icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое  онфуцианство?

  • 1885
  • 1

„то такое  онфуцианство?

ќ
ќтветить однозначно, что такое конфуцианство, достаточно сложно. Ёто и философи€, и этическа€ система, и политическа€ идеологи€, и определЄнный образ жизни, а нередко его рассматривают даже в качестве религии.   слову, в китайском €зыке слова Ђконфуцианствої нет Ц сами китайцы называют эту философскую систему Ђшколой учЄных книжниковї, т.е. они не св€зывают еЄ зарождение с именем мыслител€  ун ‘у-цзы, известного в ≈вропе как  онфуций. ƒействительно, считать по€вление конфуцианство исключительно его заслугой нельз€ Ц оно поистине Ђвырослої из всего опыта китайской цивилизации. Ќо нельз€ и отрицать роль  онфуци€ и его последователей.

 онфуцианство зародилось во времена, известные в китайской истории как период „уньцю, буквально Ђ¬Єсны и осениї Ц именно так называетс€ летопись, охватывающа€ врем€ с 722 по 481 гг. до н. э., и составителем еЄ считают именно  онфуци€. Ёто было непростое врем€ дл€  ита€: шло становление феодальной государственной системы, срединные Ђцивилизованные царстваї противосто€ли окружающим их Ђварварскимї, большие государства поглощали малыеЕ именно тогда родилась известна€ китайска€ поговорка-прокл€тие: Ђ„тоб тебе жить в эпоху перемен!ї “€жЄлой современности противопоставл€лись древние времена, когда правители отличались мудростью, чиновники Ц бескорыстием, а народ не бедствовал (может, это и не было так Ц но верить-то хочетс€).

¬ таких услови€х неизбежно должна была возникнуть философи€, способна€ стать в том числе и политической идеологией Ц и ею стало конфуцианство, причЄм на долгие годы. Ёто не значит, что оно было вне конкуренции Ц ему противосто€ли другие философские направлени€ (например, моизм), а при императоре ÷инь Ўихуанди вообще имели место репрессии против его приверженцев! “ем не менее, конфуцианство в  итае сохранило своЄ положение господствующей идеологии вплоть до середины XX века, когда ћао ÷зедун заклеймил его как Ђучение, сто€щие на пути к прогрессуї. ¬прочем, с 70-х гг. интерес к конфуцианству начал возрождатьс€.

ѕознакомимс€ же с основными пон€ти€ми этой философии. √лавна€ задача еЄ состо€ла в создании нового человека. “акой человек Ц цзюнь-цзы (благородный муж) Ц отличаетс€ от Ђнизкогої, неблагородного человека (с€ожэнь) тем, что гармонично сочетает в себе и культуру (вэнь), и природу, естество (чжи). ƒл€ такого совершенного состо€ни€ должны соблюдатьс€ “ри ”сто€ (—аньган): абсолютна€ власть государ€ над подданными, отца над сыновь€ми и мужа над женой (какова была степень такой власти, мы увидим, например, если обратимс€ к китайским стихам, описывающим чувства брошенной мужем жены: максимум, что ей Ђразрешаетс€ї испытывать в такой ситуации Ц это Ђдосадаї). ¬ семейной жизни от Ђблагородного мужаї требуетс€ почтительное отношение к отцу и старшим брать€м Ц только так он может взрастить в себе Ђжэньї (человеколюбие) и чувство долга (и): ЂЅлагородный человек думает о долге, а низкий человек заботитс€ о выгодеї.

“ака€ же иерархичность, характерна€ дл€ семьи, должна соблюдатьс€ и в обществе, где каждый должен занимать своЄ место и стремитьс€ к наилучшему исполнению своих об€занностей. Ёто относитс€ и к правител€м, главной целью которых должна быть забота о народе.

Ќар€ду с человеколюбием и долгом в систему ценностей включаютс€ ещЄ три элемента Ц знание, доверие и соблюдение ритуалов (и чем выше человек на социальной лестнице, тем больше ритуалов). ¬ совокупности они составл€ют Ђу синї Ц п€ть стихий, которым соответствуют стихии природы: вода, огонь, земл€, дерево, металл Ц т.е. человек в этом учении соотноситс€ с  осмосом.

—леду€ всем этим принципам, человек может расширить дао Ц свой Ђпутьї, естественный закон, заданный Ќебом и духами предков.  онечно, это взгл€д на конфуцианство Ђс высоты птичьего полЄтаї Ц дл€ более полного представлени€ нужно и более пристальное изучение этой философии. ј уделить внимание, наверное стоит Ц не зр€ же  итай сохран€ет приверженность ей уже столько веков!


mas
ћарк Ѕлау

Ѕраво! »зложено точно и в рамках понимани€ простого некитайского человека (с€ожэнь:)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+