icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое исповедь?

  • 3377
  • 1

Что такое исповедь?

С
Слово «исповедь» нередко употребляют как синоним «покаяния». Между тем, это не совсем так: исповедь – это часть таинства Покаяния, часть внешняя – но без которой покаяние немыслимо. Для чего же нужно таинство Покаяния вообще и исповедь в частности?

Нередко у людей, далёких от веры, вызывает недоумение формулировка «Святая Церковь»: как же Церковь может быть святой, если она состоит из грешных людей? Иногда подобная «логика» идёт ещё дальше: ах, христиане не святы – значит, ваша Церковь никакая не святая и мне там делать нечего… Между тем, Церковь свята «по определению», поскольку свят её Глава, вокруг которого она, собственно, возникла и существует – Иисус Христос. И потому принадлежать к Церкви можно только в состоянии святости. Но, к сожалению, состояние такое для человека недостижимо – по крайней мере, надолго – т.о. человек постоянно отпадает от Церкви, совершая тот или иной грех, и ему требуется восстановление своего единства с нею. Вот такое восстановление и происходит в таинстве Покаяния, частью которого является исповедь, заключающаяся в том, чтобы в присутствии священника назвать свои грехи.

Нередко приходится слышать вопрос: а зачем при этом нужен священник? Не лучше ли покаяться непосредственно перед Богом – в молитве, почему надо исповедоваться перед человеком? Сразу видно, что те, кто задаёт такие вопросы, сами никогда на исповеди не были, иначе знали бы, что перед началом исповеди священник всегда напоминает, что он только свидетель, что сейчас Христос незримо стоит перед тобою… а ограничиться присутствием Христа нельзя по той простой причине, что Ему и так всё про нас известно – не только про поступки, но и про мысли – и мы это прекрасно знаем, а вот в отношении человека (особенно если мы к этому человеку хорошо относимся – а со священником у прихожан обычно бывают именно такие отношения) всегда возникает соблазн выставить себя лучше, чем мы есть на самом деле – вот это искушение и преодолевается в ходе исповеди, и конечно – такой «маленький подвиг» способствует духовному укреплению, способности к преодолению искушений и грехов в целом.

Иногда спрашивают, почему исповедоваться надо именно перед священником – почему нельзя просто перед близким человеком (тем более, если он – единоверец)? Дело в том, что именно апостолам, а, следовательно – и наследующим им через таинство рукоположения священникам Иисус Христос дал полномочия отпускать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся», – передаёт Его слова Евангелия от Иоанна

Исповедь не следует путать с беседой со священником. Если у вас есть какие-то вопросы к батюшке, если вы хотите попросить совета – подойдите к нему в другое время (например, после окончания службы) – исповедь же предназначена именно для исповедания грехов.

В Русской православной церкви исповедь традиционно предшествует причастию, т.е. исповедаться и не причаститься можно, а вот к причастию без исповеди вас не допустят, если вы старше семи лет – именно с этого возраста христиане начинают исповедоваться. Эта традиция, веками существовавшая в Церкви, получила в наше время научное обоснование: до 7-летнего возраста у ребёнка не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за сферу высших чувств, к числу которых принадлежит совесть.

Как часто нужно исповедоваться? Разные священники дают на этот счёт разные рекомендации, но примерно раз в месяц – желательно. Конечно, если почему-то не получилось «выдержать график» – это не повод впадать в отчаяние (это вообще христианину ни к чему), даже если вы не исповедовались годами…. Иногда такие люди говорят: «Да уж я столько нагрешил – куда мне исповедоваться!» Право же, с таким же успехом можно сказать: «Я слишком грязный – куда мне мыться!» А начать жить по-христиански никогда не поздно… Рекомендуется исповедаться и причаститься перед венчанием, перед чем-то, что может грозить смертью (например, перед сложной операцией) – и конечно, перед главными христианскими праздниками: Рождеством и Пасхой, конечно, не надо исповедоваться ТОЛЬКО перед ними. Хотя бы два раза надо исповедаться в течение многодневного поста.

Как же подготовиться к исповеди? Прежде всего, следует знать, что греческое название таинства покаяния – «метанойа», что в переводе означает «перемена ума», т.е. в ходе этого таинства следует изменить даже не поведение (хотя и его тоже), но и самый свой взгляд на себя и на мир. Поэтому начинать надо с осознания своих грехов… знаете, что священник более всего боится услышать на исповеди? «Во всём грешен, батюшка!» Мне такое опасение вполне понятно… в бытность педагогом ДМШ я всегда спрашивала ученика после того, как он сыграл пьесу на уроке: «Как ты думаешь, что у тебя не получилось?» Если ученик отвечал – вот тут темп посадил, там легато не было – можно не беспокоиться: он знает, над чем работать, он будет исправлять, моя задача – только дать ему приёмы работы. Если же ученик отвечал: «Ничего не получилось» – значит, он «теоретически» знает, что его исполнение не может быть идеальным, но промахов своих он не заметил и работать над их исправлением не будет! Вот так же и здесь «Грешен во всём» означает «Я не понимаю, в чём я грешен», значит, «перемена ума» не состоялась! Это может выступать и в другом виде: «Мне не в чем исповедоваться – я ничего плохого не сделал» (впрочем, такие люди на исповедь не ходят)… Так как же всё-таки разобраться со своими грехами?

Начните с того, за что вам самим стыдно. Косвенное проявление стыда – самооправдание: чем больше мы говорим (хотя бы самим себе), что у вас «не было выхода», что «он сам виноват», что «я не мог это выдержать» – тем больше причин в этом поступке покаяться, для начала честно сказав самому себе: да, я поступил отвратительно, да, я не должен больше никогда так делать! Конечно, признаваться в этом случае особенно трудно – но следует помнить золотое правило: «стыдно грешить – а признаваться в грехах не стыдно».

К сожалению, живём мы в мире, где христиане – чужие, и не можем не испытывать его влияния, и если в нашем окружении многие грехи (даже самые отвратительные) считаются нормой или даже добродетелью, вполне может «глаз замаслиться»… как «проверить себя»? Сейчас нет недостатка во всякого рода книгах и брошюрах, призванных помочь готовящимся к исповеди – но подходить к ним следует с осторожностью: в печать попадает много откровенной чепухи (иной раз и с пометкой «Издано по благословению Московской патриархии» – за всем ведь трудно уследить).

Так, немало шума наделала в своё время книга под названием «Исповедую грех, батюшка», которую немедленно высмеяли, назвав «православной камасутрой»: автор подробно перечислял… сексуальные позы, являющиеся, как он утверждает, греховными и требующими покаяния – причём подавляющее большинство читателей узнало о них только из этой книги; в некоторых брошюрах зачисляется в разряд грехов обнажение тела перед врачом и даже… ношение погон. Чтобы не стать жертвой такой «макулатуры», лучше всего сверяться с самым надёжным источником – 10 заповедями. Правда, не следует трактовать их буквально – их содержание намного шире: «Не убий»… конечно же, вы никого не зарезали в тёмном переулке – но ведь убить можно и по-другому – например, доведя до инфаркта… вы уверены, что не поспособствовали такому исходу дела, устроив вчера скандал продавщице в магазине? «Не сотвори себе кумира…» Это тоже не обязательно поклонение языческому идолу – кумиром может быть что угодно (скажем, для некоторых представительниц прекрасного пола «кумиром» становится собственная красота, ради которой они идут на любые жертвы: изнуряют себя радикальными диетами, травятся ботоксом и т.п)… В общем, каждому из нас есть, о чём задуматься. Если же вы сомневаетесь в этом плане – заранее посоветуйтесь со священником, какую книгу выбрать.

Следует понимать, что покаяния требуют не только поступки, но и мысли – не обязательно осуждать кого-то вслух, достаточно думать об этом, не обязательно предпринимать попытку самоубийства – достаточно размышлений на эту тему и т.п.

Итак, вы понимаете, в чём грешны, намереваетесь исправиться, попросили прощения у всех, перед кем были виноваты, помирились со всеми, с кем были в ссоре (это тоже обязательные условия!). Следующий шаг – пост в течение нескольких дней. Соблюдение поста – отдельная тема, напомним лишь о том, что главная составляющая поста – духовная, а главное – постарайтесь уже сейчас что-то в себе исправить – не повторять тех грехов, в которых собираетесь каяться, и конечно – ни с кем не ссориться. Если непосредственно за исповедью последует причастие – накануне прочитайте кроме обычных ежедневных молитв Последование ко святому Причащению (оно есть в любом православном молитвослове).

Но вот – непосредственно исповедь. Обычно она бывает за полчаса или за час до начала богослужения (узнайте заранее, во сколько она начинается именно в этом храме). Сначала вы вместе со священником и другими людьми, пришедшими на исповедь, прочитаете специальные молитвы, затем – в порядке очереди – подходите к батюшке (ожидая своей очереди, не стойте слишком близко, чтобы случайно не услышать, что говорит тот, кто исповедуется в данный момент), называете своё имя (если в паспорте у вас одно имя, а при Крещении дано другое – называете именно второе) и называете свои грехи. Их следует именно называть – не объясняя, почему вы так поступили (в сущности, такое объяснение – попытка оправдать себя, а при покаянии таких попыток быть не должно), если согрешили вместе с кем-то – не называйте этого человека (пусть он сам покается в своих грехах, а нам бы со своими разобраться). Как уже говорилось, стесняться при этом не нужно – священник наслушался такого, что вы его уже ничем не удивите (да и грехи у людей практически одни и те же), к тому же – он тоже человек, тоже грешен (может, не меньше вас). Не стоит бояться и того, что священник станет хуже к вам относиться. По словам А.Меня, «какая-то невидимая рука стирает из памяти» всё, что говорят на исповеди прихожане – в общем-то, это механизм психологической защиты: наша память «выбрасывает» всё то, что мешает позитивно воспринимать мир. И уж конечно не сомневайтесь: то, что вы скажете на исповеди, от священника не узнает никто – даже следователь!

В наше стране тайна исповеди охраняется законом: согласно закону «О свободе совести и религиозных объединениях», священника нельзя заставить давать показания о том, что он узнал на исповеди, нельзя привлечь к ответственности за отказ от таких показаний. Конечно, не следует этим злоупотреблять: если уж случилось так, что приходится каяться в уголовно наказуемом деянии – лучше совместить это с явкой с повинной (хотя бы потому, что в противном случае за ваше преступление может пострадать ни в чём не повинный человек – и это тоже будет на вашей совести).

Возможно, священник задаст вам вопросы – на которые тоже следует отвечать откровенно. Затем он накроет вашу голову епитрахилью и прочитает разрешительную молитву, вы поцелуете крест и Евангелие.

Безусловно, исповедь требует напряжения душевных сил – как требует напряжения телесных сил гимнастика. Как гимнастика помогает нам оставаться здоровыми физически, так исповедь – залог здоровья душевного.

spe
Елена  Затуранова

Елена, статья шикарная! Исповедь, ведь она действительно нужна. Близкий не всегда поймет твои поступки и может когда-нибудь кому-нибудь проговориться, а батюшка в церкви нет! Человеку время от времени нужно выговориться.+++++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+