icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое Конфуцианство?

  • 1611
  • 1

Что такое Конфуцианство?

О
Ответить однозначно, что такое конфуцианство, достаточно сложно. Это и философия, и этическая система, и политическая идеология, и определённый образ жизни, а нередко его рассматривают даже в качестве религии. К слову, в китайском языке слова «конфуцианство» нет – сами китайцы называют эту философскую систему «школой учёных книжников», т.е. они не связывают её зарождение с именем мыслителя Кун Фу-цзы, известного в Европе как Конфуций. Действительно, считать появление конфуцианство исключительно его заслугой нельзя – оно поистине «выросло» из всего опыта китайской цивилизации. Но нельзя и отрицать роль Конфуция и его последователей.

Конфуцианство зародилось во времена, известные в китайской истории как период Чуньцю, буквально «Вёсны и осени» – именно так называется летопись, охватывающая время с 722 по 481 гг. до н. э., и составителем её считают именно Конфуция. Это было непростое время для Китая: шло становление феодальной государственной системы, срединные «цивилизованные царства» противостояли окружающим их «варварским», большие государства поглощали малые… именно тогда родилась известная китайская поговорка-проклятие: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» Тяжёлой современности противопоставлялись древние времена, когда правители отличались мудростью, чиновники – бескорыстием, а народ не бедствовал (может, это и не было так – но верить-то хочется).

В таких условиях неизбежно должна была возникнуть философия, способная стать в том числе и политической идеологией – и ею стало конфуцианство, причём на долгие годы. Это не значит, что оно было вне конкуренции – ему противостояли другие философские направления (например, моизм), а при императоре Цинь Шихуанди вообще имели место репрессии против его приверженцев! Тем не менее, конфуцианство в Китае сохранило своё положение господствующей идеологии вплоть до середины XX века, когда Мао Цзедун заклеймил его как «учение, стоящие на пути к прогрессу». Впрочем, с 70-х гг. интерес к конфуцианству начал возрождаться.

Познакомимся же с основными понятиями этой философии. Главная задача её состояла в создании нового человека. Такой человек – цзюнь-цзы (благородный муж) – отличается от «низкого», неблагородного человека (сяожэнь) тем, что гармонично сочетает в себе и культуру (вэнь), и природу, естество (чжи). Для такого совершенного состояния должны соблюдаться Три Устоя (Саньган): абсолютная власть государя над подданными, отца над сыновьями и мужа над женой (какова была степень такой власти, мы увидим, например, если обратимся к китайским стихам, описывающим чувства брошенной мужем жены: максимум, что ей «разрешается» испытывать в такой ситуации – это «досада»). В семейной жизни от «благородного мужа» требуется почтительное отношение к отцу и старшим братьям – только так он может взрастить в себе «жэнь» (человеколюбие) и чувство долга (и): «Благородный человек думает о долге, а низкий человек заботится о выгоде».

Такая же иерархичность, характерная для семьи, должна соблюдаться и в обществе, где каждый должен занимать своё место и стремиться к наилучшему исполнению своих обязанностей. Это относится и к правителям, главной целью которых должна быть забота о народе.

Наряду с человеколюбием и долгом в систему ценностей включаются ещё три элемента – знание, доверие и соблюдение ритуалов (и чем выше человек на социальной лестнице, тем больше ритуалов). В совокупности они составляют «у син» – пять стихий, которым соответствуют стихии природы: вода, огонь, земля, дерево, металл – т.е. человек в этом учении соотносится с Космосом.

Следуя всем этим принципам, человек может расширить дао – свой «путь», естественный закон, заданный Небом и духами предков. Конечно, это взгляд на конфуцианство «с высоты птичьего полёта» – для более полного представления нужно и более пристальное изучение этой философии. А уделить внимание, наверное стоит – не зря же Китай сохраняет приверженность ей уже столько веков!

mas
Марк Блау

Браво! Изложено точно и в рамках понимания простого некитайского человека (сяожэнь:)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+