Орган занимал самое важное и почетное место в музыкальной жизни XVII века. Он обладает уникальным многоголосием и самым широким диапазоном, которые превосходят все инструменты оркестра вместе взятые. Кроме того, ему подвластны наиболее яркие и динамические контрасты да еще, вдобавок, он обладает колоссальными тембровыми возможностями — количество регистров, которые может «пропеть» орган достигает 200.
Орган берет свое начало от маленькой и совсем не похожей на него флейты Пана. Всего лишь несколько трубочек, которые были связаны вместе. Но что это за лейтенант, который не хочет стать генералом... вот так и маленькая и скромная флейта Пана превратилась в короля всех инструментов — величественный и божественный орган, который имеет от 800 до 30 тысяч (!!!) труб разных размеров и форм, несколько рядов клавиатур (от трех до семи), множество педалей (которые тоже можно считать клавиатурами, но только для ног), воздухонагнетающий механизм и кафедру, которая служила системой управления инструментом. А все началось с того, что люди просто захотели сделать побольше труб в маленькой флейте Пана — просто подумали о том, что можно «заставить трубы издавать звучание каким-то механизмом. Так и появились сначала заслонки, которые нужно было выдвигать и задвигать, а позже появилась и клавиатура, которая приводила в действие трубы за счет специальных клапанов.
Таким образом орган — это самый большой клавишно-духовой инструмент. К слову, на свете почти не существует чисто клавишных инструментов, так, пианино и рояль — это клавишно-струнные инструменты, хотя сюда можно отнести челесту — самозвучащий ударно-клавишный инструмент. Однако мы отвлеклись. Так вот орган — это клавишно-духовой инструмент, клавиши которого заставляют звучать тысячи труб, которыми оснащен инструмент. Трубы в органе могут быть деревянными, медными или из некоторых других материалов, могут быть с язычками и без язычков. Воздух в трубы нагнетается при помощи специальных мехов. Орган обладает огромной выразительностью и диапазоном и поэтому часто используется при церковных богослужениях.
Орган — это самый древний инструмент мировой культуры, именно по этой причине для него создано такое огромное количество музыкальных произведений. Так, в столице Голландии в одной из церквей работал органист-виртуоз Ян Питерс Свелинк, который часто устраивал органные концерты прямо в своей церкви, а также передавал опыт многочисленным ученикам и писал блистательные произведения для этого инструмента. Однако самой сильной была именно немецкая школа игры на органе — именно в этой стране появилось множество органистов, которые удерживали первенство вплоть до появления такого гения, как Бах. Первые органисты из Германии были учениками венецианских мастеров — Андреа и Джовани Габриэли. А многие были учениками фрескобальди и Свелинка. Ну а С.В. Бах, конечно же, был признанным органистом и композитором музыки для этого инструмента. Он с ранних лет любил орган и чувствовал своим призванием именно работу органистом. С раннего детства он заслушивался игрой дяди и брата. В Арнштадте Бах пробует работу органиста и там же начинает сочинять свои первые музыкальные произведения. А во время работы в Веймаре полностью сформировался самобытный стиль композитора. Там же он сочинил Пассакалию c-moll, Фантазию и фугу g-moll, Прелюдию и фугу a-moll, Токкату и фугу d-moll, Токкату, adagio и фуга C-dur.
А еще для органа писали Ф. Лист, Н. Рота, В.А. Моцарт, С. Франк и многие другие известные и не очень композиторы.