icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ќкружающий мир

„то такое лубок?

  • 4644
  • 5

„то такое лубок?

»
» русское слово Ђбукваї, и английское слово Ђbookї, и немецкое Ђdas Buchї св€зано с названием дерева бук. ƒерева твердого. Ёто его свойство использовали первые печатники. Ќа твердых буковых досках гравировали (в зеркальном отражении) страницу книги, с которой потом делали многочисленные оттиски. “вердое дерево успешно сопротивл€лось давлению печатного пресса (слово Ђпрессаї как раз и происходит от Ђpressoї, Ђдавитьї) и позвол€ло напечатать множество экземпл€ров книги, в первую очередь Ѕиблии. ¬ырезать цельные страницы было сложно, к тому же при таком способе производства книг во множестве могли возникнуть опечатки. ѕоэтому довольно скоро печатники придумали собирать печатаемый текст из отдельных букв. ¬ ≈вропе первопечатником считаетс€ »оганн √утенберг. ќ нем было написано в статье от 08.05.2013.

Ќо существовала и друга€ технологи€ печати. Ќа доске из м€гкого дерева, чаще всего, из липы, рисовали рисунок. “ам, где на рисунке должен был быть белый цвет, дерево вырезали, дела€ углублени€. „ерные части рисунка оставались выпуклыми. «атем полученную доску мазали густой черной краской (такой, чтобы она не стекала в углублени€), накладывали сверху лист бумаги и прокатывали по листу валиком. Ќа бумаге образовывалс€ отпечаток. ѕосле чего бумагу снимали с доски и давали краске высохнуть. ¬ ходе этого процесса печати валик не оказывал большого давлени€ на липовую доску, она не разрушалась, и с одной доски можно было сделать множество оттисков. ѕоскольку в процессе участвовала липова€ доска, котора€ называлась Ђлубї, отпечатанные с нее рисунки назывались Ђлубкомї.

Ћипа Ц дерево, растущее по всей ≈вропе и известное всем живущим здесь народам. ѕоэтому и названи€ этого дерева во многих центрально-европейских €зыках похожи: лiпа по-украински и по-белорусски, liepa по-литовски и по-латышски, linden по-немецки.  стати, по-эстонски липа называетс€ pärn. “ак что эстонский город ѕ€рну Ц это Ћиповый город. “ак же, как латвийский порт Ћиепа€. Ќу, а главна€, парадна€, улица Ѕерлина называетс€ ЂUnter den Lindenї Ц Ђѕод липамиї. —лово Ђлубї происходит от индоевропейского корн€ Ђlipї или Ђlibї, которым называли и дерево и то, что с этого дерева получают. ЂЋубомї называли не только липовые доски, но и м€гкую липовую кору, из которой плели рогожи и лапти. “ак что дл€ своей пользы люди обдирали липовое дерево настолько, что Ђободрать, как липкуї вошло в поговорку. ƒа, и слово Ђпалубаї Ц тоже родственник лубка. ≈е ведь настилали из липовых досок, луба.

Ќо вернемс€ к лубку. Ћипа Ц материал м€гкий, в отличие от бука. »зготовить липовую доску было проще, поэтому в конечном счете лубок стоил дешевле книги. Ёто было массовое чтение, вроде нынешних листовок. ј может быть, даже и газет.

“емы лубков были достаточно разнообразны. ¬о-первых попул€рное изложение библейский сказаний и проповедей, во-вторых, попросту сказки и забавные истории, в-третьих информационные статьи (говор€ нынешним €зыком) на темы географии, политики, и вс€кого рода полезные советы. ƒумаетс€, что больша€ часть темника topauthor.ru могла бы послужить темой дл€ лубка.  стати, а не попробовать ли?

¬прочем, иде€ не нова€. ¬ этом стиле, например, работает современный художник јндрей  узнецов.

—реди тем лубков были еще переводные лубки, вкратце пересказывающие попул€рные европейские романы. ј еще было изр€дное количество рисунков, как говаривали на –уси в то врем€, Ђсрамныхї. “о есть попросту порнографического содержани€. “акие лубки завозили из ‘ранции или из √олландии и перерисовывали, добавл€€ русские подписи. ’от€, нужны ли порнографии подписи? » так все пон€тно.

» в «ападной ≈вропе, и в –оссии лубки были также идеологическим оружием. ¬роде нынешних плакатов. “ак, знаменитый русский лубок Ђћыши кота погребаютї Ц народна€ реакци€ на смерть ѕетра I. ћаленькие усики ѕетра были точь-в-точь как у кота. Ћюбил народ своего императора, что и говорить!

“ехнологи€ изготовлени€ лубка определ€ла технику его рисунка. ћ€гка€ доска позвол€ла делать изогнутые фигурные контуры. ќстрые углы получались плохо, поэтому рисунок лубка состо€л из плавных линий. ѕо€снительный текст иногда служил узором и фоном дл€ картинки.

ѕечать лубков была массовым производством. ћассовое производство предполагает разделение работ. Ѕыли художники, наносившие карандашом рисунок на дерев€нную доску. »х называли знамЄнщиками. √равировали рисунок на доске граверы. ѕолученные черно-белые лубки назывались простовики. »х отвозили в специальные артели, где работали цветальщики, в основном женщины и дети. “аких артелей много было в подмосковных и владимирских селах и деревн€х. ќдин цветальщик за неделю раскрашивал тыс€чу лубочных листов-простовиков и получал за эту работу рубль. ѕо старым ценам Ц неплохо. ј уж раскрашенные лубки торговцы распродавали тыс€чами на €рмарках и в городских магазинах.

¬плоть до 19-го века в ћоскве больша€ торговл€ луб€ными издели€ми была на площади, котора€ так и называлась, Ћуб€нка.  роме дров, саней, возов, а также коробов и лаптей, здесь торговали и лубками. Ќеподалеку, на углу –ождественского бульвара был район, который называлс€ ѕечатники. ¬ этом районе жили мастера, изготавливавшие лубки. «десь до сих пор находитс€ знаменита€ церковь Ђ”спени€ в ѕечатникахї. ј неподалеку находитс€ еще одна церковь с Ђлубочнымї названием Ђ“роицы в Ћистахї. ќколо ограды этой церкви по праздникам продавали лубочные картинки.

Ћубки стоили недорого, на пор€док дешевле книги. ѕоэтому их охотно покупали.   тому же така€ красочна€ картина вешалась на стену и украшала собой избу. ѕомните фильм Ђќпераци€ џї, где √.¬ицин продает на рынке лубочного вида гобелены? Ђ√раждане новоселы, внедр€йте культурку. ¬ешайте коврики на сухую штукатурку. Ќикакого импрессионизма, никакого абстракционизьма!ї “ак что это искусство было любимо народом аж до революционного 1917 года. ј после роль лубков вз€ли на себ€ плакаты. ѕричем многие послереволюционные плакаты даже не слишком таили свое родство с простонародным лубком. ƒаешь народу народное искусство!


mas
ћарк Ѕлау

Ќесколько лубков в качестве иллюстрации. —можете ли ¬ы отличить, какие из них старые, а какие современные?

deb
ёли€ Ѕойко

ћожет быть втора€ и четверта€ современные?

mas
ћарк Ѕлау

ј на третьем лубке - лапотник в€жет лапти и вечером, не гас€ лучину. ¬от и встретились две отрасли одной липы.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+