icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое »ндуизм?

  • 3827
  • 0

„то такое »ндуизм?

ѕ
ѕожалуй, нет такой религии, дать определение которой было бы настолько сложно, как индуизму. ¬ определЄнном смысле можно сказать, что индуизма как единого целого вообще не существует Ц и тем не менее, это одна из самых многочисленных религий на «емле, уступающа€ по количеству приверженцев только христианству и исламу Ц индуистов насчитываетс€ более миллиарда!  онечно, подавл€ющее большинство их живЄт в »ндии, но есть они и в Ўри-Ћанке, »ндонезии, ћалайзии, —ингапуре и даже западных странах Ц —Ўј,  анаде, ¬еликобритании.

√лавна€ сложность определени€ индуизма заключаетс€ в том, что у этой древней религии нет ни основател€, каким €вл€етс€, например, пророк ћухаммед дл€ ислама, ни даже единого вероучени€. «десь скорее можно говорить о целой совокупности вероучений и философий, объедин€емых на основании некоторых общих черт.  онституци€ »ндии даже буддизм и сикхизм рассматривает как составные части индуизма Ц впрочем, большинство исследователей всЄ же считает их отдельными, самосто€тельными религи€ми.

¬сЄ же можно назвать некоторые общие принципы, общие дл€ всех направлений индуизма. ѕрежде всего, это обща€ система пон€тий, на которых строитс€ индуистское мировоззрение.

1.—ансара Ц представление о переселении душ, происход€щем в веренице рождений, смертей и новых рождений. ¬ ходе цепочки перерождений существо может становитьс€ растением, животным, человеком.

2.ћокша Ц освобождение от сансары, которое €вл€етс€ целью духовного совершенствовани€.

3. арма Ц действие поступков, совершЄнных в предыдущей жизни, на последующее перевоплощение души.

4.ƒхарма Ц совокупность этических предписаний, моральный долг.

5.…ога Ц совокупность физических и психических практик, нацеленных на духовное совершенствование. ¬от эта сторона индуизма получила особенно широкое распространение за пределами »ндии, причЄм люди, занимающиес€ ею, не всегда чЄтко представл€ют, чем занимаютс€. —ледует у€снить: йога Ц это не гимнастика и не психологический тренинг, это религиозна€ практика, и поэтому нельз€ одновременно заниматьс€ йогой и быть христианином или мусульманином.

ƒостаточно сложно определить и понимание Ѕога в индуизме. —уществует два подхода к этому вопросу, каждый из которых содержит определЄнную долю истины:

1.»ндуизм Ц генотеистическа€ религи€, т.е. предполагающа€ поклонение одному богу и в то же врем€ признание существовани€ других богов.

2.»ндуизм Ц монотеистическа€ религи€: признаЄтс€ существование единого ¬селенского Ѕога, который про€вл€ет себ€ в различных формах. »ндуисты могут поклан€тьс€ Ѕогу в форме  ришны, ¬ишну или Ўивы, воплощени€ми высшего существа могут признаватьс€ даже ныне живущие духовные лидеры Ц гуру. Ћюбые про€влени€ Ѕога считаютс€ формами Ѕрахмана Ц безличного абсолюта, к соединению с которым стремитс€ атман (душа).

—в€щенных текстов в индуизме немало, и они разделены на две категории.

ѕерва€ категори€ Ц шрути, что значит услышанное. —юда вход€т Ђ–игведаї, Ђ—амаведаї, Ђяджурведаї, Ђјтхарваведаї, в отношении которых индуисты вер€т, что это вечные писани€, не сотворЄнные людьми.  ажда€ веда делитс€ на —амхиты Ц св€щенные мантры Ц и сборники комментариев к ним: Ѕрахманы, јрань€ки и ”панишады.

¬тора€ категори€ Ц смрити, что значит Ђуслышанноеї. “аких писаний много, но главными считаютс€ Ђћахабхаратаї, в состав которой входит ЂЅхагават-гитаї, и Ђ–ама€наї.

»з этических принципов индуизма можно назвать два основных: ненасилие (в том числе Ц вегетарианство) и терпимое отношение к другим воззрени€м. Ёто даже может подтолкнуть кого-то к идеализации этой религии, но надо помнить, что в русле индуизма наход€тс€ и кастовое деление общества, и сати Ц самосожжение вдов, когда-то добровольное, в позднейшие времена Ц принудительное.

¬прочем, здесь дано лишь самое общее пон€тие об индуизме, всЄ-таки главна€ его черта Ц многогранность. Ќедаром эту религию сравнивают с деревом бань€на, которое посто€нно даЄт новые корни, которые станов€тс€ стволами, в свою очередь тоже дающие новые корни.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+