icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

„то такое гаммы?

  • 4008
  • 0

„то такое гаммы?

Ђ—овсем со мной замучилс€ ро€ль,

» снова голова болит у мамы:

я целый день разучиваю гаммы,

» самого себ€ мне жальї, Ц в этой забавной песенке, пожалуй, передана сама€ суть того, как юные музыканты склонны воспринимать то, что мы называем гаммами. √олова зачастую болит не только у мамы, но и у соседей Ц тут всЄ определ€етс€ Ђпробивной силойї инструмента (сама€ Ђт€жЄла€ артиллери€ї Ц это, разумеетс€, труба, тромбон и другие медные духовые). „то же такое гаммы и дл€ чего они нужны?

ƒл€ начала вспомним, что кажда€ гамма имеет своЄ название: до-мажор, си-бемоль-минор и т.п. ѕо сути дела, это названи€ тональностей. “ональность же Ц это лад, расположенный на определЄнной высоте, точнее, имеющий определЄнную Ђточку отсчЄтаї в лице конкретной ноты. Ћад же представл€ет собой определЄнную систему взаимоотношений между звуками разной высоты. —трого говор€, сами по себе звуки с определЄнной высотой никакой смысловой нагрузки не несут, чтобы по€вилс€ смысл, они должны объединитьс€ в интонации, т.е. вступить в какие-то взаимоотношени€ между собой. Ёти отношени€ и складываютс€ в лад Ц где ноты уже не просто ноты, а ступени. «вук как ступень лада Ц это, можно сказать, Ђзвук на работеї, звук на определЄнной Ђдолжностиї в иерархии ступеней. » в этой иерархии есть самый главный Ђначальникї Ц тоника, перва€ ступень лада. Ёто сама€ устойчива€ ступень, на которой можно закончить мелодию Ц и она будет звучать именно как завершЄнна€, не будет требовать продолжени€, не будет создавать напр€жени€Е насколько это важно, очень хорошо понимаешь, исполн€€ в концерте фрагменты каких-то крупных произведений, например, оперные арии. “ак, когда певица заканчивает арию »оланты из одноимЄнной оперы ѕ.».„айковкого Ц арию-вопрос, завершающуюс€ на п€той ступени лада (Ђ—кажи, ћарта!ї), зал некоторое врем€ сидит в недоумении, прежде чем начать аплодировать.

—амые распространЄнные в знакомой нам музыке лады Ц это мажор и минор. ј за Ђточку отсчЄтаї, за тонику можно прин€ть любую из семи нот Ц тончее, с учЄтом диезов и бемолей (знаков, повышающих и понижающих на полтона) их получаетс€ больше, минимум 12 (минимум Ц потому, что есть ещЄ энгармонически равные тональности: например, тональности до-диез-минор и ре-бемоль минор на фортепиано будут игратьс€ на одних и тех же клавишах, а на домре Ц на одних и тех же ладах, какой из них отдаст предпочтение композитор Ц зависит от условий конкретного произведени€).

¬ музыкальном произведении ступени лада Ђживут своей жизньюї, причЄм это именно Ђжизнь в тональностиї. ƒаже один и тот же интервал может иметь разный смысл в зависимости от того, на какой ступени он построен. ѕопробуйте, например, повторить несколько раз в нисход€щем движении малую терцию (интервал, охватывающий три ступени), построенную на третьей ступени мажора, а затем Ц такую же малую терцию, но построенную на седьмой ступени. ¬ы заметите, что перва€ терци€ будет, Ђласкатьї, Ђубаюкиватьї, а втора€ Ц настойчиво Ђпроситьї, Ђумол€тьї.

Ќо все эти ступени мы можем изъ€ть из их Ђработыї и выстроить, как солдат на параде Ц ступень за ступенью, начина€ с первой и главной из них Ц тоники. “огда мы получим звукор€д определенной тональности. ¬от это и есть гамма!

¬ таком звукор€де потенциально заключены все интонационные сопр€жени€ ступеней, несущие смысл, но именно потенциально Ц как виртуальные частицы в вакууме, сама же гамма особого смысла не несЄт. —обственно, поэтому гаммы так раздражают и непосв€щЄнных, и неопытных музыкантов Ц своей бессодержательностью. Ќо в определЄнном смысле именно этим она и ценна: разучива€ гаммы, музыкант не зан€т поиском и раскрытием смысла в музыке, он может полностью сосредоточитьс€ на тренировке пальцев, прислушива€сь к звуковому результату и собственным мышечным ощущени€м. “ак формируетс€ и поддерживаетс€ то, что называют исполнительской техникой. »менно поэтому говор€т, что гаммы Ц это Ђхлебї музыканта.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+