icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое Аниматизм?

  • 3145
  • 2

Что такое Аниматизм?

В
В слове «аниматизм» нетрудно увидеть сходство с такими словами, как «анимация» (оживление, «одушевление» картинок), реанимировать (буквально – «возвращать душу»), иными словами, происходит оно от латинского слова «anima», что значит – «душа». Этот термин ввёл английский учёный-религиовед и социальный антрополог Р. Маретт (1866-1943 гг.). В то время уже существовала теория другого английского исследователя – Э. Тайлора – о том, что самой ранней формой религии был анимизм, представляющий собой веру в существование человеческих душ и духов, присущих всем остальным предметам и явлениям. Анимизма Р. Маретт не отрицал, но материал, собранный этнографами и миссионерами в Океании, убедил его, что и анимизм возник не на пустом месте! По мнению Р. Маретта, ему предшествовала ещё более ранняя форма человеческого мировоззрения. Вот эту форму учёный назвал преанимизмом, но позднее утвердился термин аниматизм.

Так что же представляет собой анимизм, и в чём состоит его принципиальное отличие от анимизма?

Анимизм предполагает в первую очередь веру в человеческую душу – нематериальную сущность, отделимую от человеческого тела. Немаловажно, что сущность эта представляется личностью. Далее возникает представление, что подобные нематериальные сущности есть и у животных, у растений, рек, гор, и даже у грома, огня и других природных явлений. Причём по анологи с человеческой душой все эти духи тоже представляются имеющими личностную природу. Они могут быть добрыми и злыми (пока ещё не столько в морально-нравственном смысле, сколько в плане полезности или вредности по отношению к человеку), их можно прогневить, если не подчиняться каким-то правилам (скажем, охотиться в «неположенное» время), с ними можно договориться, особенно путём жертвоприношений.

В аниматизме же (на стадии, предшествующей анимизму) ничего подобного нет. Здесь мы не найдём «личностных» духов – здесь мы увидим лишь веру в некую безличную нематериальную сущность. Сам Р.Маретт называл её «мана» – именно так именовали эту сущность меланезийцы. Конечно, у других народов, находящихся на этой стадии, существовали другие названия для такого понятия: ирокезы называли эту таинственную силу «оренда», пигмеи – «мегбе», алгонкины – «маниту». Сущность религии на этой стадии состояла не в «установлении контакта», не во «взаимоотношениях» с духами, как это будет в анимизме, а в овладении этой безличной нематериальной силой.

Р. Мариетт сравнивал эту силу («мана») с электроэнергией, присутствующей в электромоторе или электрической лампочке. Основной недостаток теории Э.Тайлора он видел в излишней рациональности, в то время как первоосновой религиозного опыта древнейших людей было эмоциональное освоение окружающего мира.

Насколько верна эта теория? Ни у одного ныне существующего народа, относящегося к т.н. «примитивным», аниматизма в чистом виде учёные не обнаружили. Там где прежде говорилось о «безличной силе», более тщательные исследования всё-таки выявили представление о некоем личностном духе. В аниматизме можно усмотреть определённое сходство с гилозоизмом – направления в античной философии, основой которого было представление о всеобщей одушевлённости всего макрокосма и микрокосма. Таких взглядов придерживались Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Но возвести гилозоизм непосредственно к первобытному аниматизму всё-таки нельзя.

mas
Марк Блау

С точки зрения анимизма душа существует реально, или же это только память о человеке, живущая вместе с теми, кто этого человека помнит?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+