icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое богословие?

  • 3266
  • 0

„то такое богословие?

Ќ
Ќачина€ разговор о сущности богослови€, прежде всего, следует определить, чем богословие не €вл€етс€.

Ѕогословие Ц это не философи€ религии. «адача философии религии Ц рассмотреть религию с философских позиций: как и почему она возникла, какое место занимает в мире и в жизни отдельных людей, как соотноситс€ религиозные догматы с философскими мировоззренческими системами.

Ќе следует путать богословие и с религиоведением Ц междисциплинарной областью научных знаний, изучающей религии (и ныне существующие, и когда-то существовавшие) с позиций философии, психологии, социологии, истории.

»ными словами, философи€ религии и религиоведение наход€тс€ как бы Ђснаружиї по отношению к религии, мировоззрение исследовател€ тут, в общем-то, не €вл€етс€ определ€ющим: можно исповедовать одну религию, а изучать историю другой, можно вообще быть атеистом (недаром кафедры научного атеизма в отечественных вузах в 90-е гг. прошлого века так легко переименовали в кафедры религиоведени€). Ѕогослов же всегда Ђвнутриї религии, причЄм религии конкретной. Ќельз€ быть христианином и одновременно мусульманским богословом, или наоборот.

—амо слово Ђбогословиеї Ц это перевод-калька греческого слова Ђтеологи€ї, но приверженцы ѕравослави€ в нашей стране предпочитают именно термин Ђбогослови€ї, как бы дистанциру€сь тем самым от западноевропейской Ђтеологииї.

“ем не менее, происхождение слова сомнений не взывает. ¬первые его употребили в ƒревней √реции, и изначально теологами называлисьЕ поэты, которые в своих произведени€х воплотили легенды и мифы о греческих богах (например, √омера). ѕозже теологами стали называть философов, аллегорически истолковывающих мифы, как это делал, например, ‘ерекид —иросский (пожалуй, такое понимание несколько ближе к тому, что вкладываем сегодн€ мы в это слово). ј јристотель считал теологию (Ђучение о божественномї) составной частью философии нар€ду с математикой и физикой. ≈щЄ ближе к этому, пожалуй, понимание теологии философами-стоиками: изучение божественного откровени€ об устройстве мира.

— рождением христианства родилось и христианское богословие. ƒл€ чего оно было нужно?  азалось бы, —паситель всЄ дал, всЄ объ€снил, есть —в€щенное ѕисание, ноЕ не будем забывать, что —в€щенное ѕисание Ђдиктовалї Ѕог, но записывали всЄ-таки люди. » люди эти были Ђдетьмиї своей эпохи, а мир мен€етс€, мен€етс€ человеческое воспри€тие, мировоззрение Ц и христианские догматы, остава€сь неизменными, Ђживутї в мен€ющемс€ человеческом мире. » даже через три века после земной жизни —пасител€ могло быть не вполне пон€тно то, что было естественно в то врем€ когда ќн ходил по «емле с учениками, и тем более то, что записывалось во времена пророков. ¬от почему св€щенные тексты надо было вдумчиво анализировать, разрешать спорные вопросы.

ќдним из первых христианских богословов был јврелий јвгустин. ќн противопоставил €зыческой теологии (Ђбаснословному учению о богахї) истинную теологию Ц христианскую, трактуемую им как Ђтеорию, дающую объ€снение о Ѕогеї. ƒругой важной задачей раннехристианских богословов было оправдание христианства в услови€х преследовани€ его, поэтому многих из них называют апологетами (в переводе с греческого Ц Ђзащитительна€ речьї).  огда же Ц волевым решением императора  онстантина Ц гонени€ на христиан были прекращены, пришло врем€ разобратьс€ в собственном учении Ц прежде всего в том, как христиане понимают сущность Ѕога. »менно тогда Ц в ходе ¬селенских соборов Ц христианские богословы сформулировали основные догматы нашей церкви.

Ќо следует заметить, что само слово Ђтеологи€ї в ту эпоху имело весьма узкое значение: учение о —в€той “роице (сейчас дл€ этого используетс€ термин Ђтриадологи€ї). ¬ качестве обозначени€ учени€ о Ѕоге в более широком смысле оно утвердилось с XIII в., и первым употребил его в таком смысле французский философ ѕ.јбел€р.

¬ течение последующих веков вопрос об изменении догматов уже не вставал, но истолкование св€щенных текстов применительно к мен€ющимс€ реали€м не становилось менее актуальным. “ак, серьЄзным испытанием дл€ западной теологии стала эпоха –еформации, когда оп€ть пришлось защищать чистоту христианской веры от многочисленных искажений. ¬ этом отличились и такие де€тели, которых мы обычно и не ассоциируем с богословием. Ќапример, “.ћор, которого мы знаем как автора Ђ”топииї, немало полемизировал с де€тел€ми протестантизма по такому важному богословскому вопросу, как —пасение: достаточно ли дл€ него веры, имеет ли значение свободна€ вол€ человека и т.д.

¬ нашей стране богословие развивалось своим путЄм, в русле православного вероучени€.  онечно, нельз€ сказать, что православные богословы совсем уж отгораживались от западных коллег, но всЄ-таки православное богословие всегда имело свои особенности. “ак, православные богословы никогда не пытались подойти к Ѕогу с позиций научного исследовани€, в то врем€ как на «ападе ‘ома јквинский, например, пыталс€ доказывать существование Ѕога. ƒл€ своей эпохи получилось неплохо, но на новом витке развити€ науки оказалось, что они Ђне работаютї. ѕравославные богословы раньше пон€ли, что не стоит и пытатьс€, что Ѕог научному исследованию не принадлежит.

Ѕогословска€ мысль продолжает жить и в наше врем€. ѕеред ней посто€нно встают новые вопросы. Ќередко это бывает св€зано с изменением научной картины мира. “ак, новые вопросы поставила перед богословием теори€ ƒарвина, и споры богословом о соотношении этой теории с христианским мировоззрением продолжаютс€ до сих пор.

 ак это ни парадоксально, до сих пор нет единого ответа на вопрос, что такое богословие? —читать ли его наукой? ѕока богословие изучалось в специальных заведени€х, всЄ было более или менее €сно Ц существуют же музыкальные учебные заведени€, но это не значит, что надо считать музыку наукой. Ќо не так давно теологи€ пришла в университеты, в некоторых вузах страны по€вились кафедры теологии, и это поставило вопрос: имеет ли право богословие занимать место р€дом с наукой? ¬ каком соотношении с ней оно находитс€? Ќе придЄтс€ ли пересмотреть пон€ти€ и науки, и богослови€?

¬прочем, это только один из вопросов, сто€щих перед современным богословием. ј вопросов всегда больше, чем ответов, и это пожалуй, главное сходство между богословием и наукой.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+