icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое инициаци€?

  • 1772
  • 1

„то такое инициаци€?

Ћ
Ћатинское слово Ђинициаци€ї буквально переводитс€ как Ђвведениеї. –усский его аналог Ц Ђпосв€щениеї Ц несЄт ещЄ один смысловой оттенок: сопричастности чему-то св€щенному и потому Ц сокрытому от прочих.

— древнейших времЄн человечество делит себ€ на какие-то группы Ц и кажда€ из этих групп имеет определЄнные права и об€занности, которых нет у других, и одни группы могут зависеть от других, или наоборот - доминировать над ними. “ак, безусловно, группа взрослых доминирует над зависимой от неЄ группой детей. ¬ услови€х первобытного общества выживание всего рода Ц и женщин, и детей Ц зависело от мужчин-охотниковЕ всЄ это придавало взрослым мужчинам особый ореол Ц они представл€лись некими особыми людьми, как и их зан€тие было чем-то почти потусторонним.

¬нешне это выражалось в особых Ђмужских домахї, где взрослые мужчины, ещЄ не обзаведшиес€ семьЄй, жили своим сообществом отдельно от других членов племени; дом семи богатырей в русской сказке, обработанной ј.—.ѕушкиным, или дом семи гномов в немецкой сказке про Ѕелоснежку Ц это именно такой Ђмужской домї, именно поэтому девушка, поживша€ там какое-то врем€, не может уйти оттуда просто так Ц они должна умереть, хот€ бы ритуальноЕ ¬ообще, говор€ об инициации, нередко приходитс€ обращатьс€ к народным сказкам Ц ведь именно они сохранили пам€ть о древних обр€дах, хот€ и переосмыслили еЄЕ так, в древности дл€ такой смерти не требовалось участи€ Ђзлой мачехиї Ц достаточно было соприкосновени€ с жизнью Ђтайного обществаї. Ќо если у девушки, обслуживавшей обитателей мужского дома, ещЄ были шансы отделатьс€ ритуальной смертью, то ребЄнка, вздумавшего самовольно присоединитьс€ к такому сакральному зан€тию, как охота, не могли спасти даже родительские чувства одного из охотниковЕ

ƒа, все тайные общества последующих времЄн берут начало в таких Ђмужских домахї! ¬едь их обитател€м были доступны не только сведени€ об охоте и прочих мужских умени€х, но некоторые знани€, которые смело можно назвать мистическими. “ак, у одного австралийского племени существует особа€ трещотка, издающа€ Ђревущий звукї, который считаетс€ голосом божества, раздающимс€ за пределами поселени€ Ц точнее, голосом божества его считают женщины и дети, а вот взрослым мужчинам известно, что это трещотка.

» конечно, в такое Ђтайное сообществої нельз€ войти просто так Ц надо стать другим человеком, надо умереть и родитьс€ заново. “ем более, происходит это тогда, когда человек действительно мен€етс€ и физически, и душевно, и социально (приобрета€ новые права и об€занности) Ц обычно это был 12-летний возраст.  аким бы ни был обр€д посв€щени€ (инициации), он всегда представл€л собой ритуальную смерть Ц даже если об этом уже не помнили (например, прикосновение мечом к плечу посв€щаемого в рыцари символизировало насто€щий смертельный удар Ц оруженосец должен умереть, чтобы родилс€ рыцарь).

Ќо вернЄмс€ к древним, изначальным обр€дам посв€щени€. „то нужно, чтобы умереть и родитьс€ заново? ѕрежде всего, это не должно совершатьс€ там, где живЄт родное плем€ (чтобы никого больше не Ђзат€нуло в воронкуї) Ц поэтому обр€д совершаетс€ где-нибудь в лесу или где-то ещЄ, нот главное Цдалеко за пределами селени€. ¬о-вторых, смерть Ц это всегда путешествие в потусторонний мир, встреча с умершими предками, в том числе Ц прародителем-животнымЕ как организовать такую встречу?

Ёто должен был сделать жрец, встречающий посв€щаемого в особой хижине. ¬прочем, не всегда это был жрец Ц зачастую то была жрица, ведь женщины Ц существа тоже особые, которым не привыкать Ђоткрывать завесуї между миром живых и потусторонним миромЕ Ёту жрицу, совершающую обр€д посв€щени€, все мы знаем с детства под именем Ѕабы-яги! ƒа, страшна€ старуха из сказок Ц это именно древн€€ жрица обр€да посв€щени€: она устраивает посв€щаемому Ђэкзаменї (герой должен знать, как разговаривать с Ѕабой-ягой, чтобы заручитьс€ еЄ помощью), а главное Ц она сажает геро€ в печьЕ как мы теперь понимаем Ц под этим подразумеваетс€ именно ритуальна€ смерть.  онечно, в реальности это достигалось другими методами Ц например, при помощи отваров дурман€щих трав (впрочем, варить зелье Ц тоже одно из любимых зан€тий Ѕабы-яги).

»збушка Ѕабы-яги стоит на курьих ножкахЕ трудно сказать, почему наши сказки сохранили признак именно такого тотемного животного Ц но уже в позднейшие времена этнографы обнаруживали у многих племЄн ритуальные хижины, имитирующие по форме тотемное животное или какую-то часть его тела Ц например, голову крокодила. “.о. тотемное животное как бы Ђпроглатываетї посв€щаемого, чтобы он мог снова €витьс€ на свет из его Ђчреваї (теперь пон€тно, почему и наша Ѕаба-яга, и ведьма из сказки про √ензел€ и √ретель намереваютс€ съесть героев!)

» конечно, чтобы получить право присоединитьс€ к сообществу взрослых мужчин, надо было продемонстрировать мужество и стойкость! ѕосв€щаемых ист€зали всеми возможными способами: били, толкали в огонь, а, например, в упом€нутой хижине в форме головы крокодила протаскивали через Ђзубыї, и подростки не бо€лись получить при этом раны Ц такими шрамами гордились! ћучительным был и процесс нанесени€ татуировки в виде тотемного знака Ц и только попробуй при этом закричать!

—уществовали ли обр€ды инициации дл€ девочек? ƒа, существовали. ќбычно они приурочивались к первой менструации.  онечно, женска€ инициаци€ была не такой мучительной, но тоже включала изол€цию и определЄнные ритуальные действи€. “ак, у слав€н достижение девушкой брачного возраста отмечалось Ђпрыганием в понЄвуї (женскую одежду наподобие распашной юбки): мать держала понЄву, а девочка-подросток шла по лавке, говор€: Ђ’очу Ц вскочу, не хочу Ц не вскочуї Ц и затем следовало спрыгнуть и попасть в понЄву. — этого времени девушка получала право не только носить понЄву, но и ходить в хороводы, на посиделки, еЄ можно было сватать. —о временем обр€д выродилс€ в игру, прин€в в конечном итоге привычный нам вид прыгани€ Ђв резинкуї или Ђв классикиї, которые так люб€т девочки.

¬от так начиналась традици€ инициаций. ¬се обр€ды посв€щений последующих эпох Ц будь то средневековое посв€щение в рыцари, тайные ритуалы масонов и розенкрейцеров, коронации монархов и инаугурации президентов, и даже посв€щени€ в студенты Ц берут начало в тех забытых ритуалах первобытных охотников.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+