icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое Джайнизм?

  • 1558
  • 0

Что такое Джайнизм?

С
Сами приверженцы джайнизма убеждены, что их учение существовало всегда. Историки называют более реальное время возникновение этой индийской религии – ориентировочно IX—VI вв. до н.э. Известно даже имя человека, который считается основателем джайнизма – это был Джи́на Махави́ра (599 -527 гг. до н.э.), буддийские источники называют его другим именем – Нигантха Натапута. Следует заметить, что Джина – это не имя, это звание, которое в джайнизме присваивается великим духовным учителям, переводится это слово как «победитель». Всего в джайнизме известно 24 таких учителя, которых ещё называют тиртханкарами, т.е. «показавшими путь».

Жил этот проповедник в ту же эпоху, что и Гаутама Будда. По рождению он принадлежал к касте кшатриев – владетельных воинов, т.е. знатных людей, но жизнь, приличествующая его происхождению, этого человека не привлекала. Он предпочёл долю странствующего аскета. Его последователи уверены, что Джина Махавира даже смог достичь всеведения. Так вот, именно этот человек и основал джайнизм. В чём заключается это учение?

Любое живое существо рассматривается в джайнизме как джива – т.е. душа, вечное духовное существо. Джива находится в плену сансары – бесконечной череды рождений, смертей и новых рождений. Люди, находящиеся в таком состоянии, называются сансаринами. Цель состоит в том, чтобы достичь мокши – т.е. такого состояния, когда душа-джива от сансары освобождается. Человек, достигший такого состояния, называется сиддхом.

Путь к такому состоянию лежит через «три драгоценности джайнизма», каковыми считаются совершенное восприятие, совершенное знание и совершенное поведение. Установления джайнизма регламентируют не только внешнее поведение, но и умственное. Каждый джайн (так называются приверженцы джайнизма) даёт пять обетов, правда, для мирянина они будут не настолько строгими, как для монаха.

1.Ахимса – непричинение вреда ничему и никому живому. В соответствии с этим обетом нельзя заниматься не только охотой, рыболовством и скотоводством, но и земледелием – ведь при обработке земли какие-то существа тоже могут пострадать. Воду перед питьём надо процеживать, чтобы случайно не проглотить какое-нибудь насекомое, землю перед собой при ходьбе подметать, чтобы не раздавить муравья, и никуда нельзя ходить ночью, ведь в темноте можно не заметить какое-нибудь мелкое насекомое. Впрочем, имеется в виду не только физический вред (убийство и т.п.), но и косвенный – оскорбительные речи, нетерпимое отношение к чьим-то воззрениям.

2.Сатья – искренность и благочестие, правдивость. Впрочем, этот принцип считается второстепенным по отношению к предыдущему: если правда кого-то обидит, приведёт к насилию – лучше промолчать.

3.Астейя – «некража». Имеется в виду не только кража как таковая, нельзя присвоить потерянную кем-то вещь, купить что-то по цене, заниженной нечестно, а других людей надо всегда вознаграждать за их труд.

4.Брахмачарья – запрет на прелюбодеяние. Для монаха это означает полное воздержание от секса, для мирянина – требование не заниматься сексом ради минутного удовольствия.

5.Апариграха – нестяжательство. Для монаха это означает полный отказ от собственности, а также от дома и семьи, для мирянина – понимание того, что богатство иллюзорно, и стремиться копить его не надо.

Джины и Тиртханкары, достигшие духовного совершенства, почитаются в джайнизме как божества. Считается, что каждого джину при жизни окружают якши – божества-духи, которым Индра повелел заботиться о них, поэтому якши всегда изображаются рядом со статуями джин.

Своё почтение к освободившимся душам джайны выражают мантрой Навокар, которую можно читать в любое время.

Приверженцев джайнизма никогда не было много – слишком уж строги установления этой религии, тем не менее, она существует уже много веков и находит своих последователей, причём не только в Индии.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+