icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое некромантия?

  • 1481
  • 2

Что такое некромантия?

В
Во все времена смерть одновременно и пугала человека – и притягивала. Посмертное существование души и страшило, как страшит всё неизвестное – и возбуждало любопытство: а что же там, за гранью Бытия? Попытки «заглянуть за грань» в мифологиях разных народов простираются от безрадостного существования теней Тартара или Хель до радости полного освобождения от оков материи. Но в одном сходятся, кажется, все мифологии мира: посмертное существование отличается от земного бытия, это – сопричастность Вечности, умершие свободны от времени, которое только для живых чётко разделяется на прошлое, настоящее и будущее, и потому им известны события, которые с точки зрения живых принадлежат к категории будущего и поэтому остаются сокрытыми. Потому-то существует столько легенд о том, как умершие родители являлись предупредить детей о грядущих опасностях, а Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» вкладывает в уста обитателей Ада немало пророчеств о вполне реальных исторических событиях, которые на момент создания поэмы уже произошли.

Но если умершие так много знают о будущем – нельзя ли от них эту информацию как-нибудь получить? Нужно-то для этого, в сущности, «немного» – вызвать души умерших с помощью специальных ритуалов, подчинить себе на какое-то время и заставить говорить!

Вот так и родилась некромантия, что в буквальном переводе с греческого означает «гадание на мёртвых». Существовала она с древнейших времён – так, в Древней Греции этим занимались жрецы богов, царствующих в мире мёртвых – Аида и его супруги Персефоны. Поскольку представление о загробном мире древнегреческая мифология связывала с миром подземным, такие святилища строились поближе к нему: в ущельях, в пещерах, поблизости от термальных источников.

Имела место подобная практика и у иудеев. Так, Библия сохранила рассказ о некой волшебнице, жившей в селении Аэндор в Галилее неподалёку от горы Фавор. Имени её история не сохранила, но эта женщина знаменита тем, что к ней обратился сам царь Саул накануне решающей битвы с филистимлянами, желая испросить совета у пророка Самуила, которого к тому времени не было в живых. К слову, на тот момент найти такого «специалиста» в его владениях было непросто: Саул сам незадолго до этого позаботился об их поголовном изгнании, и как удалось остаться Аэндорской волшебнице – остаётся только догадываться (средневековая легенда объясняет это тем, что она была родственницей царя – женой его дяди). Тень Самуила ей вызвать удалось, ничего утешительного умерший пророк царю сообщить не смог – только напомнил Саулу, что он сделался врагом Бога, поскольку отступил от него – но будущее всё же предсказал: «Завтра ты и сыны твои будете со мною». Так оно и случилось: сыновья царя погибли в бою, а сам он покончил с собой.

Среди богословов нет единого мнения относительно того, кто явился по призыву Аэндорской волшебницы – одни считают, что это действительно был Самуил (ведь до пришествия Спасителя даже праведники попадали в преисподнюю, над духами которой могли властвовать маги), другие – что это был демон в облике пророка – впрочем, это уже детали. Подводя итог печальной судьбе Саула, Священное Писание замечает помимо прочего, что царь умер за то, что «не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом».

Как видим, уже в древности некромантия считалась делом осуждаемым и опасным, не ведущим ни к чему хорошему – что впрочем, не мешало её продолжать существовать и в Средние века, и в эпоху Возрождения, и даже в Новое время. Подробное описание некромантических «технологий» мы находим в источниках, относящихся к… просвещённому XIX веку! В таких описаниях мы наблюдаем смешение представлений Древнего мира и Средневековья. К церемонии надлежало готовиться девять дней: носить одежду, снятую с мёртвого тела, есть собачье мясо (собака в древнегреческой мифологии была связана с богиней Гекатой), а главное – думать о смерти. Далее следовала сама церемония – на кладбище или в склепе… описывать её подробно мы не станем (вдруг кому-нибудь после прочтения захочется попробовать!), скажем только, что в результате выкопанный из могилы труп должен был заговорить (по этой причине не рекомендовалось использовать трупы людей, похороненных давно – надо брать «свежие», у которых ещё не сгнили лёгкие).

Что и говорить, занятие не для слабонервных – и уж конечно, не для светских дам… к тому же, вполне «тянущее» на уголовное преследование за осквернение могил. Очевидно, поэтому во второй половине XIX века подобные «игрища» вышли из моды, уступив место менее шокирующей форме некромантии, известной как «спиритические сеансы»… впрочем, спиритизм XIX века – тема для отдельного разговора.

А существует ли некромантия в наше время? Представьте себе – да! Национальный научный фонд США провёл исследование с целью выявить наиболее распространённые среди современных американцев псевдонаучные заблуждения – так вот, пальма первенства досталась некромантии! Правда, современные некроманты предпочитают говорить об общении с некими «астральными сущностями» – но суть дела от этого не меняется. Вообще, в наше время о некромантии говорят немало – в Интернете можно найти множество советов на эту тему, вплоть до «техники безопасности спиритизма и некромантии» (странно, что никто не рассуждает о технике безопасности прыжков с 20-го этажа!), а один особо «умный» автор договорился даже до того, что молитва святым – тоже разновидность некромантии… сказать тут можно только одно: не связывайтесь! Вспомните хотя бы о печальном опыте царя Саула.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+