icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое многобожие?

  • 1473
  • 3

Что такое многобожие?

Т
Термин «многобожие» (или – по-гречески – «политеизм») говорит сам за себя: поклонение множеству богов. По этому признаку авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам – противопоставляются всем прочим, ведь для этих религий, две из которых стали мировыми, характерна вера в Единого Бога с полным недопущением веры в каких-то других богов.

На последнем пункте хотелось бы остановиться особо. Нередко приходится встречать рассуждения о том, что и авраамические религии имеют черты многобожия – например, христиане молятся не только Богу, но и святым, ангелам (например, архангелу Михаилу или своему ангелу-хранителю). Так может рассуждать только человек, ни разу не бравший в руки христианского молитвослова – иначе он знал бы, как начинается, например, молитва к своему святому: «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий такой-то…» Иными словами, максимум, о чем мы можем попросить святого – это помолиться за нас. Своих близких (например, родителей) мы тоже нередко об этом просим, но это не значит, что мы считаем их богами – вот и святые для нас такие же люди, как мы, только приблизившие себя к Богу праведной жизнью.

Для приверженца же политеистической религии любой из многочисленных богов – это именно бог. Норманн эпохи викингов, обращаясь к Фрейру, просил его непосредственно о ниспослании урожая – а не о молитве Одину об этом. Древнегреческие девушки, обращаясь к Афродите, надеялись, что богиня ниспошлет им счастливый брак – а не обратится с такой просьбой к Зевсу. Верховный же бог не отделен от других богов непреодолимой пропастью – он состоит с ними в таких же взаимоотношениях, в каких состоят люди между собой.

Обычно политеизм представляют так: множество богов, один из них главный – как правило, бог грома или войны – а всем прочим богам присуща, так сказать, узкая специализация, один отвечает за плодородие, другой – за супружескую любовь, третий – за охоту, четвертый – за торговлю и т.д. Все это характерно для древнего мира, а потом на смену многобожию пришли монотеистические религии – поскольку и люди перешли от родоплеменных отношений к единоначалию.

Такая схема вызывает сомнения уже «в первом приближении». В Древнем мире монотеистами были евреи, не всегда имевшие собственную государственность, а египтяне и римляне, обожествлявшие своих правителей (вот уж где было совершенство единоначалия!) – политеистами. Или возьмем средневековую Европу с ее феодальной раздробленностью, когда король оставался лишь «первым среди равных» – вот где идеально подошла бы политеистическая религия! – тем не менее, этим людям совершенно не мешало монотеистическое христианство (если принять изложенную выше схему, то Европа должна была принять христианство не раньше XVII века, когда установилась абсолютная монархия).

Масла в огонь подливают современные неоязычники, гордо именующие себя «родноверами». Они утверждают, что религия древних славян (в отличие от греческих, римских и прочих варваров) была монотеистической, а Сварог, Велес, Лада и другие – это лишь воплощения Единого Бога, поэтому в «Велесовой книге» осуждаются те, кто «пересчитывает богов»… что тут сказать? «Велесову книгу» давно не принимает всерьез ни один ученый, к чему приводит стремление возвысить свой народ над всеми прочими, все мы прекрасно знаем, но… в одном ученые с этими людьми согласны: монотеизм действительно древнее политеизма! Вот только славяне и их предки в этом плане ничем не отличаются от других народов.

Древние люди не могли представлять, что боги «распределяют обязанности» между собой, поскольку сами этого не делали. Конечно, некоторое распределение было – но связывалось оно скорее с полом и возрастом: молодые мужчины пойдут на охоту, женщины, которым физическая сила охотиться не позволяет, поищут съедобные плоды, а старики посидят дома с детьми – в основном же ситуация характеризовалась формулой «все делают все». При такой организации жизни естественно было почитать как раз одного бога (или богиню – в зависимости от того, было ли общество патриархальным или матриархальным), причем такая ситуация сохранялась довольно долго. Для тех, кто осаждал Трою, Зевс еще не был богом грозы, а Афина – богиней мудрости, они были «просто богами». При этом воспринималось как нечто само собой разумеющееся, что у каждого племени свой бог или своя богиня.

Но вот племена объединяются в союзы, и каждое племя приносит в этот союз «своего» бога. Постепенно связи между племенами становятся более тесными, выплавляется нечто единое – и уже боги других племен воспринимаются как «наши»… и вот богов уже много! Завоевали кого-то – и боги этого народа тоже вливаются в пантеон.

Тем временем, жизнь людей меняется: усложняются трудовые процессы, теперь для того, чтобы достичь совершенства в том или ином ремесле, надо заниматься им вплотную да еще иметь способности от природы – появляется разделение труда. И само собой разумеется – с точки зрения мифологического мышления – что жизнь людей представляет собой «копию» жизни богов. И если в каждом человеческом селении есть кузнец – почему бы не быть кузнецу Гефесту и среди богов?

Разумеется, положение того или иного бога в пантеоне может быть связано с изначальным положением племени, которое его «принесло» – например, бог Пан, почитаемый аркадскими пастухами, стал в греческом пантеоне богом дикой природы и животного начала. Боги покоренных народов не могли претендовать на главенствующее положение – так появилась у римлян Диана.

Политеистические религии существуют и сейчас… нет, речь не идет о наших российских родноверах, или тех, кто пытается возродить поклонение Одину, или проводит друидические ритуалы в Стоунхендже – искусственность таких «религий» очевидна (современных «друидов» не смущает даже то, что об обрядах и знаниях истинных друидов мало что известно). Но существуют народы, у которых традиция многобожия не прерывалась. Такова японская религия синто, индуизм, даосизм, а также одна из мировых религий – буддизм.

mas
Марк Блау

Хорошая, грамотная, статья!

Среди родных осин тоже есть один очень своеобразный народ-многобожник: марийцы. Марийское язычество - коренная религия людей, живущих в лесу и видящих бога в каждом дереве. При этом она как бы подчинена официальному христианству. Немного напоминает сожительство буддизма и синто в Японии.

spe
Юлия Дворникова

Ну, мы все вроде как христиане, но к гадалкам похаживаем, в домовых и леших верим... Статья достойная, написана очень понятно и доступно!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+