Интересно знать, что на момент появления этого течения, понятие «экспрессионизм» трактовалось по-другому, не так как применяется в наше время. В 1911 году, в журнале «Штурм», философом Вильгельмом Воррингером была опубликована статья, в которой художники Матисс и Ван Гог были названы «экспрессионистами».
Для художников этого стиля свойственно вытеснять внешний и передавать на полотне внутренний мир мастера, дабы идеальное торжествовало над материальным. Уловить сущность обычной видимой формы и перевести в ранг символа. Сделать видимое выразительным.
На полотнах мы видим деформированные формы, необычные образы, неожиданный всплеск ярких красок. Экспрессионизм – протест против внешнего уродства мира. В том же 1911 году экспрессионизм распространился и на литературу. Позднее это явление развилось в кинематографе, в котором были характерны мрачные сюжеты, фантастические образы, мистика, борьба внутреннего состояния героя с внешним миром. В декорациях использовались резкие переходы света и тени, деформированные стены и каскады, лестницы ведущие в никуда. Игра актеров акцентировалась на жесты и мимику. Хотя, в 1925 году экспрессионизм исчерпал себя в мире кино, но благодаря своей выразительности и неординарности, он оставил заметный след в киноиндустрии по сей день.
И в 1912 году была организована художественная выставка «Синий всадник», на которой термин «экспрессионизм» был применен так, как его употребляют в настоящее время.
Одну из главных ролей в возникновении этого течения сыграл Фридрих Ницше. Немецкий философ придерживался теории дуализма (равенство материального и идеального, но не относительность друг к другу), за этой же идеей пошли вслед многие литераторы и художники.
Прежде всего, экспрессионизм был возражением против социального кризиса и революции после 1-й мировой войны, а также остро протестовал против современной буржуазии. Экспрессионисты выражали в своей работе бунтарство и мистический ужас перед хаосом современности. Это искусство отчаянья, духовной потери, обреченности и безграничного пессимизма.
Все еще существуют споры о сути экспрессионизма. Из-за ярого желания быть индивидуальным, многие известные художники отрицали принадлежность себя к этому стилю. И в этом случае мы можем заметить протест художника против всеобщего принятого мнения. Это и не удивительно, такова суть экспрессионизма, ломать рамки привычного, давать волю чувствам и эмоциям. Цель автора-экспрессиониста будоражить воображение, вызывать эмоции и страсть, дать возможность задумываться и даже наводить ужас.