icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Культура и искусство

Что такое осибана?

  • 1973
  • 8

Что такое осибана?

Е
Если Япония, то Фудзияма, сакура и самураи. Штамп? Конечно, но так глубоко въелся, что уже считается нормой. Что мы знаем о самураях? Это преданные своему господину воины, жившие по своим законам чести. С малых лет они постигали науку убивать и возводили ее в ранг искусства. Оскорбление смывали только кровью врага, а если это не удавалось, то убивали себя. Суровые мужчины, не знающие пощады к врагу и жалости к себе!

Но, как оказалось, и им, как всем жителям страны восходящего солнца, не было чуждо прекрасное. Более шести столетий назад самураи начали создавать прекрасные картины. Секреты свои они никому не выдавали, поэтому долгое время считалось, что искусство осибана (или ошибана, в некоторых провинциях это слово звучит именно так) подвластно только этим суровым воинам. Мало того, поначалу никто не мог понять, какими художественными средствами написана картина. Гладь моря, по ней скользят лучи, облака бегут по розовому небу, ветер уносит вдаль лепестки сакуры… Сюжетов было множество, но каждый раз поэтическая картина вызывала восторг зрителей.

Секрет создания оказался на редкость простым: свои картины самураи создавали из засушенных растений. Они собирали кору деревьев, листики разных расцветок и формы, лепестки цветов, травинки и стебли растений. Сушили их под прессом, хранили, особым образом разложив в своих заветных шкатулках. Всюду возили за собой, и если боев и тренировок не было, то лучшим отдыхом считалось составление осибана.

Прежде чем приступить к созданию картины, нужно было особым образом настроиться. Совершалось омовение, самурай надевал чистую одежду, садился и медитировал. Он должен был достичь особого состояния души. Японцы называли его «полетом бабочки», потому что так легко, воздушно и бережно двигались пальцы мастера, создавая из засушенных растений настоящие шедевры. Без состояния сатори за картину не садились.

Ткань выбиралась только шелковая, на ней раскладывали фрагменты будущей картины. Долгие часы проводил над ней самурай, передвигая травинки и лепестки. И, наконец, достигал совершенства. Считалось, что если мастер не сумел впасть в сатори, то у картины не будет души. Она будет красива, она привлечет взор человека, но не затронет его душу. А цель создания осибана заключалась в том, чтобы, создавая красоту, передать зрителю боль и восторг, страдания и радость, слезы умиления и улыбку счастья. То есть все то, что было в душе самурая в тот момент, когда он создавал свою осибана.

Сегодня никто и не вспоминает о сатори, но поклонников у этого древнего искусства множество. И не только в Японии. Для создания осибана нужно заранее запастись «рабочим» материалом. Посетите Ботанический сад или лес. Вот где раздолье для любителей этого вида творчества. Кора деревьев самых причудливых очертаний, лепестки, тополиный пух, пух с ковыля, травинки, стебли на любой вкус и размер – все пригодится, все пойдет в дело.

Материал сушим, используя чистый лист бумаги и что-нибудь тяжелое для пресса. Наберемся терпения, подождем хотя бы недельку. А потом займемся сортировкой своих сокровищ. Лепестки цветов станут тонкими, как крылья бабочки. Их лучше сложить в почтовый конвертик, травинки – в длинную коробку, для хранения коры подойдет любая картонная емкость.

Любуясь заготовками, в уме уже составляем композицию. Что это будет? Возможно, лес и березка на берегу ручья. Нет, лучше нимфа в платье из лепестков мальвы. А еще очень хочется создать на листке бумаге склоны гор, покрытые вечными снегами. Вся эта красота составляется из тщательно подобранных растений. Если нужно, края подрезаем ножницами, используем для закрепления только клей ПВА. При высыхании он становится бесцветным и не испортит картину.

По мере необходимости применяем краски – акварель или гуашь. Можно маркером дорисовать глаза или любой другой фрагмент. Можно приклеить зернышки, добавить немного бисера, слегка – золотого или серебряного порошка. Главное – не испортить композицию нарочитой искусственностью. Все должно быть предельно достоверно.

Интересный эффект при создании осибана достигается, если расположить композицию между двумя стеклами. На одном – нижнем – размещаем растения, создаем картину, а верхним осторожно прикрываем ее, чтобы не нарушить композицию. Потом картину помещаем в заранее приготовленную рамку.

Если стеклянную поверхность сделать большой, то получится отличный поднос, на котором можно подать гостям кофе или чай. Представляете их изумление?! Точно так же делаем столешницу для журнального или кофейного столика. Конечно, тут без умелых мужских рук не обойтись. Но такой тандем – ваш талант создавать осибана и его умение работать с деревом – создадут настоящие шедевры.

Увидеть в обычном прекрасное умеет не каждый. Тот, кто видит, счастливый человек. А тот, кто создает, равен Богу. Так считали самураи. Сатори вам, творцы осибана!

top
Halida Rojkova

Это характерные современные работы, старинные редко сохраняются - очень хрупкий и недолговечный материал.

mas
Марк Блау

Очень интересно. Об этой "бане", в отличие от "икебаны" ничего не знал.

top
Halida Rojkova

Очень красивое хобби - настоящий полет фантазии.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+