Кинематограф в Индии процветал всегда: уже в 1913 году вышел первый немой полнометражный фильм, а к 1930 году кинопрокат составлял около 200 фильмов в год. Начиная с 1970-х годов и по сей день, Индия удерживает первое место по количеству снимаемых фильмов в год. Однако, бюджеты индийских и американских фильмов не сопоставимы и только каждый десятый болливудский фильм оправдывает свой бюджет.
В военные 30-е и 40-е годы сюжеты индийских фильмов были нарочито оптимистичными, либо поднимали острые социальные проблемы. Тогда это был самый популярный и массовый вид досуга рабочего населения. С появлением возможности снимать цветные картины в 50-х годах на киностудиях Индии приобрели особую популярность романтические картины и мюзиклы. Эта веха индийского кино признана «золотой эрой». Именно эти фильмы были так любимы в Советском Союзе. А в 70-х годах появился жанр мелодрамы с элементами боевика. Сюжеты были просты: красивая любовь, предательство, месть, хороший парень наказывает плохого парня. Фильмы производства индийских киностудий находили отклики не только у себя на родине: несколько картин разных времён получали награды на международных фестивалях, а фильм «Мать Индия» даже получил «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
Начиная с 2000-х годов количество и качество выпускаемых Болливудом фильмов постоянно растёт. Сценаристы находят интересные сюжеты, оригинальные ходы и стремятся не уступать своим западным коллегам. Так, фильм 2010 года «Меня зовут Кхан» собрал у себя на родине более 20 наград и покорил Берлинский кинофестиваль.
Но главные сюжеты индийских картин неизменны. Они обусловлены тем, что основная часть аудитории кинотеатров — это всё же простые бедные рабочие, которым хочется смотреть на зажигательные танцы и богатые наряды актёров, переживать судьбу простого бедного мальчишки, пытающегося «выбиться в люди». Важную часть любого фильма составляет музыка: диски с саундтреками в Индии покупают чаще, чем с самими фильмами.
Съёмка фильмов в Болливуде — процесс непрекращающийся и стихийный. Многие популярные актёры основывали свои собственные частные киностудии, привлекая к съёмкам своих родственников. В настоящее из них «выжила» только студия Раджа Капура. Сейчас съёмки там не ведутся, студия существует на отчисления от старых фильмов.
В Мумбае, в отличие от Голливуда, нет холма, на котором располагается знаменитая американская студия. В Индии студии, павильоны и прочие локации разбросаны по городу, без ярких внешних атрибутов и вывесок.
Всё чаще съёмки современных болливудских «высокобюджетных» фильмов проходят не только в Индии, но и в Африке, Германии, Америке, т.е., становятся выездными. И уже никого не удивляют виды альпийских лугов или безупречных английских газонов на экране.
Большинство знаменитых болливудских актёров не имеют профессионального актёрского образования. А актрисы, в основном, бывшие модели. На сегодняшний день, самая высокооплачиваемая актриса в Индии — это Айшвария Рай. Её средний гонорар за фильм составляет 250 тыс. долларов, что в 6 шесть раз ниже гонорара любого популярного актёра-мужчины. В Индии очень любят и почитают своих актёров: люди с удовольствием отслеживают их личную жизнь, подражают поступкам и внешности.
Индийская «фабрика грёз» — это огромная империя, которая внемлет стилю и роскоши запада, отвергая при этом жестокость и пошлость блокбастеров, продавая своим поклонникам справедливость и хэппи энд.