icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћистика, непознанное

„то такое »удаизм?

  • 3350
  • 6

„то такое »удаизм?

»
»удаизм Ц сама€ древн€€ из существующих ныне монотеистических религий. Ќа основе иудаизма возникли две другие монотеистические религии, христианство и ислам.

»ногда христианство и ислам называют Ђмировыми религи€миї в том смысле, что они наднациональны. »удаизм же Ц национальна€ религи€ еврейского народа. Ќельз€ исповедовать иудаизм, не будучи потомком праотцов јвраама, »цхака и »акова, то есть, не принадлежа к еврейскому народу или не присоединившись к нему посредством специальной, довольно длительной, процедуры, котора€ называетс€ гиюром. »удаизм принципиально не стремитс€ к мессионерству, поэтому гиюр должен быть строго добровольным. Ѕолее того, раввинам вмен€етс€ объ€снить человеку, желающему присоединитьс€ к еврейскому народу, что это присоединение сопр€жено с серьезными ограничени€ми (в первую очередь, с самоограничени€ми). ј дл€ того, чтобы вести правильную и праведную жизнь вполне достаточно выполн€ть так называемые Ђсемь заповедей сыновей Ќо€ї.

“от, кто прошел гиюр и прин€л еврейство, называетс€ гер. √ер Ц полноправный член еврейской общины. ћногие из знаменитых еврейских законоучителей были герами. —амый известный пример перехода в еврейство Ц моавит€нка –уфь, прабабка цар€ ƒавида. ≈е истори€ описана в ¬етхом завете в книге Ђ–уфьї

¬озникает и другой вопрос. ћожет ли еврей не быть иудеем? »удаизм отвечает на этот вопрос отрицательно. ≈врей, пока он остаетс€ в лоне еврейского народа, с точки зрени€ иудаизма продолжает выполн€ть завет, заключенный Ѕогом с праотцами, даже если он сам считает себ€ атеистом. ѕерешедший же в другую религию считаетс€ умершим, по нему совершаетс€ траурный обр€д, и св€зь с ним не поддерживаетс€.

ќсновой иудаизма €вл€ютс€ “анах (ѕисьменна€ “ора) и ћишна (”стна€ “ора). —огласно иудаизму, “ора Ц это слова Ѕога обращенные к пророку ћоисею на горе —инай. ћоисей был единственный пророк, который говорил с Ѕогом, вид€ его лицо, поэтому он считаетс€ главой пророков.  роме него Ѕог посылал люд€м свои повелени€ через других, более поздних, пророков, чьи слова тоже были записаны и присоединены к общему своду Ѕожьих слов, обращенных к человечеству. ¬ христианстве “анах называетс€ ¬етхим «аветом. ’ристианство также считает его —в€щенным писанием.

”стна€ “ора Ц это св€щенное предание, записанное мудрецами относительно поздно, во 2-м Ц 3-м веке н.э. ѕри этом вокруг записанного текста (буквально, вокруг каждого его куска) велись гор€чие дискуссии. Ёти споры в свою очередь были тоже записаны, и получили название “алмуд. ¬ результате по€вилс€ своеобразный св€щенный кодекс, основанный на повелени€х Ѕога, свод правил, выполн€€ которые человек мог быть уверен, что живет по слову Ѕожиему, то есть, правильно и праведно. “аким образом, оформилась система еврейского права, √алаха (что в переводе с иврита означает Ђпутьї, Ђповедениеї).

√алаха Ц это логическа€ система, которую по стройности можно сравнить с геометрией. ¬ геометрии, как известно, п€ть аксиом, на основании которых логическим путем вывод€тс€ все знани€ этой науки. ¬ основу √алахи положены 613 заповедей, 613 повелений Ѕога, записанные в “оре. Ёти заповеди об€заны соблюдать все евреи. —реди них 365 заповедей-запретов и 248 заповедей-предписаний. Ќеевре€м, как было уже сказано, проще. »м необходимо соблюдать только 7 основных правил человеческого общежити€.

—истема еврейского права очень хорошо разработана благодар€ трудам великих законоучителей и охватывает все стороны жизни. Ѕолее того, она проверена почти 2000 лет жизни еврейской общины в разных странах по всему миру и сформировала то, что называетс€ еврейским национальным характером. ѕоэтому иудаизм претендует не только на то, чтобы быть всеобъемлющим мировоззрением, но также и образом жизни. Ќадо сказать, что в иудаизме не существует никакого верховного органа, определ€ющего единообразное применение всех Ѕожьих повелений.  аждый раввин, то есть религиозный руководитель общины, толкует √алаху по своему разумению, но, естественно, не наруша€ ее букву и ее дух. ћогут быть раввины добрые или раввины строгие, но не может быть раввинов, нарушающих √алаху. Ѕолее того, указани€ раввина Ц не приказ, а лишь совет.  аждый еврей волен этот совет выслушать и поступить по-своему, поскольку каждый еврей, подобно праотцу јврааму лично ведет диалог с Ѕогом, лично противостоит ему, как праотец »аков и лично несет ответственность за неправильное поведение. “акое понимание взаимоотношений человека и Ѕога лежит в основе протестантского ответвлени€ христианства.

—имволом веры иудаизма, то есть кратчайшей его формулировкой, €вл€етс€ молитва ЂЎма, »сраэльї (Ђ—лушай, »зраильї), утверждающа€ единобожие, любовь евреев к Ѕогу и обет верности Ѕожьим заповед€м. Ёту молитву евреи произнос€т ежедневно.  роме того, ЂЎма, »сраэльї Ц призыв к Ѕогу в минуту смертельной опасности.

ƒругим важным атрибутом иудаизма €вл€етс€ соблюдение субботы, то есть запрет на любую работу каждый седьмой день недели. ќдин выходной день после 6 дней работы кажетс€ нам сейчас совершенно естественным, но впервые в истории человечества Ђдикретированї он был иудаизмом.

≈ще один атрибут иудаизма Ц кашрут, система пищевых запретов. Ќаиболее известный запрет кашрута Ц запрет на потребление в любом виде свинины и продуктов, получаемых от свиньи.

Ќесмотр€ на более чем трехтыс€челетнюю историю, иудаизм продолжает развиватьс€ и приспосабливатьс€ к новым услови€м существовани€ в нашем измен€ющемс€ мире. –азвитие иудаизма происходит не посредством изменени€ основ религии. ”же упом€нутые 613 заповедей, данных человеку Ѕогом, никто не отменит и не дополнит. ќднако иудаизм стремитс€ осмыслить текущую ситуацию, объ€снить ее с точки зрени€ этих заповедей и выработать образ поведени€ евре€ в новой ситуации, который соответствовал бы Ѕожьим повелени€м. ¬ принципе так же пытаютс€ действовать в современных услови€х и христианство, и ислам.


deb
»ван »ванов

как все интересно и полезно, очень понравилось +++

mas
ћарк Ѕлау

∆аль, что пока не возможны перекрестные ссылки. ћожно было бы сослатьс€ на статью о кашруте (ѕочему евреи не ед€т свинину?)

deb
»ван »ванов

поисковые системы ведут себ€ неадекватно - это основна€ причина не внедр€ть еще очень многое на сайт, к большому сожалению

tra
«ульфи€  ѕолевода

ћарк, стать€ Ч превосходна. Ёх, когда же будет на сайт внедр€тьс€ возможность делать закладки! ѕорой такие вещи от местных авторов прочтешь... ’очетс€ иногда еще раз перчесть, а уже искать приходитс€...
ћой плюс и респект Ч вы всегда замечательно пишете!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+