icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое некроманти€?

  • 1699
  • 2

„то такое некроманти€?

¬
¬о все времена смерть одновременно и пугала человека Ц и прит€гивала. ѕосмертное существование души и страшило, как страшит всЄ неизвестное Ц и возбуждало любопытство: а что же там, за гранью Ѕыти€? ѕопытки Ђзагл€нуть за граньї в мифологи€х разных народов простираютс€ от безрадостного существовани€ теней “артара или ’ель до радости полного освобождени€ от оков материи. Ќо в одном сход€тс€, кажетс€, все мифологии мира: посмертное существование отличаетс€ от земного быти€, это Ц сопричастность ¬ечности, умершие свободны от времени, которое только дл€ живых чЄтко раздел€етс€ на прошлое, насто€щее и будущее, и потому им известны событи€, которые с точки зрени€ живых принадлежат к категории будущего и поэтому остаютс€ сокрытыми. ѕотому-то существует столько легенд о том, как умершие родители €вл€лись предупредить детей о гр€дущих опасност€х, а ƒанте јлигьери в своей ЂЅожественной комедииї вкладывает в уста обитателей јда немало пророчеств о вполне реальных исторических событи€х, которые на момент создани€ поэмы уже произошли.

Ќо если умершие так много знают о будущем Ц нельз€ ли от них эту информацию как-нибудь получить? Ќужно-то дл€ этого, в сущности, Ђнемногої Ц вызвать души умерших с помощью специальных ритуалов, подчинить себе на какое-то врем€ и заставить говорить!

¬от так и родилась некроманти€, что в буквальном переводе с греческого означает Ђгадание на мЄртвыхї. —уществовала она с древнейших времЄн Ц так, в ƒревней √реции этим занимались жрецы богов, царствующих в мире мЄртвых Ц јида и его супруги ѕерсефоны. ѕоскольку представление о загробном мире древнегреческа€ мифологи€ св€зывала с миром подземным, такие св€тилища строились поближе к нему: в ущель€х, в пещерах, поблизости от термальных источников.

»мела место подобна€ практика и у иудеев. “ак, Ѕибли€ сохранила рассказ о некой волшебнице, жившей в селении јэндор в √алилее неподалЄку от горы ‘авор. »мени еЄ истори€ не сохранила, но эта женщина знаменита тем, что к ней обратилс€ сам царь —аул накануне решающей битвы с филистимл€нами, жела€ испросить совета у пророка —амуила, которого к тому времени не было в живых.   слову, на тот момент найти такого Ђспециалистаї в его владени€х было непросто: —аул сам незадолго до этого позаботилс€ об их поголовном изгнании, и как удалось остатьс€ јэндорской волшебнице Ц остаЄтс€ только догадыватьс€ (средневекова€ легенда объ€сн€ет это тем, что она была родственницей цар€ Ц женой его д€ди). “ень —амуила ей вызвать удалось, ничего утешительного умерший пророк царю сообщить не смог Ц только напомнил —аулу, что он сделалс€ врагом Ѕога, поскольку отступил от него Ц но будущее всЄ же предсказал: Ђ«автра ты и сыны твои будете со мноюї. “ак оно и случилось: сыновь€ цар€ погибли в бою, а сам он покончил с собой.

—реди богословов нет единого мнени€ относительно того, кто €вилс€ по призыву јэндорской волшебницы Ц одни считают, что это действительно был —амуил (ведь до пришестви€ —пасител€ даже праведники попадали в преисподнюю, над духами которой могли властвовать маги), другие Ц что это был демон в облике пророка Ц впрочем, это уже детали. ѕодвод€ итог печальной судьбе —аула, —в€щенное ѕисание замечает помимо прочего, что царь умер за то, что Ђне соблюл слова √осподн€ и обратилс€ к волшебнице с вопросомї.

 ак видим, уже в древности некроманти€ считалась делом осуждаемым и опасным, не ведущим ни к чему хорошему Ц что впрочем, не мешало еЄ продолжать существовать и в —редние века, и в эпоху ¬озрождени€, и даже в Ќовое врем€. ѕодробное описание некромантических Ђтехнологийї мы находим в источниках, относ€щихс€ кЕ просвещЄнному XIX веку! ¬ таких описани€х мы наблюдаем смешение представлений ƒревнего мира и —редневековь€.   церемонии надлежало готовитьс€ дев€ть дней: носить одежду, сн€тую с мЄртвого тела, есть собачье м€со (собака в древнегреческой мифологии была св€зана с богиней √екатой), а главное Ц думать о смерти. ƒалее следовала сама церемони€ Ц на кладбище или в склепеЕ описывать еЄ подробно мы не станем (вдруг кому-нибудь после прочтени€ захочетс€ попробовать!), скажем только, что в результате выкопанный из могилы труп должен был заговорить (по этой причине не рекомендовалось использовать трупы людей, похороненных давно Ц надо брать Ђсвежиеї, у которых ещЄ не сгнили лЄгкие).

„то и говорить, зан€тие не дл€ слабонервных Ц и уж конечно, не дл€ светских дамЕ к тому же, вполне Ђт€нущееї на уголовное преследование за осквернение могил. ќчевидно, поэтому во второй половине XIX века подобные Ђигрищаї вышли из моды, уступив место менее шокирующей форме некромантии, известной как Ђспиритические сеансыїЕ впрочем, спиритизм XIX века Ц тема дл€ отдельного разговора.

ј существует ли некроманти€ в наше врем€? ѕредставьте себе Ц да! Ќациональный научный фонд —Ўј провЄл исследование с целью вы€вить наиболее распространЄнные среди современных американцев псевдонаучные заблуждени€ Ц так вот, пальма первенства досталась некромантии! ѕравда, современные некроманты предпочитают говорить об общении с некими Ђастральными сущност€миї Ц но суть дела от этого не мен€етс€. ¬ообще, в наше врем€ о некромантии говор€т немало Ц в »нтернете можно найти множество советов на эту тему, вплоть до Ђтехники безопасности спиритизма и некромантииї (странно, что никто не рассуждает о технике безопасности прыжков с 20-го этажа!), а один особо Ђумныйї автор договорилс€ даже до того, что молитва св€тым Ц тоже разновидность некромантииЕ сказать тут можно только одно: не св€зывайтесь! ¬спомните хот€ бы о печальном опыте цар€ —аула.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+