icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое јниматизм?

  • 3607
  • 2

„то такое јниматизм?

¬
¬ слове Ђаниматизмї нетрудно увидеть сходство с такими словами, как Ђанимаци€ї (оживление, Ђодушевлениеї картинок), реанимировать (буквально Ц Ђвозвращать душуї), иными словами, происходит оно от латинского слова Ђanimaї, что значит Ц Ђдушаї. Ётот термин ввЄл английский учЄный-религиовед и социальный антрополог –. ћаретт (1866-1943 гг.). ¬ то врем€ уже существовала теори€ другого английского исследовател€ Ц Ё. “айлора Ц о том, что самой ранней формой религии был анимизм, представл€ющий собой веру в существование человеческих душ и духов, присущих всем остальным предметам и €влени€м. јнимизма –. ћаретт не отрицал, но материал, собранный этнографами и миссионерами в ќкеании, убедил его, что и анимизм возник не на пустом месте! ѕо мнению –. ћаретта, ему предшествовала ещЄ более ранн€€ форма человеческого мировоззрени€. ¬от эту форму учЄный назвал преанимизмом, но позднее утвердилс€ термин аниматизм.

“ак что же представл€ет собой анимизм, и в чЄм состоит его принципиальное отличие от анимизма?

јнимизм предполагает в первую очередь веру в человеческую душу Ц нематериальную сущность, отделимую от человеческого тела. Ќемаловажно, что сущность эта представл€етс€ личностью. ƒалее возникает представление, что подобные нематериальные сущности есть и у животных, у растений, рек, гор, и даже у грома, огн€ и других природных €влений. ѕричЄм по анологи с человеческой душой все эти духи тоже представл€ютс€ имеющими личностную природу. ќни могут быть добрыми и злыми (пока ещЄ не столько в морально-нравственном смысле, сколько в плане полезности или вредности по отношению к человеку), их можно прогневить, если не подчин€тьс€ каким-то правилам (скажем, охотитьс€ в Ђнеположенноеї врем€), с ними можно договоритьс€, особенно путЄм жертвоприношений.

¬ аниматизме же (на стадии, предшествующей анимизму) ничего подобного нет. «десь мы не найдЄм Ђличностныхї духов Ц здесь мы увидим лишь веру в некую безличную нематериальную сущность. —ам –.ћаретт называл еЄ Ђманаї Ц именно так именовали эту сущность меланезийцы.  онечно, у других народов, наход€щихс€ на этой стадии, существовали другие названи€ дл€ такого пон€ти€: ирокезы называли эту таинственную силу Ђорендаї, пигмеи Ц Ђмегбеї, алгонкины Ц Ђманитуї. —ущность религии на этой стадии состо€ла не в Ђустановлении контактаї, не во Ђвзаимоотношени€хї с духами, как это будет в анимизме, а в овладении этой безличной нематериальной силой.

–. ћариетт сравнивал эту силу (Ђманаї) с электроэнергией, присутствующей в электромоторе или электрической лампочке. ќсновной недостаток теории Ё.“айлора он видел в излишней рациональности, в то врем€ как первоосновой религиозного опыта древнейших людей было эмоциональное освоение окружающего мира.

Ќасколько верна эта теори€? Ќи у одного ныне существующего народа, относ€щегос€ к т.н. Ђпримитивнымї, аниматизма в чистом виде учЄные не обнаружили. “ам где прежде говорилось о Ђбезличной силеї, более тщательные исследовани€ всЄ-таки вы€вили представление о некоем личностном духе. ¬ аниматизме можно усмотреть определЄнное сходство с гилозоизмом Ц направлени€ в античной философии, основой которого было представление о всеобщей одушевлЄнности всего макрокосма и микрокосма. “аких взгл€дов придерживались ‘алес, јнаксимандр, јнаксимен. Ќо возвести гилозоизм непосредственно к первобытному аниматизму всЄ-таки нельз€.


mas
ћарк Ѕлау

— точки зрени€ анимизма душа существует реально, или же это только пам€ть о человеке, живуща€ вместе с теми, кто этого человека помнит?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+