Этот знак, напоминающий двух рыбок или две капельки с глазками в круге, встречается теперь практически повсюду, но мало кто знает - что он означает, а вместе с тем, на мой взгляд, и не только мой, в этом знаке заключена чуть ли не вся философия буддизма и не только. Знак весьма незатейливый, но по смыслу – очень глубокий!
Этот знак как свой воспринимают и даосисты в Китае и дзен-буддисты в Японии. Из общего развития мы понимаем, что этот знак обозначает борьбу и единство двух противоположностей. Так же все слышали, что в восточных религиях рассматривается действие двух сил – Инь и Янь, но разбираться глубже, как правило, у людей как-то нет ни сил, ни желания. Поэтому, как всегда, коротко и доходчиво.
Янь – мужское начало, сила разрушающая, это нечто сухое и горячее.
Инь – женское начало, сила созидающая, в ощущениях нечто влажное и прохладное.
Второе, что бросается в глаза на этом знаке – это так называемы «глазки», что делает изображенные на знаке капельки похожими на рыбок, но это совсем не «глазки», это обозначение того, что каждая сила несет в себе свою противоположность, Инь несет в себе Янь и Янь несет в себе Инь. Пока не будем заморачиваться на этом моменте, а продолжим изучать знак. Две капельки заключены в круг, по идее это может быть и круг и квадрат и треугольник, но смысл здесь один – есть граница. И эти две силы взаимодействуют в неком ограниченном, доступном им пространстве.
Теперь переходим к динамике. Анализ динамики показывает, что ни одна сила никогда не сможет одержать окончательную победу, но для гармонии необходимо их взаимодействие. Если представить, что Инь начала что-то создавать и строить, то рано или поздно она заполнит весь объем и развитие остановится, для развития ей необходима Янь, которая время от времени что-то разрушает, тем самым освобождая место для нового строительства и созидания. Если в данном объеме Янь отсутствует, то Инь мобилизует ее заключенную в себе.
Примерно так трактуется этот знак во всех буддистских, даосистских и дзен-буддистских учениях.
Поскольку Инь и Янь – силы неодушевленные и по отношению к конкретному человеку – безразличны, то мы не можем трактовать их как Добро и Зло. Это кардинальное отличие Буддизма от христианства, где некий Бог трактуется как абсолютное Добро, а некий Антихрист – как абсолютное Зло. И здесь христианство попадает в некую двусмысленную ситуацию, ели Бог – это абсолютное Добро и он всесилен, то почему он допускает существование абсолютного Зла?
Есть в христианстве и что-то хорошее и великое, безусловно, "Нагорная проповедь" - это одна из вершин философии, но вот все остальное ....
Немногие знают, что пытаясь выйти из этой двусмысленной ситуации, в христианских апокрифах мы находим достаточно забавное объяснение, как появилось абсолютное Зло. Оказывается, что в самом начале, при создании мира, тот, кого мы теперь называем Антихристом или противоположностью Бога был его лучшим и любимым учеником и звали его - светлый ангел Деница.
Но потом, по каким-то причинам, он восстал против Господа и увел за собой треть ангелов. И теперь его зовут Люцифер, (опять же что-то, связанное со светом, но внятного объяснения этому факту - нет). Тут мы находим подтверждение того, что христианство – половинчатое, незаконченное учение и как инструмент познания мира не может использоваться, поскольку не может дать ответов на самые простые вопросы. Почему зло – существует, оно ведь противно Богу?
Но ясного ответа я так и не нашел в христианстве, гораздо более стройная и убедительная теория у буддистов, мир дуалистичен, и одна сила здесь и сейчас может выступать как добро, а завтра как зло. И наоборот. Добро и Зло – оценки сугубо личные, индивидуальные, то, что есть добро для одного человека сегодня, может быть злом для другого!