icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое Ђгексаграммаї?

  • 5358
  • 2

„то такое Ђгексаграммаї?

≈сть символы, которые сопровождают человечество с древнейших времЄн, при этом разные народы и разные эпохи наполн€ют их различным содержанием, и один из них Ц гексаграмма.

¬ самом общем виде гексаграмма Ц это шестиконечна€ звезда, составленна€ из двух равносторонних треугольников, обращЄнных вершинами в разные стороны, при желании в этом можно увидеть символ Ђединства и борьбы противоположностейї. ѕо-видимому, об этом законе быти€ человечество догадывалось задолго до √егел€, и гексаграмма встречаетс€ с бронзового века, у самых разных народов, живущих достаточно далеко: »нди€ Ц и »спани€, евреи Ц и кельтыЕ

»менно таково значение гексаграммы в индуизме, где ею обозначена јнахата-чакру Ц сердечную чакру любви, в физическом теле соответствующей кровеносной системе и тимусу. “реугольник, обращЄнный вверх, символизирует Ўиву (мужское начало), а вниз Ц Ўакти (женское начало); цвет јнахата-чакры Ц зелЄный, из камней соответствуют авантюрин и розовый кварц, из тонов Ц нота фа.

Ќередко гексаграмму называют Ђзвездой ƒавидаї и Ђпечатью —оломонаї, св€зыва€ с евре€ми. ƒействительно, самые древние ближневосточные еЄ изображени€ принадлежат этому народу. “ак, гексаграмма найдена на зданиb времЄн цар€ јхава, сына —оломона правившего в IX в. до н.э.. ѕравда, изображение там стЄртое, и уверенности, что это гексаграмма, у учЄных нет. ј вот на печати некоего »ехошуа бен јса€ху (VII в. до н.э.) Ц определЄнно она! ¬ дальнейшем евреи украшали гексаграммой домашнюю утварь, а также синагоги.  акой смысл они придавали ей в этот период Ц точно не известно, но есть гипотеза, св€зывающа€ еЄ с менорой Ц золотым семисвечным храмовым светильником, долгое врем€ €вл€вшимс€ еврейским символом.

 аждый подсвечник опираетс€ на цветок: Ђ» сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, зав€зи его и цветы его должны быть из негої, Ц говоритс€ в одной из библейских книг, и известенперевод ¬етхого «авета на арамейский €зык, где упоминание о цветке уточн€етс€: Ђбела€ лили€ї. ” лилии же как раз шесть лепестков, возможно, гексаграмма Ц еЄ стилизованное изображение, именно поэтому она стала Ђнаследницейї меноры в качестве еврейской эмблемы. ¬прочем, впервые она в таком виде предстала довольно поздно Ц в 1354 г.: император —в€щенной –имский империи разрешил пражским евре€м обзавестись флагом, и таковым стал красный флаг со знаком гексаграммы.

¬ —редневековье гексаграмму использовали далеко не одни иудеи. ћы еЄ находим на печат€х королей Ќаварры, на фасадах соборов (например, в Ѕургосе и ¬аленсии). »спользовалась она в орнаментах и мусульмане. ¬ определении же наблюдаетс€ некотора€ путаница: и шестиконечную звезду, и п€тиконечную иногда Ђщитом ƒавидаї, а иногда Ђпечатью —оломонаї (с помощью которой этот царь изгон€л демонов). “олько в XVII в. первое название утвердилось дл€ гексаграммы, а второе Ц дл€ пентаграммы. —в€зь гексаграммы с ƒавидом не случайна: именно этот царь объединил два семитских государства Ц »зраиль и »удею (что оп€ть-таки выводит нас на идею объединени€ двух начал, выраженную в гексаграмме). Ќо средневекова€ попытка св€зать этот знак с Ђпечатью —оломонаї тоже не прошла даром: в магических ритуалах гексаграмма использовалась дл€ изгнани€ духов Ц впрочем, и дл€ призывани€ тоже.

јлхимики тоже видели в гексаграмме соединение противоположных начал Ц ¬оды и ќгн€, а позднее Ц всех четырЄх элементов и даже знак квинтэссенции, п€того элемента.

¬ конце XVII-XVIII вв. знак гексаграммы получает оккультное, эзотерическое толкование: знак микрокосма, а также духовного потенциала индивидуальности. ¬ ту же эпоху гексаграмму Ђусваиваетї масонство Ц как символ синтеза стихий, еЄ охотно используют в качестве своей печати многие масонские ложи (впрочем, в это плане еЄ опережает пентаграмма).

¬ XIX в. истори€ гексаграммы как еврейской эмблемы получила продолжение: одно государство за другим снимает ограничени€ в правах дл€ подданных-евреев, и эмансипированные евреи избирают Ђзвезду ƒавидаї своим национальным символом. —ейчас такой знак изображЄн на государственном флаге »зраил€.

¬ то же врем€ гексаграмму активно Ђосваиваютї оккультисты. “ак, в мистическом Ђќрдене «олотой «ариї, к которому принадлежали такие знаменитые писатели, как Ё.Ѕульвер-Ћиттон и ”.Ѕ.…ейтс, существовал Ђ–итуал гексаграммыї, к изучению которого допускались лишь те, кто получил первые четыре степени посв€щени€, соответствующие 4-м элементам. ѕри этом каждый из углов соотносилс€ с определЄнной планетарной силой: высший угол св€зан с —атурном, низший Ц с Ћуной, верхний правый Ц с ёпитером, правый нижний Ц с ¬енера, верхний слева Ц с ћарсом, а нижний левый Ц с ћеркурий. ¬ Ђќрдене «олотой «ариї различали множество видов гексаграмм, кажда€ из которых имела особый смысл и своЄ магическое действие.

Ќо оставим эти Ђвысокие материиї Ц и вспомним, что XX век дал гексаграмме ещЄ один смысл, более страшный, чем все демоны оккультистов. √ексаграмма стала в гитлеровской √ермании Ђклеймомї дл€ евреев Ц народа, приговорЄнного к уничтожению.

“ак живут символы Ц переход€ от народа к народу, от эпохи к эпохе, мен€€ смысл. ¬ конце концов, люба€ фигура остаЄтс€ лишь совокупностью отрезков, пока не придЄт „еловек и не увидит в ней нечто большее.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+