icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое Индуизм?

  • 4290
  • 0

Что такое Индуизм?

П
Пожалуй, нет такой религии, дать определение которой было бы настолько сложно, как индуизму. В определённом смысле можно сказать, что индуизма как единого целого вообще не существует – и тем не менее, это одна из самых многочисленных религий на Земле, уступающая по количеству приверженцев только христианству и исламу – индуистов насчитывается более миллиарда! Конечно, подавляющее большинство их живёт в Индии, но есть они и в Шри-Ланке, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и даже западных странах – США, Канаде, Великобритании.

Главная сложность определения индуизма заключается в том, что у этой древней религии нет ни основателя, каким является, например, пророк Мухаммед для ислама, ни даже единого вероучения. Здесь скорее можно говорить о целой совокупности вероучений и философий, объединяемых на основании некоторых общих черт. Конституция Индии даже буддизм и сикхизм рассматривает как составные части индуизма – впрочем, большинство исследователей всё же считает их отдельными, самостоятельными религиями.

Всё же можно назвать некоторые общие принципы, общие для всех направлений индуизма. Прежде всего, это общая система понятий, на которых строится индуистское мировоззрение.

1.Сансара – представление о переселении душ, происходящем в веренице рождений, смертей и новых рождений. В ходе цепочки перерождений существо может становиться растением, животным, человеком.

2.Мокша – освобождение от сансары, которое является целью духовного совершенствования.

3.Карма – действие поступков, совершённых в предыдущей жизни, на последующее перевоплощение души.

4.Дхарма – совокупность этических предписаний, моральный долг.

5.Йога – совокупность физических и психических практик, нацеленных на духовное совершенствование. Вот эта сторона индуизма получила особенно широкое распространение за пределами Индии, причём люди, занимающиеся ею, не всегда чётко представляют, чем занимаются. Следует уяснить: йога – это не гимнастика и не психологический тренинг, это религиозная практика, и поэтому нельзя одновременно заниматься йогой и быть христианином или мусульманином.

Достаточно сложно определить и понимание Бога в индуизме. Существует два подхода к этому вопросу, каждый из которых содержит определённую долю истины:

1.Индуизм – генотеистическая религия, т.е. предполагающая поклонение одному богу и в то же время признание существования других богов.

2.Индуизм – монотеистическая религия: признаётся существование единого Вселенского Бога, который проявляет себя в различных формах. Индуисты могут покланяться Богу в форме Кришны, Вишну или Шивы, воплощениями высшего существа могут признаваться даже ныне живущие духовные лидеры – гуру. Любые проявления Бога считаются формами Брахмана – безличного абсолюта, к соединению с которым стремится атман (душа).

Священных текстов в индуизме немало, и они разделены на две категории.

Первая категория – шрути, что значит услышанное. Сюда входят «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа», в отношении которых индуисты верят, что это вечные писания, не сотворённые людьми. Каждая веда делится на Самхиты – священные мантры – и сборники комментариев к ним: Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Вторая категория – смрити, что значит «услышанное». Таких писаний много, но главными считаются «Махабхарата», в состав которой входит «Бхагават-гита», и «Рамаяна».

Из этических принципов индуизма можно назвать два основных: ненасилие (в том числе – вегетарианство) и терпимое отношение к другим воззрениям. Это даже может подтолкнуть кого-то к идеализации этой религии, но надо помнить, что в русле индуизма находятся и кастовое деление общества, и сати – самосожжение вдов, когда-то добровольное, в позднейшие времена – принудительное.

Впрочем, здесь дано лишь самое общее понятие об индуизме, всё-таки главная его черта – многогранность. Недаром эту религию сравнивают с деревом баньяна, которое постоянно даёт новые корни, которые становятся стволами, в свою очередь тоже дающие новые корни.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+