icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое ƒжайнизм?

  • 1841
  • 0

„то такое ƒжайнизм?

—ами приверженцы джайнизма убеждены, что их учение существовало всегда. »сторики называют более реальное врем€ возникновение этой индийской религии Ц ориентировочно IXЧVI вв. до н.э. »звестно даже им€ человека, который считаетс€ основателем джайнизма Ц это был ƒжи́на ћахави́ра (599 -527 гг. до н.э.), буддийские источники называют его другим именем Ц Ќигантха Ќатапута. —ледует заметить, что ƒжина Ц это не им€, это звание, которое в джайнизме присваиваетс€ великим духовным учител€м, переводитс€ это слово как Ђпобедительї. ¬сего в джайнизме известно 24 таких учител€, которых ещЄ называют тиртханкарами, т.е. Ђпоказавшими путьї.

∆ил этот проповедник в ту же эпоху, что и √аутама Ѕудда. ѕо рождению он принадлежал к касте кшатриев Ц владетельных воинов, т.е. знатных людей, но жизнь, приличествующа€ его происхождению, этого человека не привлекала. ќн предпочЄл долю странствующего аскета. ≈го последователи уверены, что ƒжина ћахавира даже смог достичь всеведени€. “ак вот, именно этот человек и основал джайнизм. ¬ чЄм заключаетс€ это учение?

Ћюбое живое существо рассматриваетс€ в джайнизме как джива Ц т.е. душа, вечное духовное существо. ƒжива находитс€ в плену сансары Ц бесконечной череды рождений, смертей и новых рождений. Ћюди, наход€щиес€ в таком состо€нии, называютс€ сансаринами. ÷ель состоит в том, чтобы достичь мокши Ц т.е. такого состо€ни€, когда душа-джива от сансары освобождаетс€. „еловек, достигший такого состо€ни€, называетс€ сиддхом.

ѕуть к такому состо€нию лежит через Ђтри драгоценности джайнизмаї, каковыми считаютс€ совершенное воспри€тие, совершенное знание и совершенное поведение. ”становлени€ джайнизма регламентируют не только внешнее поведение, но и умственное.  аждый джайн (так называютс€ приверженцы джайнизма) даЄт п€ть обетов, правда, дл€ мир€нина они будут не настолько строгими, как дл€ монаха.

1.јхимса Ц непричинение вреда ничему и никому живому. ¬ соответствии с этим обетом нельз€ заниматьс€ не только охотой, рыболовством и скотоводством, но и земледелием Ц ведь при обработке земли какие-то существа тоже могут пострадать. ¬оду перед питьЄм надо процеживать, чтобы случайно не проглотить какое-нибудь насекомое, землю перед собой при ходьбе подметать, чтобы не раздавить муравь€, и никуда нельз€ ходить ночью, ведь в темноте можно не заметить какое-нибудь мелкое насекомое. ¬прочем, имеетс€ в виду не только физический вред (убийство и т.п.), но и косвенный Ц оскорбительные речи, нетерпимое отношение к чьим-то воззрени€м.

2.—ать€ Ц искренность и благочестие, правдивость. ¬прочем, этот принцип считаетс€ второстепенным по отношению к предыдущему: если правда кого-то обидит, приведЄт к насилию Ц лучше промолчать.

3.јстей€ Ц Ђнекражаї. »меетс€ в виду не только кража как такова€, нельз€ присвоить потер€нную кем-то вещь, купить что-то по цене, заниженной нечестно, а других людей надо всегда вознаграждать за их труд.

4.Ѕрахмачарь€ Ц запрет на прелюбоде€ние. ƒл€ монаха это означает полное воздержание от секса, дл€ мир€нина Ц требование не заниматьс€ сексом ради минутного удовольстви€.

5.јпариграха Ц нест€жательство. ƒл€ монаха это означает полный отказ от собственности, а также от дома и семьи, дл€ мир€нина Ц понимание того, что богатство иллюзорно, и стремитьс€ копить его не надо.

ƒжины и “иртханкары, достигшие духовного совершенства, почитаютс€ в джайнизме как божества. —читаетс€, что каждого джину при жизни окружают €кши Ц божества-духи, которым »ндра повелел заботитьс€ о них, поэтому €кши всегда изображаютс€ р€дом со стату€ми джин.

—воЄ почтение к освободившимс€ душам джайны выражают мантрой Ќавокар, которую можно читать в любое врем€.

ѕриверженцев джайнизма никогда не было много Ц слишком уж строги установлени€ этой религии, тем не менее, она существует уже много веков и находит своих последователей, причЄм не только в »ндии.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+