В самом общем виде гексаграмма – это шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, обращённых вершинами в разные стороны, при желании в этом можно увидеть символ «единства и борьбы противоположностей». По-видимому, об этом законе бытия человечество догадывалось задолго до Гегеля, и гексаграмма встречается с бронзового века, у самых разных народов, живущих достаточно далеко: Индия – и Испания, евреи – и кельты…
Именно таково значение гексаграммы в индуизме, где ею обозначена Анахата-чакру – сердечную чакру любви, в физическом теле соответствующей кровеносной системе и тимусу. Треугольник, обращённый вверх, символизирует Шиву (мужское начало), а вниз – Шакти (женское начало); цвет Анахата-чакры – зелёный, из камней соответствуют авантюрин и розовый кварц, из тонов – нота фа.
Нередко гексаграмму называют «звездой Давида» и «печатью Соломона», связывая с евреями. Действительно, самые древние ближневосточные её изображения принадлежат этому народу. Так, гексаграмма найдена на зданиb времён царя Ахава, сына Соломона правившего в IX в. до н.э.. Правда, изображение там стёртое, и уверенности, что это гексаграмма, у учёных нет. А вот на печати некоего Иехошуа бен Асаяху (VII в. до н.э.) – определённо она! В дальнейшем евреи украшали гексаграммой домашнюю утварь, а также синагоги. Какой смысл они придавали ей в этот период – точно не известно, но есть гипотеза, связывающая её с менорой – золотым семисвечным храмовым светильником, долгое время являвшимся еврейским символом.
Каждый подсвечник опирается на цветок: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него», – говорится в одной из библейских книг, и известенперевод Ветхого Завета на арамейский язык, где упоминание о цветке уточняется: «белая лилия». У лилии же как раз шесть лепестков, возможно, гексаграмма – её стилизованное изображение, именно поэтому она стала «наследницей» меноры в качестве еврейской эмблемы. Впрочем, впервые она в таком виде предстала довольно поздно – в 1354 г.: император Священной Римский империи разрешил пражским евреям обзавестись флагом, и таковым стал красный флаг со знаком гексаграммы.
В Средневековье гексаграмму использовали далеко не одни иудеи. Мы её находим на печатях королей Наварры, на фасадах соборов (например, в Бургосе и Валенсии). Использовалась она в орнаментах и мусульмане. В определении же наблюдается некоторая путаница: и шестиконечную звезду, и пятиконечную иногда «щитом Давида», а иногда «печатью Соломона» (с помощью которой этот царь изгонял демонов). Только в XVII в. первое название утвердилось для гексаграммы, а второе – для пентаграммы. Связь гексаграммы с Давидом не случайна: именно этот царь объединил два семитских государства – Израиль и Иудею (что опять-таки выводит нас на идею объединения двух начал, выраженную в гексаграмме). Но средневековая попытка связать этот знак с «печатью Соломона» тоже не прошла даром: в магических ритуалах гексаграмма использовалась для изгнания духов – впрочем, и для призывания тоже.
Алхимики тоже видели в гексаграмме соединение противоположных начал – Воды и Огня, а позднее – всех четырёх элементов и даже знак квинтэссенции, пятого элемента.
В конце XVII-XVIII вв. знак гексаграммы получает оккультное, эзотерическое толкование: знак микрокосма, а также духовного потенциала индивидуальности. В ту же эпоху гексаграмму «усваивает» масонство – как символ синтеза стихий, её охотно используют в качестве своей печати многие масонские ложи (впрочем, в это плане её опережает пентаграмма).
В XIX в. история гексаграммы как еврейской эмблемы получила продолжение: одно государство за другим снимает ограничения в правах для подданных-евреев, и эмансипированные евреи избирают «звезду Давида» своим национальным символом. Сейчас такой знак изображён на государственном флаге Израиля.
В то же время гексаграмму активно «осваивают» оккультисты. Так, в мистическом «Ордене Золотой Зари», к которому принадлежали такие знаменитые писатели, как Э.Бульвер-Литтон и У.Б.Йейтс, существовал «Ритуал гексаграммы», к изучению которого допускались лишь те, кто получил первые четыре степени посвящения, соответствующие 4-м элементам. При этом каждый из углов соотносился с определённой планетарной силой: высший угол связан с Сатурном, низший – с Луной, верхний правый – с Юпитером, правый нижний – с Венера, верхний слева – с Марсом, а нижний левый – с Меркурий. В «Ордене Золотой Зари» различали множество видов гексаграмм, каждая из которых имела особый смысл и своё магическое действие.
Но оставим эти «высокие материи» – и вспомним, что XX век дал гексаграмме ещё один смысл, более страшный, чем все демоны оккультистов. Гексаграмма стала в гитлеровской Германии «клеймом» для евреев – народа, приговорённого к уничтожению.
Так живут символы – переходя от народа к народу, от эпохи к эпохе, меняя смысл. В конце концов, любая фигура остаётся лишь совокупностью отрезков, пока не придёт Человек и не увидит в ней нечто большее.