.

ѕри проектировании используетс€ графический €зык визуализации, с помощью которого конструируютс€ модели, диаграммы, таблицы, текстовые описани€ параметров, документаци€.

 лассическим подходом к проектированию €вл€етс€ использование €зыка UML 2.0 (Unified Modeling Language) - унифицированный €зык моделировани€, с помощью которого строитс€ едина€ информационна€ модель. јрхитекторы создают диаграммы, всего их в UML Ц 13. Ёто сложные математические модели, нагл€дно демонстрирующие сущности, процессы, св€зи и взаимодействие всех составных частей информационной системы. ѕроектировщики используют также различные CASE-средства, которые можно встретить на российском рынке программировани€. Ёто Vantage Team Builder, S-Designor, ERwin+BPwin, Designer/2000; CASE.јналитик, EasyCASE. »х также успешно используют при объектно-ориентированном проектировании, в частности, - создание графической модели из имеющегос€ программного кода (реверсивный инжиниринг).

CASE.јналитик 1.1 единственное в насто€щее врем€ конкурентоспособное отечественное CASE-средство функционального моделировани€, которое, нар€ду с прочими функци€ми, позвол€ет генерировать макеты документов в соответствии с требовани€ми √ќ—“ 19.’’’ и 34.’’’.

¬се наработки проектировщиков передаютс€ кодировщикам, которые по "готовым лекалам" создают "тело" программы и только после тестировани€, отладки и внедрени€ своего детища, становитс€ €сно насколько оно соответствует первоначальному замыслу.

UML нередко критикуетс€ сообществом программистов за излишнюю избыточность и сложность, отдава€ предпочтение кодированию. ЂThe code is the designї (Ђ од и есть проектї) Ц так выразил свое отношение к UML ƒжек –ивс, автор одноименного пособи€ по проектированию. ¬место красивой графической модели лучше иметь хорошо сгенерированный код считает он. Ќекоторые заказчики требуют от специалистов, не имеющих достаточной подготовки, непременного использовани€ €зыка UML при проектировании. Ќе случайно, многие программисты охотно осваивают CASE средства объектно-ориентированного программировани€ и различные компил€торы, которые нередко освобождают от рутины и эконом€т врем€.

Ћет 10 назад, выполн€€ заказ небольшой компании, мне пришлось столкнутьс€ с созданием модели рел€ционной базы данных. »спользование Erwin 4.0, не только позволило мне сэкономить врем€ и качественно подойти к процессу проектировани€ программы, но и создать удивительно жизнеспособное приложение, которое, не требу€ особого сопровождени€, работает по сей день.

» все таки, активное использование в проектировании программного обеспечени€ самых совершенных средств и инструментов никогда не заменит живого человеческого разума, с его необъ€снимой интуицией, творческим началом, опытом, приобретенным в коллективной работе, сомнени€х, ошибках, спорах и открыти€х.


mas
ћарк Ѕлау

ѕроектирование - один из главных этапов разработки ѕќ. ќшибка здесь может привести если не к краху проекта, то к увеличению его стоимости точно.

mas
≈вгений Ѕагдерин

 ак утверждала в 1995 году группа Standish, только примерно 16% программных проектов оказываютс€ успешными, 53% испытывают трудности (то есть перерасходы финансовых средств, перерасход бюджета или недостатки в содержании) и 31% отмен€ютс€.

Ѕолее того, говоритс€, что среднестатистический программный проект завершаетс€ с 222% опозданием, 189% перерасходом бюджета и реализует только 61% от предусмотренных функций. ќпыт показывает, что мало что изменилось с тех пор.

Ќеудачи стали нормой дл€ информационной отрасли.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+