icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое исповедь?

  • 2823
  • 1

„то такое исповедь?

—лово Ђисповедьї нередко употребл€ют как синоним Ђпока€ни€ї. ћежду тем, это не совсем так: исповедь Ц это часть таинства ѕока€ни€, часть внешн€€ Ц но без которой пока€ние немыслимо. ƒл€ чего же нужно таинство ѕока€ни€ вообще и исповедь в частности?

Ќередко у людей, далЄких от веры, вызывает недоумение формулировка Ђ—в€та€ ÷ерковьї: как же ÷ерковь может быть св€той, если она состоит из грешных людей? »ногда подобна€ Ђлогикаї идЄт ещЄ дальше: ах, христиане не св€ты Ц значит, ваша ÷ерковь никака€ не св€та€ и мне там делать нечегоЕ ћежду тем, ÷ерковь св€та Ђпо определениюї, поскольку св€т еЄ √лава, вокруг которого она, собственно, возникла и существует Ц »исус ’ристос. » потому принадлежать к ÷еркви можно только в состо€нии св€тости. Ќо, к сожалению, состо€ние такое дл€ человека недостижимо Ц по крайней мере, надолго Ц т.о. человек посто€нно отпадает от ÷еркви, соверша€ тот или иной грех, и ему требуетс€ восстановление своего единства с нею. ¬от такое восстановление и происходит в таинстве ѕока€ни€, частью которого €вл€етс€ исповедь, заключающа€с€ в том, чтобы в присутствии св€щенника назвать свои грехи.

Ќередко приходитс€ слышать вопрос: а зачем при этом нужен св€щенник? Ќе лучше ли пока€тьс€ непосредственно перед Ѕогом Ц в молитве, почему надо исповедоватьс€ перед человеком? —разу видно, что те, кто задаЄт такие вопросы, сами никогда на исповеди не были, иначе знали бы, что перед началом исповеди св€щенник всегда напоминает, что он только свидетель, что сейчас ’ристос незримо стоит перед тобоюЕ а ограничитьс€ присутствием ’риста нельз€ по той простой причине, что ≈му и так всЄ про нас известно Ц не только про поступки, но и про мысли Ц и мы это прекрасно знаем, а вот в отношении человека (особенно если мы к этому человеку хорошо относимс€ Ц а со св€щенником у прихожан обычно бывают именно такие отношени€) всегда возникает соблазн выставить себ€ лучше, чем мы есть на самом деле Ц вот это искушение и преодолеваетс€ в ходе исповеди, и конечно Ц такой Ђмаленький подвигї способствует духовному укреплению, способности к преодолению искушений и грехов в целом.

»ногда спрашивают, почему исповедоватьс€ надо именно перед св€щенником Ц почему нельз€ просто перед близким человеком (тем более, если он Ц единоверец)? ƒело в том, что именно апостолам, а, следовательно Ц и наследующим им через таинство рукоположени€ св€щенникам »исус ’ристос дал полномочи€ отпускать грехи: Ђ ому простите грехи, тому прост€тс€; на ком оставите, на том останутс€ї, Ц передаЄт ≈го слова ≈вангели€ от »оанна

»споведь не следует путать с беседой со св€щенником. ≈сли у вас есть какие-то вопросы к батюшке, если вы хотите попросить совета Ц подойдите к нему в другое врем€ (например, после окончани€ службы) Ц исповедь же предназначена именно дл€ исповедани€ грехов.

¬ –усской православной церкви исповедь традиционно предшествует причастию, т.е. исповедатьс€ и не причаститьс€ можно, а вот к причастию без исповеди вас не допуст€т, если вы старше семи лет Ц именно с этого возраста христиане начинают исповедоватьс€. Ёта традици€, веками существовавша€ в ÷еркви, получила в наше врем€ научное обоснование: до 7-летнего возраста у ребЄнка не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за сферу высших чувств, к числу которых принадлежит совесть.

 ак часто нужно исповедоватьс€? –азные св€щенники дают на этот счЄт разные рекомендации, но примерно раз в мес€ц Ц желательно.  онечно, если почему-то не получилось Ђвыдержать графикї Ц это не повод впадать в отча€ние (это вообще христианину ни к чему), даже если вы не исповедовались годамиЕ. »ногда такие люди говор€т: Ђƒа уж € столько нагрешил Ц куда мне исповедоватьс€!ї ѕраво же, с таким же успехом можно сказать: Ђя слишком гр€зный Ц куда мне мытьс€!ї ј начать жить по-христиански никогда не поздноЕ –екомендуетс€ исповедатьс€ и причаститьс€ перед венчанием, перед чем-то, что может грозить смертью (например, перед сложной операцией) Ц и конечно, перед главными христианскими праздниками: –ождеством и ѕасхой, конечно, не надо исповедоватьс€ “ќЋ№ ќ перед ними. ’от€ бы два раза надо исповедатьс€ в течение многодневного поста.

 ак же подготовитьс€ к исповеди? ѕрежде всего, следует знать, что греческое название таинства пока€ни€ Ц Ђметанойаї, что в переводе означает Ђперемена умаї, т.е. в ходе этого таинства следует изменить даже не поведение (хот€ и его тоже), но и самый свой взгл€д на себ€ и на мир. ѕоэтому начинать надо с осознани€ своих греховЕ знаете, что св€щенник более всего боитс€ услышать на исповеди? Ђ¬о всЄм грешен, батюшка!ї ћне такое опасение вполне пон€тноЕ в бытность педагогом ƒћЎ € всегда спрашивала ученика после того, как он сыграл пьесу на уроке: Ђ ак ты думаешь, что у теб€ не получилось?ї ≈сли ученик отвечал Ц вот тут темп посадил, там легато не было Ц можно не беспокоитьс€: он знает, над чем работать, он будет исправл€ть, мо€ задача Ц только дать ему приЄмы работы. ≈сли же ученик отвечал: ЂЌичего не получилосьї Ц значит, он Ђтеоретическиї знает, что его исполнение не может быть идеальным, но промахов своих он не заметил и работать над их исправлением не будет! ¬от так же и здесь Ђ√решен во всЄмї означает Ђя не понимаю, в чЄм € грешенї, значит, Ђперемена умаї не состо€лась! Ёто может выступать и в другом виде: Ђћне не в чем исповедоватьс€ Ц € ничего плохого не сделалї (впрочем, такие люди на исповедь не ход€т)Е “ак как же всЄ-таки разобратьс€ со своими грехами?

Ќачните с того, за что вам самим стыдно.  освенное про€вление стыда Ц самооправдание: чем больше мы говорим (хот€ бы самим себе), что у вас Ђне было выходаї, что Ђон сам виноватї, что Ђ€ не мог это выдержатьї Ц тем больше причин в этом поступке пока€тьс€, дл€ начала честно сказав самому себе: да, € поступил отвратительно, да, € не должен больше никогда так делать!  онечно, признаватьс€ в этом случае особенно трудно Ц но следует помнить золотое правило: Ђстыдно грешить Ц а признаватьс€ в грехах не стыдної.

  сожалению, живЄм мы в мире, где христиане Ц чужие, и не можем не испытывать его вли€ни€, и если в нашем окружении многие грехи (даже самые отвратительные) считаютс€ нормой или даже добродетелью, вполне может Ђглаз замаслитьс€їЕ как Ђпроверить себ€ї? —ейчас нет недостатка во вс€кого рода книгах и брошюрах, призванных помочь готов€щимс€ к исповеди Ц но подходить к ним следует с осторожностью: в печать попадает много откровенной чепухи (иной раз и с пометкой Ђ»здано по благословению ћосковской патриархииї Ц за всем ведь трудно уследить).

“ак, немало шума наделала в своЄ врем€ книга под названием Ђ»споведую грех, батюшкаї, которую немедленно высме€ли, назвав Ђправославной камасутройї: автор подробно перечисл€лЕ сексуальные позы, €вл€ющиес€, как он утверждает, греховными и требующими пока€ни€ Ц причЄм подавл€ющее большинство читателей узнало о них только из этой книги; в некоторых брошюрах зачисл€етс€ в разр€д грехов обнажение тела перед врачом и дажеЕ ношение погон. „тобы не стать жертвой такой Ђмакулатурыї, лучше всего свер€тьс€ с самым надЄжным источником Ц 10 заповед€ми. ѕравда, не следует трактовать их буквально Ц их содержание намного шире: ЂЌе убийїЕ конечно же, вы никого не зарезали в тЄмном переулке Ц но ведь убить можно и по-другому Ц например, довед€ до инфарктаЕ вы уверены, что не поспособствовали такому исходу дела, устроив вчера скандал продавщице в магазине? ЂЌе сотвори себе кумираЕї Ёто тоже не об€зательно поклонение €зыческому идолу Ц кумиром может быть что угодно (скажем, дл€ некоторых представительниц прекрасного пола Ђкумиромї становитс€ собственна€ красота, ради которой они идут на любые жертвы: изнур€ют себ€ радикальными диетами, трав€тс€ ботоксом и т.п)Е ¬ общем, каждому из нас есть, о чЄм задуматьс€. ≈сли же вы сомневаетесь в этом плане Ц заранее посоветуйтесь со св€щенником, какую книгу выбрать.

—ледует понимать, что пока€ни€ требуют не только поступки, но и мысли Ц не об€зательно осуждать кого-то вслух, достаточно думать об этом, не об€зательно предпринимать попытку самоубийства Ц достаточно размышлений на эту тему и т.п.

»так, вы понимаете, в чЄм грешны, намереваетесь исправитьс€, попросили прощени€ у всех, перед кем были виноваты, помирились со всеми, с кем были в ссоре (это тоже об€зательные услови€!). —ледующий шаг Ц пост в течение нескольких дней. —облюдение поста Ц отдельна€ тема, напомним лишь о том, что главна€ составл€юща€ поста Ц духовна€, а главное Ц постарайтесь уже сейчас что-то в себе исправить Ц не повтор€ть тех грехов, в которых собираетесь ка€тьс€, и конечно Ц ни с кем не ссоритьс€. ≈сли непосредственно за исповедью последует причастие Ц накануне прочитайте кроме обычных ежедневных молитв ѕоследование ко св€тому ѕричащению (оно есть в любом православном молитвослове).

Ќо вот Ц непосредственно исповедь. ќбычно она бывает за полчаса или за час до начала богослужени€ (узнайте заранее, во сколько она начинаетс€ именно в этом храме). —начала вы вместе со св€щенником и другими людьми, пришедшими на исповедь, прочитаете специальные молитвы, затем Ц в пор€дке очереди Ц подходите к батюшке (ожида€ своей очереди, не стойте слишком близко, чтобы случайно не услышать, что говорит тот, кто исповедуетс€ в данный момент), называете своЄ им€ (если в паспорте у вас одно им€, а при  рещении дано другое Ц называете именно второе) и называете свои грехи. »х следует именно называть Ц не объ€сн€€, почему вы так поступили (в сущности, такое объ€снение Ц попытка оправдать себ€, а при пока€нии таких попыток быть не должно), если согрешили вместе с кем-то Ц не называйте этого человека (пусть он сам покаетс€ в своих грехах, а нам бы со своими разобратьс€).  ак уже говорилось, стесн€тьс€ при этом не нужно Ц св€щенник наслушалс€ такого, что вы его уже ничем не удивите (да и грехи у людей практически одни и те же), к тому же Ц он тоже человек, тоже грешен (может, не меньше вас). Ќе стоит бо€тьс€ и того, что св€щенник станет хуже к вам относитьс€. ѕо словам ј.ћен€, Ђкака€-то невидима€ рука стирает из пам€тиї всЄ, что говор€т на исповеди прихожане Ц в общем-то, это механизм психологической защиты: наша пам€ть Ђвыбрасываетї всЄ то, что мешает позитивно воспринимать мир. » уж конечно не сомневайтесь: то, что вы скажете на исповеди, от св€щенника не узнает никто Ц даже следователь!

¬ наше стране тайна исповеди охран€етс€ законом: согласно закону Ђќ свободе совести и религиозных объединени€хї, св€щенника нельз€ заставить давать показани€ о том, что он узнал на исповеди, нельз€ привлечь к ответственности за отказ от таких показаний.  онечно, не следует этим злоупотребл€ть: если уж случилось так, что приходитс€ ка€тьс€ в уголовно наказуемом де€нии Ц лучше совместить это с €вкой с повинной (хот€ бы потому, что в противном случае за ваше преступление может пострадать ни в чЄм не повинный человек Ц и это тоже будет на вашей совести).

¬озможно, св€щенник задаст вам вопросы Ц на которые тоже следует отвечать откровенно. «атем он накроет вашу голову епитрахилью и прочитает разрешительную молитву, вы поцелуете крест и ≈вангелие.

Ѕезусловно, исповедь требует напр€жени€ душевных сил Ц как требует напр€жени€ телесных сил гимнастика.  ак гимнастика помогает нам оставатьс€ здоровыми физически, так исповедь Ц залог здоровь€ душевного.


spe
≈лена  «атуранова

≈лена, стать€ шикарна€! »споведь, ведь она действительно нужна. Ѕлизкий не всегда поймет твои поступки и может когда-нибудь кому-нибудь проговоритьс€, а батюшка в церкви нет! „еловеку врем€ от времени нужно выговоритьс€.+++++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+