Лишь преклоненье истое одно
Пред Богом, наиболее Творцу
Угодное…», – говорит английский поэт Дж.Мильтон о молитве Адама и Евы… и действительно, из всех обрядов, существующих ныне в церкви молитва – пожалуй, самый древний, истоки которого следует искать ещё в Эдеме. Что же такое молитва? На этот вопрос лучше всего ответил известный богослов св. Иоанн Златоуст: «Во время молитвы мы беседуем с Богом», – поистине, проще и одновременно точнее не скажешь! Именно в молитве заключена самая суть нашей веры: Бог – не некий «Абсолют», не холодный «Высший Разум», не безличное «Сверхбытие» – это Личность, с которой можно общаться, как мы общаемся друг с другом! И потому не надо говорить: «Я не умею молиться, я не знаю, как» – для начала просто поговорите с Богом о том, что вас беспокоит, как поговорили бы с близким человеком.
Но при всей простоте своей сущности, пожалуй, нет в нашей Церкви ничего, что вызывало бы больше вопросов, чем молитва – в первую очередь у людей, мало знающих о христианской вере. Так, например, нередко приходится слышать: «А зачем Богу нужны наши молитвы – разве Он, будучи Всеведущим, и так не знает, в чём мы нуждаемся?» Это типичный вопрос человека, представляющего молитву исключительно как просьбу о чём-то… таких людей А.Мень сравнивал с детьми, которые вспоминают о родителях только тогда, когда нужно выпросить денег. Как бы вы себя чувствовали, если бы ваши дети вот так «потребительски» к вам относились? А что должен думать о нас Бог, если молитва для нас – всего лишь способ что-нибудь выпросить? Пусть даже действительно необходимое, пусть даже спасение жизни – но если уж начал молиться только тогда, когда «жизнь прижала к стенке», почему бы не сделать выводов на будущее? Ведь Бог тоже ждёт от нас любви, а с теми, кого мы любим, мы стараемся общаться как можно чаще – вот почему христиане молятся каждый день, и не один раз.
Ещё один распространённый вопрос – для чего нужны канонические молитвы, почему нельзя молиться своими словами? Молиться своими словами, «от себя» можно и нужно – ведь живого общения с Богом без этого не получится – но ограничиваться этим действительно нельзя. Молитвы, содержащиеся сегодня в молитвословах, сложены людьми, которых мы сегодня почитаем как святых, и исходят из их духовного опыта, и чтение этих молитв позволяет нам к этому опыту приобщаться.
Любой психолог вам скажет: если регулярно (и осмысленно!) повторять определённые слова – в конце концов, у вас начнёт меняться образ мысли (на этом основываются психологические тренинги – «Я привлекательная, я успешный» и т.п.). И если мы ежедневно повторяем слова св. Макария Великого: « Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою» – разве это не поможет нам стать более самокритичными? А эти слова св. Иоанна Дамаскина – «Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся... злое же творя не престаю» – разве не научит отсноситься к себе и своей жизни ответственнее? Конечно, у канонических молитв есть свой «подводный камень» – они легко превращаются в «механическое» проговаривание, не несущее особого смысла… но тут всё зависит от нас с вами: есть много способов «держать в тонусе» свой разум! Например, мне помогает «собраться» небольшая гимнастика перед вечерней молитвой.
*** часть текста удалена модератором по морально-этическим причинам ***
Те, кто требует перевести канонические молитвы на современный разговорный язык, не учитывают, что церковно-славянский язык разговорным не был никогда! Это своего рода «искусственный» язык, специально приспособленный для молитв, он содержит систему понятий, характеризующую взаимоотношения человека с Богом, и там немало таких слов, к которым практически невозможно подобрать точный эквивалент в языке, используемом для повседневного общения. Вот, например: «...помяни нас, Господи, всегда приидеши, во Царствии Твоем – как вы здесь переведёте слово «помяни»? «Вспомни»? Не то… «Помилуй», «благослови»? Опять не совсем то… Церковно-славянское «помяни» – это одновременно и «вспомни», и «благослови», и «помилуй» – такой вот сложный «сплав» понятий, в русском языке адекватного слова нет.
Как мы знаем из учебников психологии, язык – это отражение системы понятий, а система понятий – инструмент мышления, и не усвоив эту систему понятий, достаточно сложно начать мыслить по-христиански – вот здесь и помогают молитвы на церковно-славянском языке. Тем же, кто испытывает трудности с пониманием этого языка, можно посоветовать приобрести «Толковый молитвослов», где молитвы даются с переводом – это поможет научиться.
И в заключении – о том, кому мы молимся, кроме Бога: ангелам (своему ангелу-хранителю), Божьей Матери и другим святым. Но следует понимать, чем такие молитвы отличаются от молитвы Богу. «Святая Катерина, пошли мне дворянина», – это, конечно, можно было написать только в шутку. В действительности же святых мы просим об одном – о молитве, о ходатайстве за нас перед Богом – практически все молитвы святым включают слова «Моли Бога о мне…» Так что молитвы святым – это не замена молитв Богу, но и они нужны: все мы нуждаемся в молитвенной помощи этих людей, ведь самим нам до святости далеко.