icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое многобожие?

  • 2348
  • 3

„то такое многобожие?

“ермин Ђмногобожиеї (или Ц по-гречески Ц Ђполитеизмї) говорит сам за себ€: поклонение множеству богов. ѕо этому признаку авраамические религии Ц иудаизм, христианство и ислам Ц противопоставл€ютс€ всем прочим, ведь дл€ этих религий, две из которых стали мировыми, характерна вера в ≈диного Ѕога с полным недопущением веры в каких-то других богов.

Ќа последнем пункте хотелось бы остановитьс€ особо. Ќередко приходитс€ встречать рассуждени€ о том, что и авраамические религии имеют черты многобожи€ Ц например, христиане мол€тс€ не только Ѕогу, но и св€тым, ангелам (например, архангелу ћихаилу или своему ангелу-хранителю). “ак может рассуждать только человек, ни разу не бравший в руки христианского молитвослова Ц иначе он знал бы, как начинаетс€, например, молитва к своему св€тому: Ђћоли Ѕога о мне, св€той угодниче Ѕожий такой-тоЕї »ными словами, максимум, о чем мы можем попросить св€того Ц это помолитьс€ за нас. —воих близких (например, родителей) мы тоже нередко об этом просим, но это не значит, что мы считаем их богами Ц вот и св€тые дл€ нас такие же люди, как мы, только приблизившие себ€ к Ѕогу праведной жизнью.

ƒл€ приверженца же политеистической религии любой из многочисленных богов Ц это именно бог. Ќорманн эпохи викингов, обраща€сь к ‘рейру, просил его непосредственно о ниспослании урожа€ Ц а не о молитве ќдину об этом. ƒревнегреческие девушки, обраща€сь к јфродите, наде€лись, что богин€ ниспошлет им счастливый брак Ц а не обратитс€ с такой просьбой к «евсу. ¬ерховный же бог не отделен от других богов непреодолимой пропастью Ц он состоит с ними в таких же взаимоотношени€х, в каких состо€т люди между собой.

ќбычно политеизм представл€ют так: множество богов, один из них главный Ц как правило, бог грома или войны Ц а всем прочим богам присуща, так сказать, узка€ специализаци€, один отвечает за плодородие, другой Ц за супружескую любовь, третий Ц за охоту, четвертый Ц за торговлю и т.д. ¬се это характерно дл€ древнего мира, а потом на смену многобожию пришли монотеистические религии Ц поскольку и люди перешли от родоплеменных отношений к единоначалию.

“ака€ схема вызывает сомнени€ уже Ђв первом приближенииї. ¬ ƒревнем мире монотеистами были евреи, не всегда имевшие собственную государственность, а египт€не и римл€не, обожествл€вшие своих правителей (вот уж где было совершенство единоначали€!) Ц политеистами. »ли возьмем средневековую ≈вропу с ее феодальной раздробленностью, когда король оставалс€ лишь Ђпервым среди равныхї Ц вот где идеально подошла бы политеистическа€ религи€! Ц тем не менее, этим люд€м совершенно не мешало монотеистическое христианство (если прин€ть изложенную выше схему, то ≈вропа должна была прин€ть христианство не раньше XVII века, когда установилась абсолютна€ монархи€).

ћасла в огонь подливают современные нео€зычники, гордо именующие себ€ Ђродноверамиї. ќни утверждают, что религи€ древних слав€н (в отличие от греческих, римских и прочих варваров) была монотеистической, а —варог, ¬елес, Ћада и другие Ц это лишь воплощени€ ≈диного Ѕога, поэтому в Ђ¬елесовой книгеї осуждаютс€ те, кто Ђпересчитывает боговїЕ что тут сказать? Ђ¬елесову книгуї давно не принимает всерьез ни один ученый, к чему приводит стремление возвысить свой народ над всеми прочими, все мы прекрасно знаем, ноЕ в одном ученые с этими людьми согласны: монотеизм действительно древнее политеизма! ¬от только слав€не и их предки в этом плане ничем не отличаютс€ от других народов.

ƒревние люди не могли представл€ть, что боги Ђраспредел€ют об€занностиї между собой, поскольку сами этого не делали.  онечно, некоторое распределение было Ц но св€зывалось оно скорее с полом и возрастом: молодые мужчины пойдут на охоту, женщины, которым физическа€ сила охотитьс€ не позвол€ет, поищут съедобные плоды, а старики посид€т дома с детьми Ц в основном же ситуаци€ характеризовалась формулой Ђвсе делают всеї. ѕри такой организации жизни естественно было почитать как раз одного бога (или богиню Ц в зависимости от того, было ли общество патриархальным или матриархальным), причем така€ ситуаци€ сохран€лась довольно долго. ƒл€ тех, кто осаждал “рою, «евс еще не был богом грозы, а јфина Ц богиней мудрости, они были Ђпросто богамиї. ѕри этом воспринималось как нечто само собой разумеющеес€, что у каждого племени свой бог или сво€ богин€.

Ќо вот племена объедин€ютс€ в союзы, и каждое плем€ приносит в этот союз Ђсвоегої бога. ѕостепенно св€зи между племенами станов€тс€ более тесными, выплавл€етс€ нечто единое Ц и уже боги других племен воспринимаютс€ как ЂнашиїЕ и вот богов уже много! «авоевали кого-то Ц и боги этого народа тоже вливаютс€ в пантеон.

“ем временем, жизнь людей мен€етс€: усложн€ютс€ трудовые процессы, теперь дл€ того, чтобы достичь совершенства в том или ином ремесле, надо заниматьс€ им вплотную да еще иметь способности от природы Ц по€вл€етс€ разделение труда. » само собой разумеетс€ Ц с точки зрени€ мифологического мышлени€ Ц что жизнь людей представл€ет собой Ђкопиюї жизни богов. » если в каждом человеческом селении есть кузнец Ц почему бы не быть кузнецу √ефесту и среди богов?

–азумеетс€, положение того или иного бога в пантеоне может быть св€зано с изначальным положением племени, которое его Ђпринеслої Ц например, бог ѕан, почитаемый аркадскими пастухами, стал в греческом пантеоне богом дикой природы и животного начала. Ѕоги покоренных народов не могли претендовать на главенствующее положение Ц так по€вилась у римл€н ƒиана.

ѕолитеистические религии существуют и сейчасЕ нет, речь не идет о наших российских родноверах, или тех, кто пытаетс€ возродить поклонение ќдину, или проводит друидические ритуалы в —тоунхендже Ц искусственность таких Ђрелигийї очевидна (современных Ђдруидовї не смущает даже то, что об обр€дах и знани€х истинных друидов мало что известно). Ќо существуют народы, у которых традици€ многобожи€ не прерывалась. “акова €понска€ религи€ синто, индуизм, даосизм, а также одна из мировых религий Ц буддизм.


mas
ћарк Ѕлау

’ороша€, грамотна€, стать€!

—реди родных осин тоже есть один очень своеобразный народ-многобожник: марийцы. ћарийское €зычество - коренна€ религи€ людей, живущих в лесу и вид€щих бога в каждом дереве. ѕри этом она как бы подчинена официальному христианству. Ќемного напоминает сожительство буддизма и синто в японии.

spe
ёли€ ƒворникова

Ќу, мы все вроде как христиане, но к гадалкам похаживаем, в домовых и леших верим... —тать€ достойна€, написана очень пон€тно и доступно!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+