icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћариса ѕопруга
 ультура и искусство

„то такое акмеизм?

  • 5113
  • 39

„то такое акмеизм?

Ђ—реди миров, в мерцании светил

ќдной «везды € повтор€ю им€...

Ќе потому, чтоб € ≈е любил,

ј потому, что € томлюсь с другимиї

”знали?  онечно, это песн€ ¬ысоцкого, скажет каждый, кто хоть немного знаком с его творчеством. » многие удивл€ютс€, узнав, что первым исполнителем этого прекрасного романса был јлександр ¬ертинский. » уж совсем мало кто знает, что стихотворение, с легкой руки ¬ертинского ставшее шл€гером, в 1909 году написал замечательный русский поэт »ннокентий ‘едорович јнненский. »менно его, нар€ду с поэтом ћихаилом  узминым, прин€то считать Ђпредвестникомї акмеизма Ц модернистского течени€ в русской поэзии, возникшего в начале XX века. ј јнна јхматова считала јнненского своим Ђучителемї. ‘ормально €вл€€сь символистом, јнненский лишь в ранний период своего творчества писал сообразно с иде€ми символизма. ѕоздним его стихам присуща простота и €сность. »менно эти качества и легли в основу нового поэтического направлени€ - акмеизма.

ј как же все начиналось? —о скандала. Ќаверное, все слышали о знаменитой ЂЅашнеї ¬€чеслава »ванова Ц поэтическом салоне, расположенном в квартире поэта, который был известен всему ѕетербургу. »менно здесь с осени 1905 года на заседани€ Ђјкадемии стихаї каждую среду собиралось все поэтическое сообщество. ¬ эти Ђсредыї происходило чтение и обсуждение стихов, молодые поэты знакомились с мэтрами, обменивались опытом, искали новые поэтические формы.

» вот в одну из таких сред, осенью 1911 года, Ќиколай √умилев читал ЂЅлудного сынаї. —тихотворение было подвержено уничижительной критике мэтрами символизма во главе с ¬. »вановым. ѕритом критика была высказана в достаточно резкой и грубой форме. ¬ ответ на это в ЂЅашнеї вспыхнул Ђбунтї. √умилев с друзь€ми демонстративно покинули заседание Ђјкадемии стихаї и в противовес ей организовали поэтическое сообщество Ђ÷ех поэтовї.

ј год спуст€, осенью 1912 года, шесть основных членов Ђ÷еха поэтовї: Ќ. √умилев, ј. јхматова, ќ. ћандельштам, ћ. «енкевич, —.√ородецкий и ¬. Ќарбут решили не только формально, но и идейно отмежеватьс€ от символистов. ќни организовали новое поэтическое сообщество, назвав себ€ акмеистами, т. е. вершиной (от греческого akme Ц вершина, расцвет, зрелость, высша€ степень чего-либо).

ј чем же отличалось новое течение от символизма, в противовес которому оно и было создано? ” акмеистов не было детально разработанной философско-эстетической программы. Ќо в отличие от поэзии символизма, главным мотивом которой €вл€лась тайна, окутанна€ ореолом мистики, мимолетность, небрежность, сиюминутность быти€, поэзи€ акмеизма была реалистичной. «ыбкость и туманность символов акмеисты заменили точными словесными образами. Ќапример, у јхматовой: Ђћолюсь оконному лучу Ц он бледен, тонок, пр€мї.

јкмеисты считали, что не нужно пр€татьс€ за символами Ц слово должно приобрести свой изначальный, пон€тный всем смысл. ј наивысшей точкой в их иерархии ценностей была культура, которую они отождествл€ли с общечеловеческой пам€тью. ѕоэтому в их поэзии так часты обращени€ к мифологическим и библейским сюжетам и персонажам.

ќсновными принципами акмеизма €вл€ютс€:

- возвращение поэзии €сности и освобождение от призывов к идеальному, присущих символистам;

- отказ от мистической туманности, прин€тие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности;

- придание слову определенного, точного значени€;

- четкость образов и отточенность деталей;

- обращение к человеку и его подлинным чувствам;

- поэтизаци€ мира первозданных эмоций и природного биологического начала;

- взаимосв€зь с минувшими литературными эпохами, широкие эстетические ассоциации.

јкмеисты были не только организованным течением с общей теоретической программой. Ёто была группа разных, но очень талантливых поэтов. “олько три имени Ц √умилев, јхматова, ћандельштам Ц что значат дл€ русской поэзии!  роме того, их всех объедин€ла лична€ дружба. ” символистов же такого дружеского единства не было.

“ем не менее, как литературное течение акмеизм просуществовал всего около двух лет. ¬ феврале 1914 года в группе произошел раскол и Ђ÷ех поэтовї был закрыт. «а это врем€ акмеисты успели выпустить дес€ть номеров своего журнала Ђ√иперборейї, редактором которого был поэт ћихаил Ћозинский и несколько поэтических альманахов. ¬последствии были попытки возобновить де€тельность Ђ÷еха поэтовї, но вновь созданные объединени€ существовали недолго. ѕоследний, третий Ђ÷ех поэтовї, вновь созданный Ќиколаем √умилевым, по€вилс€ в 1920 году и просуществовал в ѕетрограде вплоть до его трагической гибели.

 роме названных мной поэтов акмеистами были √. јдамович, √. »ванов, ¬.  ривич, ћ. Ћозинский, ¬. Ўилейко.

ј что акмеизм дал русской литературе? Ќе побоюсь снова повторить эти три выдающихс€ имени Ц Ќиколай √умилев, јнна јхматова, ќсип ћандельштам! Ќаверное, только благодар€ немеркнущей славе этих поэтов до сих пор, сто лет спуст€, сохранилс€ интерес к акмеизму.

‘еномен русской культуры конца XIX начала XX века называют —еребр€ным веком. Ќо в большей степени это словосочетание относитс€ именно к поэзии русского модернизма, состо€щей из трех крупнейших направлений Ц символизма, акмеизма и футуризма. —еребр€ный век подарил миру таких разных, самобытных, талантливых, гениальных поэтов. —ейчас даже невозможно себе представить русскую литературу без этих великих имен. ј словосочетание —еребр€ный век лично у мен€ ассоциируетс€ с чем-то необычайно музыкальным, возвышенным и прекрасным!


deb
Olek Lewandowsky

 лассна€ стать€! +++ Ќе сильно разбираюсь в поэзии, но теперь понимаю почему люблю јхматову, √умилева и ћандельштама - за €сность и подлинность. —пасибо за статью, Ћариса!

pro
Ћеонид ƒев€тых

¬еликолепно подан материал, м€гко, поэтично. “аков и авторский слог. Ќесомненный +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+