icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое инициация?

  • 1579
  • 1

Что такое инициация?

Л
Латинское слово «инициация» буквально переводится как «введение». Русский его аналог – «посвящение» – несёт ещё один смысловой оттенок: сопричастности чему-то священному и потому – сокрытому от прочих.

С древнейших времён человечество делит себя на какие-то группы – и каждая из этих групп имеет определённые права и обязанности, которых нет у других, и одни группы могут зависеть от других, или наоборот - доминировать над ними. Так, безусловно, группа взрослых доминирует над зависимой от неё группой детей. В условиях первобытного общества выживание всего рода – и женщин, и детей – зависело от мужчин-охотников… всё это придавало взрослым мужчинам особый ореол – они представлялись некими особыми людьми, как и их занятие было чем-то почти потусторонним.

Внешне это выражалось в особых «мужских домах», где взрослые мужчины, ещё не обзаведшиеся семьёй, жили своим сообществом отдельно от других членов племени; дом семи богатырей в русской сказке, обработанной А.С.Пушкиным, или дом семи гномов в немецкой сказке про Белоснежку – это именно такой «мужской дом», именно поэтому девушка, пожившая там какое-то время, не может уйти оттуда просто так – они должна умереть, хотя бы ритуально… Вообще, говоря об инициации, нередко приходится обращаться к народным сказкам – ведь именно они сохранили память о древних обрядах, хотя и переосмыслили её… так, в древности для такой смерти не требовалось участия «злой мачехи» – достаточно было соприкосновения с жизнью «тайного общества». Но если у девушки, обслуживавшей обитателей мужского дома, ещё были шансы отделаться ритуальной смертью, то ребёнка, вздумавшего самовольно присоединиться к такому сакральному занятию, как охота, не могли спасти даже родительские чувства одного из охотников…

Да, все тайные общества последующих времён берут начало в таких «мужских домах»! Ведь их обитателям были доступны не только сведения об охоте и прочих мужских умениях, но некоторые знания, которые смело можно назвать мистическими. Так, у одного австралийского племени существует особая трещотка, издающая «ревущий звук», который считается голосом божества, раздающимся за пределами поселения – точнее, голосом божества его считают женщины и дети, а вот взрослым мужчинам известно, что это трещотка.

И конечно, в такое «тайное сообщество» нельзя войти просто так – надо стать другим человеком, надо умереть и родиться заново. Тем более, происходит это тогда, когда человек действительно меняется и физически, и душевно, и социально (приобретая новые права и обязанности) – обычно это был 12-летний возраст. Каким бы ни был обряд посвящения (инициации), он всегда представлял собой ритуальную смерть – даже если об этом уже не помнили (например, прикосновение мечом к плечу посвящаемого в рыцари символизировало настоящий смертельный удар – оруженосец должен умереть, чтобы родился рыцарь).

Но вернёмся к древним, изначальным обрядам посвящения. Что нужно, чтобы умереть и родиться заново? Прежде всего, это не должно совершаться там, где живёт родное племя (чтобы никого больше не «затянуло в воронку») – поэтому обряд совершается где-нибудь в лесу или где-то ещё, нот главное –далеко за пределами селения. Во-вторых, смерть – это всегда путешествие в потусторонний мир, встреча с умершими предками, в том числе – прародителем-животным… как организовать такую встречу?

Это должен был сделать жрец, встречающий посвящаемого в особой хижине. Впрочем, не всегда это был жрец – зачастую то была жрица, ведь женщины – существа тоже особые, которым не привыкать «открывать завесу» между миром живых и потусторонним миром… Эту жрицу, совершающую обряд посвящения, все мы знаем с детства под именем Бабы-Яги! Да, страшная старуха из сказок – это именно древняя жрица обряда посвящения: она устраивает посвящаемому «экзамен» (герой должен знать, как разговаривать с Бабой-Ягой, чтобы заручиться её помощью), а главное – она сажает героя в печь… как мы теперь понимаем – под этим подразумевается именно ритуальная смерть. Конечно, в реальности это достигалось другими методами – например, при помощи отваров дурманящих трав (впрочем, варить зелье – тоже одно из любимых занятий Бабы-Яги).

Избушка Бабы-Яги стоит на курьих ножках… трудно сказать, почему наши сказки сохранили признак именно такого тотемного животного – но уже в позднейшие времена этнографы обнаруживали у многих племён ритуальные хижины, имитирующие по форме тотемное животное или какую-то часть его тела – например, голову крокодила. Т.о. тотемное животное как бы «проглатывает» посвящаемого, чтобы он мог снова явиться на свет из его «чрева» (теперь понятно, почему и наша Баба-Яга, и ведьма из сказки про Гензеля и Гретель намереваются съесть героев!)

И конечно, чтобы получить право присоединиться к сообществу взрослых мужчин, надо было продемонстрировать мужество и стойкость! Посвящаемых истязали всеми возможными способами: били, толкали в огонь, а, например, в упомянутой хижине в форме головы крокодила протаскивали через «зубы», и подростки не боялись получить при этом раны – такими шрамами гордились! Мучительным был и процесс нанесения татуировки в виде тотемного знака – и только попробуй при этом закричать!

Существовали ли обряды инициации для девочек? Да, существовали. Обычно они приурочивались к первой менструации. Конечно, женская инициация была не такой мучительной, но тоже включала изоляцию и определённые ритуальные действия. Так, у славян достижение девушкой брачного возраста отмечалось «прыганием в понёву» (женскую одежду наподобие распашной юбки): мать держала понёву, а девочка-подросток шла по лавке, говоря: «Хочу – вскочу, не хочу – не вскочу» – и затем следовало спрыгнуть и попасть в понёву. С этого времени девушка получала право не только носить понёву, но и ходить в хороводы, на посиделки, её можно было сватать. Со временем обряд выродился в игру, приняв в конечном итоге привычный нам вид прыгания «в резинку» или «в классики», которые так любят девочки.

Вот так начиналась традиция инициаций. Все обряды посвящений последующих эпох – будь то средневековое посвящение в рыцари, тайные ритуалы масонов и розенкрейцеров, коронации монархов и инаугурации президентов, и даже посвящения в студенты – берут начало в тех забытых ритуалах первобытных охотников.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+