icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое молитва?

  • 2609
  • 4

„то такое молитва?

»
Ђ»ных обр€дов не было у них,-

Ћишь преклоненье истое одно

ѕред Ѕогом, наиболее “ворцу

”годноеЕї, Ц говорит английский поэт ƒж.ћильтон о молитве јдама и ≈выЕ и действительно, из всех обр€дов, существующих ныне в церкви молитва Ц пожалуй, самый древний, истоки которого следует искать ещЄ в Ёдеме. „то же такое молитва? Ќа этот вопрос лучше всего ответил известный богослов св. »оанн «латоуст: Ђ¬о врем€ молитвы мы беседуем с Ѕогомї, Ц поистине, проще и одновременно точнее не скажешь! »менно в молитве заключена сама€ суть нашей веры: Ѕог Ц не некий Ђјбсолютї, не холодный Ђ¬ысший –азумї, не безличное Ђ—верхбытиеї Ц это Ћичность, с которой можно общатьс€, как мы общаемс€ друг с другом! » потому не надо говорить: Ђя не умею молитьс€, € не знаю, какї Ц дл€ начала просто поговорите с Ѕогом о том, что вас беспокоит, как поговорили бы с близким человеком.

Ќо при всей простоте своей сущности, пожалуй, нет в нашей ÷еркви ничего, что вызывало бы больше вопросов, чем молитва Ц в первую очередь у людей, мало знающих о христианской вере. “ак, например, нередко приходитс€ слышать: Ђј зачем Ѕогу нужны наши молитвы Ц разве ќн, будучи ¬севедущим, и так не знает, в чЄм мы нуждаемс€?ї Ёто типичный вопрос человека, представл€ющего молитву исключительно как просьбу о чЄм-тоЕ таких людей ј.ћень сравнивал с детьми, которые вспоминают о родител€х только тогда, когда нужно выпросить денег.  ак бы вы себ€ чувствовали, если бы ваши дети вот так Ђпотребительскиї к вам относились? ј что должен думать о нас Ѕог, если молитва дл€ нас Ц всего лишь способ что-нибудь выпросить? ѕусть даже действительно необходимое, пусть даже спасение жизни Ц но если уж начал молитьс€ только тогда, когда Ђжизнь прижала к стенкеї, почему бы не сделать выводов на будущее? ¬едь Ѕог тоже ждЄт от нас любви, а с теми, кого мы любим, мы стараемс€ общатьс€ как можно чаще Ц вот почему христиане мол€тс€ каждый день, и не один раз.

≈щЄ один распространЄнный вопрос Ц дл€ чего нужны канонические молитвы, почему нельз€ молитьс€ своими словами? ћолитьс€ своими словами, Ђот себ€ї можно и нужно Ц ведь живого общени€ с Ѕогом без этого не получитс€ Ц но ограничиватьс€ этим действительно нельз€. ћолитвы, содержащиес€ сегодн€ в молитвословах, сложены людьми, которых мы сегодн€ почитаем как св€тых, и исход€т из их духовного опыта, и чтение этих молитв позвол€ет нам к этому опыту приобщатьс€.

Ћюбой психолог вам скажет: если регул€рно (и осмысленно!) повтор€ть определЄнные слова Ц в конце концов, у вас начнЄт мен€тьс€ образ мысли (на этом основываютс€ психологические тренинги Ц Ђя привлекательна€, € успешныйї и т.п.). » если мы ежедневно повтор€ем слова св. ћакари€ ¬еликого: Ђ Ѕоже, очисти м€ грешного, €ко николиже сотворих благое пред “обоюї Ц разве это не поможет нам стать более самокритичными? ј эти слова св. »оанна ƒамаскина Ц Ђ—е ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. —уда “воего, √осподи, боюс€... злое же твор€ не престаюї Ц разве не научит отсноситьс€ к себе и своей жизни ответственнее?  онечно, у канонических молитв есть свой Ђподводный каменьї Ц они легко превращаютс€ в Ђмеханическоеї проговаривание, не несущее особого смыслаЕ но тут всЄ зависит от нас с вами: есть много способов Ђдержать в тонусеї свой разум! Ќапример, мне помогает Ђсобратьс€ї небольша€ гимнастика перед вечерней молитвой.

*** часть текста удалена модератором по морально-этическим причинам ***

“е, кто требует перевести канонические молитвы на современный разговорный €зык, не учитывают, что церковно-слав€нский €зык разговорным не был никогда! Ёто своего рода Ђискусственныйї €зык, специально приспособленный дл€ молитв, он содержит систему пон€тий, характеризующую взаимоотношени€ человека с Ѕогом, и там немало таких слов, к которым практически невозможно подобрать точный эквивалент в €зыке, используемом дл€ повседневного общени€. ¬от, например: Ђ...пом€ни нас, √осподи, всегда приидеши, во ÷арствии “воем Ц как вы здесь переведЄте слово Ђпом€ниї? Ђ¬спомниї? Ќе тоЕ Ђѕомилуйї, Ђблагословиї? ќп€ть не совсем тоЕ ÷ерковно-слав€нское Ђпом€ниї Ц это одновременно и Ђвспомниї, и Ђблагословиї, и Ђпомилуйї Ц такой вот сложный Ђсплавї пон€тий, в русском €зыке адекватного слова нет.

 ак мы знаем из учебников психологии, €зык Ц это отражение системы пон€тий, а система пон€тий Ц инструмент мышлени€, и не усвоив эту систему пон€тий, достаточно сложно начать мыслить по-христиански Ц вот здесь и помогают молитвы на церковно-слав€нском €зыке. “ем же, кто испытывает трудности с пониманием этого €зыка, можно посоветовать приобрести Ђ“олковый молитвословї, где молитвы даютс€ с переводом Ц это поможет научитьс€.

» в заключении Ц о том, кому мы молимс€, кроме Ѕога: ангелам (своему ангелу-хранителю), Ѕожьей ћатери и другим св€тым. Ќо следует понимать, чем такие молитвы отличаютс€ от молитвы Ѕогу. Ђ—в€та€  атерина, пошли мне двор€нинаї, Ц это, конечно, можно было написать только в шутку. ¬ действительности же св€тых мы просим об одном Ц о молитве, о ходатайстве за нас перед Ѕогом Ц практически все молитвы св€тым включают слова Ђћоли Ѕога о мнеЕї “ак что молитвы св€тым Ц это не замена молитв Ѕогу, но и они нужны: все мы нуждаемс€ в молитвенной помощи этих людей, ведь самим нам до св€тости далеко.

spe
Ћариса ѕопруга

Ћена, с ћиколою ‘окусником - перебор. ¬ы были в украинских храмах и слышали, что это произнос€т? ¬ украинском €зыке вообще нет слова фокусник, вот так и рождаютс€ анекдоты. ƒействительно, в украинской православной церкви (”ѕ÷) молитвы перевели на украинский €зык и это звучит так: "—в€тий ћиколай „удотворець". ѕро "дивку несосватнуюї утверждать не буду, т.к. не слышала этой молитвы на украинском. Ќо в других молитвах ƒеву ћарию величают не иначе как: "ѕречиста ƒ≥ва ћар≥€", "Ѕогородице ƒ≥во, благодатна ћар≥Ї" "Ѕогородиц€, всеблаженна ≥ пренепорочна ≥ ћат≥р Ѕога нашого, Їдина чиста ≥ благословенна". "ѕреславна Ѕогородиц€", "ѕресв€та Ѕогородиц€ ƒ≥ва". “ак что назвать ћарию "дивкою" - это вр€д ли. ’от€ в украинском €зыке слово "дивка" и не имеет негативного смысла, оно означает "девушка", а не "девка" как может подумать русский человек.

spe
Ћариса ѕопруга

јкафист к ѕресв€той Ѕогородице, вз€то из молитвенника ”кр. православной церкви
ј ј‘≤—“ ƒќ ѕ–≈—¬я“ќѓ Ѕќ√ќ–ќƒ»÷≤
Ќепереможн≥й ¬ладарц≥ на честь перемоги ми, вр€тован≥ в≥д лиха, благодарн≥ п≥сн≥ виписуЇмо “об≥, раби “воњ, Ѕогородице. ј “и, що маЇш силу нездоланну, в≥д ус€ких нас б≥д охорони, щоб звати “об≥:
–адуйс€, Ќев≥сто ненев≥сна€!

я привела только начало, как видите, никакой "дивки несосватной" здесь нет!

spe
Ћариса ѕопруга

"  слову, такие Ђэкспериментыї сегодн€ став€тс€ Ц в частности, в некоторых украинских храмах: вместо ЂЌиколай „удотворецї Ц Ђћикола ‘окусникї, вместо ЂЌевесто неневестна€ї (в молитве к св.Ѕогородице) Ц Ђдивка несосватна€" - в очередной раз обращаюсь к ¬ам, Ћена, и прошу ответить в каких именно укр. храмах так мол€тс€ и откуда у ¬ас такие сведени€. я привела ¬ам цитаты из молитвенника ”ѕ÷  иевского ѕатриархата, опровергающие ¬аших фокусников и дивок. ѕоэтому будет правильным удалить этот абсурд из статьи. ≈сли же, ¬ы настаиваете на том, что ¬аша информаци€ правдива, укажите пожалуйста, источник.

spe
ћилана √ейко

ћдааа... прочла статью в полном недоумении! ѕолностью согласна с Ћарисой! Ћена, в этой статье, уже перебор у теб€ со сведени€ми!!! „то за чушь!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+